4.2. Действия работников при возникновении аварии или аварийной ситуации

4.2. Действия работников при возникновении аварии
или аварийной ситуации

4.2.1. Сообщить о происшествии поездному диспетчеру или дежурному по станции;

прекратить работу в случае возникновения угрозы жизни и здоровью себе или людям и покинуть опасную зону, сообщить о случившемся руководителю работ, далее выполнять его указания;

при возможности принять меры по устранению аварии или аварийной ситуации или оградить опасную зону с целью предупреждения несчастных случаев. В случае пожара действовать согласно инструкции о мерах пожарной безопасности;

принять участие в оказании первой помощи пострадавшему, используя имеющуюся аптечку для оказания первой помощи и подручные средства при возможности и необходимости;

при возможности принять меры к организации отправки пострадавшего до ближайшей железнодорожной станции при невозможности прибытия на место происшествия медицинских работников;

принять меры к сохранению обстановки на месте происшествия до начала расследования, если это не мешает движению подвижного состава, не угрожает жизни и здоровью людей. В случае невозможности сохранения обстановки ее необходимо зафиксировать средствами фотосъемки или видеозаписи.

4.2.2. При возникновении аварийных ситуаций во время работы с использованием грузоподъемной машины, управляемой с пола, слесарь, выполняющий обязанности стропальщика, обязан:

остановить подъем и перемещение груза;

опустить груз, а если это не представляется возможным, принять меры к ограждению места под грузом;

выключить электрический рубильник;

поставить в известность о возникшей ситуации лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.

4.2.3. В случае, когда на сортировочной горке произошел сход подвижного состава, слесарь должен:

немедленно прекратить все работы;

известить о случившемся руководителя работ;

принять меры к эвакуации из зоны аварии (схода) и оказанию первой помощи пострадавшим при их наличии;

выполнять все указания руководителя аварийных работ.

Запрещается выполнять какие-либо работы на сортировочной горке до ее полного освобождения от подвижного состава.

В случае попадания на вагонный замедлитель (в зону тормозной позиции) груза из поврежденного при аварии (сходе) подвижного состава запрещается выполнение работ по его ремонту и обслуживанию до удаления попавшего на вагонный замедлитель и прилегающую территорию груза и нейтрализации его остатков (в случае разлива/рассыпания горючих, ядовитых и других опасных веществ).

4.2.4. При возникновении аварийной ситуации, связанной с проливом или россыпью груза, необходимо выполнять следующие требования и мероприятия:

об аварийном происшествии или инциденте слесарь должен сообщить по имеющимся видам связи дежурному по горке (далее - ДСПГ). Сообщение должно содержать сведения об обстоятельствах аварийного происшествия или инцидента, наименовании груза (если возможно установить), количестве опасного груза;

при проливе или россыпи груза не прикасаться к пролитому или просыпанному веществу;

вызвать бригаду скорой медицинской помощи, если причинен вред жизни и здоровью работников.

4.2.5. При срабатывании в помещениях специализированных мастерских сортировочной горки автоматической установки пожарной сигнализации (далее - АУПС) слесарь должен:

прекратить все работы, которые велись на текущий момент;

выявить причину срабатывания сигнализации;

сообщить о происшествии руководителю работ, ДСПГ или диспетчеру структурного подразделения дирекции инфраструктуры.

В случае, если причиной срабатывания пожарной сигнализации послужило задымление, не являющееся следствием пожара и не приводящее к возгоранию, следует устранить причину задымления и доложить диспетчеру структурного подразделения дирекции инфраструктуры и ответственному за работу АУПС работнику о срабатывании сигнализации.

Порядок действий в случае, если причиной срабатывания АУПС послужило возгорание, приведен ниже.

4.2.6. В случае пожара необходимо действовать в соответствии с местной инструкцией о мерах пожарной безопасности.

При возникновении пожара в помещениях специализированных мастерских сортировочной горки слесарь должен:

немедленно сообщить о пожаре руководителю работ и в пожарную охрану, указав точное место возникновения пожара и фамилию, имя, отчество сотрудника, сообщившего о пожаре;

оповестить окружающих и, при необходимости, вывести людей из опасной зоны;

опустить груз (при работе грузоподъемной машиной, управляемой с пола);

отключить электрооборудование (в том числе грузоподъемную машину), выключить электроинструмент, перекрыть подачу воздуха от воздушной магистрали к шлангу пневмоинструмента;

выключить приточно-вытяжную вентиляцию;

вместе с другими работниками перенести емкости с горючими жидкостями и веществами в безопасное место;

по возможности принять меры к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения;

воспользоваться СИЗ органов дыхания, органов зрения, кожи лица и головы для защиты от паров и газов опасных химических веществ, включая продукты горения.

