4.2. Услуги по диагностике

4.2. Услуги по диагностике

В настоящее время неразрушающий контроль и техническую диагностику объектов инфраструктуры выполняют собственные структурные подразделения предприятий инфраструктурного комплекса ОАО "РЖД", которые организационно и хозяйственно напрямую зависят от этих предприятий. В то же время для реализации требований Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию необходима гармонизация функционирования железнодорожного транспорта, в частности, реализация принципа недопустимости одной и той же организации быть и исполнителем, и контролером своей деятельности.

Функционирующая сегодня в ОАО "РЖД" система неразрушающего контроля и технической диагностики элементов инфраструктуры обеспечивает определенные показатели безопасности движения поездов. С другой стороны, данная система обуславливает значительную составляющую стоимости неразрушающего контроля и технической диагностики объектов инфраструктуры в общей цене эксплуатационных расходов ОАО "РЖД".

Современные тенденции систем менеджмента качества и зарубежный опыт показывают, что независимость и объективность результатов контроля и диагностики можно обеспечить лишь в случае разделения функций эксплуатации и диагностики, а также выполнения работ по контролю и диагностике в форме оказания услуги (внешнего технического аудита) состояния элементов инфраструктуры организациями, аккредитованными Федеральной службой на данный вид деятельности. Деятельность по диагностике и мониторингу устройств инфраструктуры на выделенном полигоне, являясь обязательным элементом общего технологического процесса по текущему содержанию пути, может быть передана сторонней компании без внесения изменений в технологический процесс по содержанию пути.

Приоритет при проведении конкурсных процедур по выбору организаций, предоставляющих такие услуги, наиболее целесообразно дать производителям мобильных средств диагностики и диагностического оборудования.

Подобные организационные изменения позволят:

а) снять эксплуатационные расходы по контролю и диагностике элементов верхнего строения пути с ОАО "РЖД", снизить затраты на содержание и ремонты средств диагностики и инфраструктурной составляющей при сохранении высокого уровня безопасности движения;

б) получить независимую достоверную оценку состояния устройств инфраструктуры, что позволит перейти от регистрации уже случившихся отказов объектов и устройств к более точному прогнозированию его предотказного состояния и принятию соответствующих сбалансированных мер.

Основные этапы внедрения оказания услуг по диагностике сторонними организациями:

а) 1 этап - разработка Концепции оказания услуг по комплексной диагностике устройств инфраструктуры сторонними организациями для ОАО "РЖД";

б) 2 этап - выбор формы оказания услуг (полная или частичная передача (аренда) основных фондов и функций сторонней организации) и пилотного полигона применения;

в) 3 этап - технический аудит и консалтинг существующей системы диагностики устройств инфраструктуры на отдельной железной дороге, определенной для реализации пилотного проекта. Разработка предложений и выбор оптимальной комплексной системы на основе анализа полученных результатов технического аудита, формирование технико-экономического обоснования по передаче данного вида деятельности сторонней организации;

г) 4 этап - разработка и утверждение регламентов взаимодействия заказчика и исполнителя;

д) 5 этап - подготовка и заключение договора на оказание услуг (взаимная ответственность сторон);

е) 6 этап - оказание услуг по комплексной диагностике согласно утвержденному техническому регламенту взаимодействия;

ж) 7 этап - ежемесячный мониторинг и факторный анализ деятельности исполнителя и заказчика и внесение необходимых корректировок в регламенты.

В целях апробации и отработки технологии оказания услуг для ОАО "РЖД" по контролю и диагностике элементов верхнего строения пути сторонней аккредитованной организацией необходима реализация пилотного проекта по внедрению такой услуги на малодеятельных участках железнодорожных линий с применением мобильных лабораторий на комбинированном ходу в пределах отдельной железной дороги.