2.4. Переустройство обделки и ее элементов

2.4. Переустройство обделки и ее элементов

147. Все работы, связанные с ликвидацией негабаритности, капитальным ремонтом или реконструкцией обделки и ее элементов, должны производиться на основании проектов, утвержденных в установленном порядке.

148. При капитальном ремонте и реконструкции тоннелей горным способом работы должны выполняться под прикрытием металлических несущих кружал, конструкция и расстояние между которыми определяются проектом.

149. Перед каждой установкой металлических кружал в тоннеле следует производить проверку качества их изготовления внешним осмотром и измерением размеров. На основании результатов проверки составляется акт, разрешающий производство работ. Акт составляется начальником участка, маркшейдером и представителем железной дороги.

150. Установка и демонтаж кружал должны производиться при помощи кружалоустановщика.

Вновь изготовленный кружалоустановщик перед началом работ должен приниматься в эксплуатацию комиссией под председательством технического руководителя (главного инженера) строительного подразделения и снабжен инструкцией по его безопасному использованию.

151. Установленные в тоннеле кружала должны быть соединены между собой горизонтальными и диагональными связями в объеме, предусмотренном проектом. Соединение обеих половин кружал в замке должно производиться на все болты, причем не разрешается прожигать отверстия в накладках и самих кружалах. Для обеспечения устойчивости в поперечном сечении тоннеля кружала должны иметь замкнутую форму или закрепляться в нижних своих частях анкерными устройствами. Запрещается оставлять в тоннеле отдельно стоящие кружала без их раскрепления.

152. Кружала должны опираться на прочное основание, обеспечивающее их устойчивость на весь период работы. Установленные металлические кружала следует раскреплять клиньями, забиваемыми между кружалами и обделкой на расстоянии через 1 - 1,5 м по высоте.

153. В случае установки металлических кружал в пробиваемые углубления в обделке - штрабы, их необходимо устанавливать сразу после окончания пробивки штрабы. Последующую штрабу разрешается разрабатывать лишь после установки кружала в готовую штрабу и подкрепления обделки на кружала. Размеры штраб и расстояние между ними определяются конструкцией и расстояниями между кружалами.

154. Перед разборкой кладки свода обделки по верху кружал должен быть уложен настил из досок, плотно пригнанных друг к другу и надежно скрепленных с кружалами, исключающий просыпание грунта и падение предметов внутрь тоннеля.

155. После установки кружал руководитель работ должен проверить качество монтажа узлов кружал и правильность их установки. Правильность установки кружал проверяется пропуском габаритной рамы перед окончанием каждого "окна" и открытием движения.

156. Демонтаж или частичную разборку кружал необходимо производить в соответствии с проектом, предусматривающим безопасное ведение этих работ. Не допускается удаление болтов, соединяющих кружала, а также горизонтальных и диагональных связей без предварительного закрепления конструкции кружал на балке или рычаге кружалоустановщика.

157. При переустройстве обделки и ее элементов максимальную длину одновременно разрабатываемых участков в зависимости от инженерно-геологических условий следует принимать:

- для однопутных тоннелей - не более 6 м;

- для двухпутных - не более 4 м;

- для тоннелей, заложенных в слабых неустойчивых грунтах, - не более 2 м.

158. Разборку дефектной обделки следует начинать с верхней точки свода (замка) и вести одновременно с каждой стороны от замка по направлению к фундаментам. При этом в случае проходки верхней штольни и последующего расширения ее профиля на калотту необходимо особое внимание уделять надежности постановки крепи. Все элементы крепи должны быть плотно пригнаны и расклинены.

159. Деревянные кружала для бетонирования нового свода должны изготавливаться из досок толщиной не менее 50 мм и раскрепляться на металлические кружала или другую несущую конструкцию.

160. Укладку бетонной смеси в свод обделки необходимо вести радиальными слоями толщиной 200 - 300 мм на всю длину участка бетонирования одновременно с двух сторон тоннеля от пят к замку без перерыва в работе во избежание создания одностороннего давления, разрушения опалубки и создания аварийной ситуации.

161. При реконструкции или ремонте обратных сводов разработанные в лотковой части тоннеля стены траншей при глубине более 0,8 м должны быть закреплены. Над траншеей следует устраивать настилы. В места вскрытия траншей под действующими путями необходимо устанавливать металлические разгрузочные пакеты. Находиться в траншеях при движении поездов, в том числе хозяйственных, запрещается.

162. Снятие разгрузочных пакетов разрешается после достижения бетоном обратного свода 70% проектной прочности.

163. Разборку кладки обделки для устройства ниш и камер следует выполнять с соблюдением требований по их креплению, последовательности операций по разработке грунта и возведению новой обделки.

