Акт об отказе от подписания приказа об увольнении – это официальная бумага, устанавливающая факт отказа от заверения распоряжения руководителя работником, в отношении которого был издан приказ об увольнении. Процедура всегда оформляется соответствующими документами.

Файлы для скачивания:

Увольнение по инициативе работодателя

Статьи 81, 84, 84.1 действующей редакции Трудового кодекса содержат положения о процедуре увольнения сотрудников по инициативе работодателя. При наличии достаточных оснований руководитель организации получает право расторгнуть трудовой договор со своим подчинённым. По общему правилу работник должен быть ознакомлен с каждым документом, составляемым в его отношении, и приказ об увольнении не является исключением.

Многие ошибочно полагают, что отказ от подписания поможет избежать увольнения или хотя бы его отсрочить. Необходимо учесть, что такое предположение является ошибочным. Часть вторая статьи 84.1 Закона о труде гласит, что в случае отказа от заверения распоряжения автографом составляется отдельный документ – акт об отказе подписать приказ, а на самом распоряжении ставится соответствующая отметка.

Отказ от подписания

Отказ от подписания всегда выражается в активных действиях лица. Если сотрудник попросту отсутствует на территории предприятия по тем или иным причинам, это нельзя расценить как отказ.

В качестве самой распространённой причины отказа можно выделить несогласие с решением администрации фирмы. Сотрудник вероятнее всего планирует оспорить распоряжение в судебном порядке или путём обращения в трудовую инспекцию. В таком случае предпочтительнее будет выразить свою позицию о несогласии на самом приказе и всё-таки подписать его.

Процедура

Обязанность по ознакомлению сотрудника с изданным в его отношении приказом ложится на одного из работников компании. Это может быть начальник кадровой службы или иной представитель отдела кадров. Именно это лицо и будет заниматься составлением акта.

Следует отметить, что процедура носит коллективный характер. Ответственному сотруднику придётся заручиться поддержкой как минимум двух коллег, которые должны будут заверить официальную бумагу своими автографами, подтверждающими полноту и достоверность изложенных в ней сведений. В теории должности свидетелей не играют практической роли, однако на практике будет лучше привлечь максимально незаинтересованных работников. Так итоговое заключение будет максимально объективным. В противном случае уволенный сотрудник может сослаться на предвзятое отношение и оспорить распоряжение директора.

Отказ от подписания и отказ от ознакомления – это различные понятия. Работник может прочесть документ, но отказаться в нём расписаться. В случае отказа от ознакомления, следует предпринять попытку зачитать текст вслух. Если и этого сделать не удалось, отмечаем этот момент в документе.

Что отражается в официальной бумаге

Существующая на сегодняшний день практика сформировала вполне конкретный список моментов, который должен был отражен в акте об отказе от подписания приказа об увольнении. Речь идёт о следующих положениях:

  • ссылка на приказ руководителя;
  • обозначение ФИО и должностей всех участников процедуры, в том числе увольняемого работника;
  • был ли подчинённый ознакомлен с текстом;
  • причины отказа (если известны).

Форма документа

В настоящий момент любая официальная бумага, регулирующая взаимоотношения работника и работодателя, может быть составлена в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Акт об отказе от подписания приказа об увольнении не является исключением из общего правила.

Отметим, что свободная форма документа также подразумевает соответствие определённым критериям, а именно:

  • соблюдение чёткой структуры (реквизиты, основная часть и автографы);
  • расшифровка подписей ответственных лиц;
  • обозначение реквизитов (дата, место, время, уникальный номер);
  • ссылки на иные официальные бумаги (приказ руководителя).

Написать текст рекомендуется на чистом листе бумаги формата А4 или на фирменном бланке организации при наличии такового. В первом случае придётся вручную прописывать наименование предприятия.

Исполнить содержание допускается одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Как правило, составление настоящего акта носит экстренный характер, происходит на месте. Ни о каком печатном варианте в таком случае речи не идёт. Тем не менее отметим, что способ написания текста не может повлиять на юридическую силу официальной бумаги.

Пошаговая инструкция по составлению акта

Для удобства работы с официальной бумагой условно разделим её на четыре структурных блока: реквизиты, сведения об участниках процедуры, данные о случившемся инциденте и подписи ответственных лиц. Следует уделить должное внимание каждому из них.

Начинаем с реквизитов, присваивая настоящему акту уникальный номер для документооборота на предприятии, хранения согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляя дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) составления. Здесь же прописываем наименование организации-работодателя со ссылкой на его организационно-правовую форму (ОАО, ООО).

Ниже по документу указываем ФИО и должности согласно штатному расписанию ответственного сотрудника, свидетелей и отказывающегося от подписания лица. Далее отмечаем точное время составления (может иметь решающее значение). Затем указываем, был ли работник ознакомлен с текстом распоряжения (дата, номер издания). Если был, то каким образом. Следом обуславливаем причины отказа, если они известны.

Примерный образец

На этом процесс составления акта подходит к завершению. Необходимо заверить его автографами ответственного сотрудника и свидетелей. Подписи обязательно должны быть расшифрованы. Итоговый вариант передаётся руководителю для принятия дальнейших решений.