2.2. Проходка штолен, разработка калотт и штросс

2.2. Проходка штолен, разработка калотт и штросс

103. Разработку грунта и крепление штолен, калотт, штросс и других выработок следует вести в соответствии с ППР и паспортом крепления.

104. Размеры поперечного сечения штолен определяются условиями производства работ. Минимальная ширина однопутных штолен в свету определяется габаритом принятого подземного транспорта с зазорами не менее 0,25 м между крепью и подвижным составом с одной стороны и 0,7 м со стороны прохода для работников. Высота штольни, измеряемая в свету временной крепи от головки рельса откаточных путей, должна быть не менее 1,8 м, а при применении для откатки электровозов - не менее 2,5 м.

105. Врезка штольни со стороны порталов реконструируемых тоннелей должна быть закреплена так, чтобы исключалась всякая возможность падения кусков породы или материалов с откосов на действующий железнодорожный путь. Для обеспечения устойчивости первого звена крепи у устья штолен оно должно быть надежно раскреплено подкосами со стороны подходной выемки. Допускается в благоприятных инженерно-геологических условиях крепление врезки производить анкерной крепью и набрызгбетоном с соблюдением требований безопасности этих видов работ.

106. Все сопряжения и пересечения горизонтальных, наклонных и вертикальных выработок независимо от крепости и устойчивости грунтов должны быть прочно закреплены.

107. Воздуховоды, вентиляционные и водопроводные трубы в штольнях должны быть расположены так, чтобы не препятствовать движению подвижного состава, перемещению материалов, оборудования и свободному передвижению работников.

108. В местах капежа следует устраивать водоотводящие зонты, а для прохода рабочих по подошве выработки укладывать трапы.

109. Все проемы в подошве верхней транспортной штольни, служащие для спуска грунта в тоннель на платформы, прохода в калотты или другие выработки, должны иметь устойчивые и прочные съемные щиты на всю площадь проемов.

110. При проходке штольни на уклоне более 10 градусов нужно устраивать барьеры для предотвращения скатывания вагонеток по уклону, расстояние между которыми определяется проектом на ведение этих работ.

111. Рассечку верхней штольни из фурнели для разработки калотты разрешается производить только после проходки фурнели до ее проектной отметки.

112. При перекреплении штольни или увеличении ее поперечного сечения запрещается удалять одновременно более двух рам без предварительной установки подхватов. Рамы, расположенные рядом с удаляемыми, должны быть усилены лонгаринами, рошпанами и скобами. Между штольневыми рамами запрещается оставлять рошпаны, не закрепленные скобами.

113. Длина калотт при перекладке сводов, определяемая инженерно-геологическими условиями, в любом случае не должна превышать 6 м для однопутного тоннеля и 4 м - для двухпутного.

114. Крепь калотты в любой стадии работ по ее раскрытию должна представлять собой устойчивую систему, способную воспринимать горное давление. Раскрытие калотт, смежных с переложенными участками свода, допускается производить только по достижении 70% проектной прочности бетоном новой обделки тоннеля.

115. Паспорт крепления калотт и штросс должен содержать следующие данные:

- размеры выработки, элементов и конструкций временной крепи;

- способ подачи крепежных материалов в выработку;

- способ выдачи грунта из выработки;

- размещение кружал и лекал в тоннеле при разработке калоттного профиля или штросс;

- особые условия работы, связанные с режимом движения поездов в тоннеле;

- характеристику грунтов, данные об их устойчивости, а также особенности производства работ на ранее восстановленных или реконструированных участках тоннеля.

116. При раскрытии калотт из верхней штольни крепление последней должно быть усилено унтерцугами на длину, превышающую длину разрабатываемой калотты на 1,5 м в каждую сторону от нее.

117. Лонгарины крепи калотты своими концами должны опираться на переложенные своды или на грунт в специально разработанные гнезда. Опирание концов лонгарин в грунте должно быть плотным на длину не менее 0,35 м с каждой стороны.

118. При раскрытии калотт не допускается опережение ее забоя от ранее установленной лонгарины на расстояние более длины одного ряда марчеван, определяемой ППР.

119. Каждая разрабатываемая калотта должна быть освещена в любое время суток для удобства осмотра и крепления выработки на всех стадиях ее разработки и сооружения нового свода.

120. Снятие опалубки и кружал допускается производить лишь при достижении бетоном установленной проектом прочности, но не менее чем через трое суток после окончания бетонирования.

121. Нахождение калоттных выработок во временном креплении не должно превышать 15 суток, по истечении которых необходимо возвести постоянную обделку либо выполнить усиление временной крепи.

122. При подведении стен под готовый реконструированный свод обделки к разработке боковых штросс разрешается приступать после набора бетоном свода прочности не менее 70% проектной.

123. При появлении треска во временной крепи калотты или других признаках явного нарастания горного давления работы по проходке необходимо прекратить и поставить дополнительную крепь в разработанной части. В случае опасности обвала все работы в калотте следует немедленно прекратить, вывести всех рабочих в безопасное место и доложить руководителю работ.

124. Разработку боковых штросс при реконструкции тоннеля надо производить в шахматном порядке в соответствии с ППР и паспортом крепления. Запрещается разработка боковых штросс одновременно в одном поперечном сечении тоннеля.

125. При разработке боковых штросс в неустойчивых и трещиноватых грунтах обнажение стен без временной крепи допускается на 1,5 м по высоте и до 2,0 м по ширине с последующим закреплением временной крепью. По мере разработки штросс под пяту свода обязательно должны подводиться стойки временной крепи, количество и размеры которых определяются паспортом крепления.

126. Запрещается опрокидывать вагонетки с бетоном, выгружать бетон из автосамосвалов и вести бетонирование стен при нахождении работников в колодце штроссы.

127. По мере разработки лотковой части тоннеля при ликвидации вертикальной негабаритности под пути должны подводиться тиранты. Запрещается разрабатывать грунт в лотке под путями, если на путях стоит вагонетка, и откатывать вагонетку, если в лотке находятся люди.