164. В зоне ведения работ по разборке существующей и возведению новой обделки должны оборудоваться свободный проезд для транспорта и проход для работников с соблюдением установленных проектом габаритов. В случае бетонирования обделки над проездами и проходами последние должны быть перекрыты сплошным настилом из досок. На расстоянии 40 м от зоны бетонных (опалубочных, арматурных) работ вывешивается освещенный указатель: "Внимание! Тихий ход", "Опасная зона".

165. При реконструкции обделки в электрифицированных тоннелях ведение работ должно производиться в соответствии со специальной инструкцией, разработанной с учетом местных условий и обусловливающей перечень работ, которые могут выполняться только при снятом напряжении и заземлении контактного провода. При этом в инструкции должны быть отражены вопросы порядка производства работ и движения поездов, меры безопасности в зависимости от вида тока и величины напряжения в контактном проводе, возможности появления наведенного напряжения от контактной подвески соседнего пути, наличия контроля и назначения ответственных лиц и других требований. Инструкция разрабатывается строительным подразделением с участием представителей железной дороги и согласовывается с профсоюзной организацией или лицом, ее представляющим.

166. Кружала и лекала для бетонирования свода и стен, опалубка, арматурные каркасы должны быть раскреплены. Правильность их установки, надежность крепления опалубки, лесов и рабочих настилов должны быть проверены руководителем работ до бетонирования обделки.

167. В случае механизированного возведения обделки секции сборной или передвижной опалубки тележки для монтажа, демонтажа и перевозки опалубки и другое оборудование и приспособления для сооружения обделки должны быть изготовлены по проекту, иметь паспорт предприятия-изготовителя и приниматься в эксплуатацию комиссией с участием технического руководителя (главного инженера), главного механика и начальника участка строительного подразделения, ведущего работы, а также представителей территориального органа Ростехнадзора и железной дороги.

168. Каждый последующий элемент сборной опалубки разрешается устанавливать лишь после окончательного закрепления ранее установленного элемента.

169. Пользоваться лестницами, ящиками, досками на подставках вместо подмостей при укладке бетонной смеси, установке и снятии опалубки, монтаже арматуры запрещается.

170. При необходимости спуска бетонной смеси с верхнего горизонта на нижний нужно пользоваться желобами, лотками и трубами, имеющими в верхней части уширение или воронку, перекрытую металлической решеткой с ячейками размером не более 300 - 300 мм, а в нижней части ограждение.

171. Разборка, снятие и перестановка передвижной опалубки допускается с разрешения и под контролем руководителя работ.

172. В случае применения механизированной подачи бетонной смеси бетононасосами или пневмобетоноукладчиками необходимо следить за креплением бетоноводов и за плотностью соединений его звеньев.

173. При подаче бетонной смеси бетононасосом (пневмобетоноукладчиком) необходимо соблюдать следующие требования:

- вокруг бетононасоса следует оставлять проходы шириной не менее 1 м;

- рабочие места оператора бетононасоса и рабочих, укладывающих бетонную смесь, должны быть связаны световой или звуковой сигнализацией;

- у выходного отверстия бетоновода должен быть установлен козырек-отражатель;

- перед подачей бетонной смеси замковые соединения бетоновода должны быть очищены и плотно закрыты;

- проталкивать бетонную смесь в горловине приемного бункера бетононасоса (пневмобетоноукладчика) и снимать соединения звеньев бетоновода разрешается только после остановки бетононасоса и снятия давления в сети.

174. При очистке бетоновода у его выходного отверстия помимо козырька-отражателя следует устанавливать деревянный щит, слегка наклоненный в сторону бетоновода; при этом все работники должны быть удалены от выходного отверстия бетоновода не менее чем на 10 м. Подачу сжатого воздуха необходимо вести с перерывами через 5 - 10 с, наблюдая за показаниями манометра.

175. До начала работы бетононасоса или пневмобетоноукладчика необходимо испытать всю систему бетоновода гидравлическим способом, под давлением в 1,5 раза превышающим рабочее.

176. При устранении неисправностей оборудования и ликвидации "пробок" в шлангах и трубопроводах следует удалить из них сжатый воздух и отключить электрическую сеть.

177. Работники, приготавливающие бетонную смесь с различными химическими добавками, должны иметь защитные очки с небьющимися стеклами, резиновые перчатки и фартуки. Вблизи места выполнения работ должны находиться бак с чистой водой и нейтрализующий раствор для оказания первой помощи. При применении полимерных добавок необходимо пользоваться респиратором с противогазовым патроном кратковременного действия.

178. Работы по монтажу, демонтажу и перемещению передвижных опалубок должны производиться в соответствии с ППР. При перемещении опалубки нахождение работников на опалубке, под ней и в зоне перемещения запрещается.