При возникновении возгорания, пожара вблизи рабочего места слесарь должен выключить электроинструмент, перекрыть подачу воздуха от воздушной магистрали к шлангу пневмоинструмента, вместе с другими работниками перенести емкости с бензином, керосином и другими горючими жидкостями и веществами в безопасное место.

4.2.7. При обнаружении обрыва проводов контактной сети или воздушных линий, а также свисающих с них посторонних предметов, необходимо немедленно сообщить об этом руководителю работ, диспетчеру структурного подразделения, дежурному по ближайшей станции (далее - ДСП), энергодиспетчеру или поездному диспетчеру (далее - ДНЦ), на ближайший дежурный пункт района контактной сети или района электроснабжения. До прибытия бригады района контактной сети или района электроснабжения необходимо оградить это место и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м. Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, для предотвращения попадания под шаговое напряжение следует выходить из опасной зоны мелкими (не более 0,1 м) скользящими шагами.

В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети и воздушных линий выходят из габарита приближения строений к пути и могут быть задеты при проходе поезда, это место необходимо оградить сигналами остановки.

4.2.8. При использовании в помещении самосрабатывающих огнетушителей слесарь должен знать их размещение в помещении. Рабочее место должно размещаться с учетом зоны возможного разлета осколков. Величина зоны указана в руководстве по эксплуатации на огнетушитель.

4.2.9. При пользовании воздушно-пенными, углекислотными или порошковыми огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты) не допускается направлять на людей. При попадании пены на незащищенные участки тела следует стереть ее платком или какой-либо тканью и тщательно смыть чистой водой.

4.2.10. В электроустановках напряжением до 1000 В разрешается производить тушение без снятия напряжения с токоведущих частей углекислотными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к токоведущим частям ближе 1 м.

4.2.11. Тушение пожара от внутреннего противопожарного водопровода должно производиться расчетом из двух человек: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, второй по команде раскатывающего рукав открывает кран.

4.2.12. При тушении очага возгорания кошмой пламя следует накрывать так, чтобы огонь из-под нее не попал на человека, тушащего пожар.

4.2.13. При тушении очага возгорания песком совок или лопату не следует поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.

4.2.14. Тушить горящие предметы, расположенные на расстоянии менее 2 м от находящихся под напряжением электроустановок до 1000 В разрешается только порошковыми или углекислотными огнетушителями. Тушить горящие предметы, расположенные на расстоянии ближе 7 м в электроустановках выше 1000 В, в том числе контактной сети и воздушных линий электропередачи, разрешается только после сообщения руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети и (или) других линий электроснабжения снято, и они заземлены.

4.2.15. Тушение очага возгорания, расположенного на расстоянии более 7 м от контактного провода, находящегося под напряжением, допускается без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м в соответствии с Правилами электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 19 апреля 2016 г. N 699р.

При нахождении огня ближе 7 метров от контактной сети или воздушной линии электропередачи тушение разрешается только после отключения и заземления соответствующих участков контактной сети и воздушных линий электропередачи.

4.2.16. При возгорании на работнике одежды необходимо как можно быстрее погасить огонь, но при этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками. Воспламенившуюся одежду нужно быстро сбросить, сорвать либо погасить, заливая водой. На работника в горящей одежде можно накинуть плотную ткань, брезент, которые после ликвидации пламени необходимо убрать, чтобы уменьшить термическое воздействие на кожные покровы. При этом нельзя укрывать голову работника, так как это может привести к поражению дыхательных путей и отравлению токсичными продуктами горения.

4.2.17. Если с работником произошел несчастный случай, необходимо немедленно освободить пострадавшего от воздействия травмирующего фактора, оказать ему первую помощь и сообщить руководителю работ о несчастном случае. После оказания первой помощи пострадавшего следует доставить в медицинское учреждение (медпункт).

4.2.18. При других авариях и аварийных ситуациях необходимо руководствоваться:

Регламентом взаимодействия работников, связанных с движением поездов, с работниками локомотивных бригад при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на путях общего пользования инфраструктуры ОАО "РЖД", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 12 декабря 2017 г. N 2580р;

Регламентом действий работников структурных подразделений ОАО "РЖД" при получении информации о травмировании граждан, не связанных с производством, подвижным составом, утвержденным ОАО "РЖД" 29 мая 2015 г. N 290.