X. ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНО-БЫТОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАБОТНИКОВ

X. ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНО-БЫТОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАБОТНИКОВ

10.1. Для обеспечения нормальных санитарно-гигиенических условий работников всех профессий, связанных с технической эксплуатацией ВОЛП ЖТ, должны быть оборудованы санитарно-бытовые и вспомогательные помещения в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04, СНиП 2.09.02, межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда.

10.2. Приказом по подразделению ОАО "РЖД" должен назначаться работник, ответственный за общее состояние жилых, бытовых и производственного назначения вагонов, фургонов или мобильных инвентарных зданий (оборудование, электроснабжение, пожарную безопасность).

10.3. В каждом подразделении ОАО "РЖД" должны быть отапливаемые санитарно-бытовые помещения, содержащие: гардеробные, душевые, умывальные, санузлы (уборные), а также помещения для стирки, химической чистки, сушки и ремонта спецодежды, помещения здравоохранения и общественного питания. Для курения должны быть оборудованы специальные места за пределами производственных помещений.

Санитарно-бытовые помещения должны содержаться в чистоте и порядке.

10.4. Для приема пищи должна быть столовая или специально оборудованное помещение.

Помещение для приема пищи должно быть оборудовано бытовым шкафом, обеденным столом, холодильником, плитой, титаном.

Хранение и прием пищи на рабочих местах не допускается.

Пункты для приема пищи могут быть постоянными и передвижными.

10.5. Внутренняя поверхность стен санитарно-бытовых помещений в зданиях жилых, бытовых и производственного назначения вагонах и фургонах должна покрываться материалами, не выделяющими во внешнюю среду токсических веществ и допускающими мытье водой с применением моющих средств.

10.6. Санитарно-бытовые условия в жилых, бытовых и производственного назначения вагонах должны удовлетворять требованиям нормативных актов по охране труда, обслуживанию жилых и служебных вагонов.

10.7. Каждый жилой вагон, фургон или инвентарное мобильное здание должны иметь жилые отсеки, кухню, умывальную, сушилку, коридор, тамбур, оборудование для обогрева.

10.8. Место стоянки жилых, бытовых и производственного назначения вагонов, фургонов или размещения инвентарных мобильных зданий должно быть согласовано с местными органами санитарного надзора и с соответствующими органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте.

10.9. Станционные железнодорожные пути, используемые для стоянки жилых, бытовых и производственного назначения вагонов, должны быть тупиковыми и, как правило, неэлектрифицированными. Стрелки, ведущие на железнодорожный путь стоянки вагонов, должны находиться в положении, исключающем заезд на этот железнодорожный путь подвижного состава; перевод стрелок должен быть исключен установкой накладок.

Если путь, на котором стоят жилые, бытовые и производственного назначения вагоны, электрифицирован, то контактная сеть должна быть отключена и заземлена постоянным заземлением; при предполагаемой длительной стоянке (более года) контактная сеть, кроме заземления, секционируется путем врезки в провода изоляторов.

10.10. Выходы из жилых, бытовых и производственного назначения вагонов должны располагаться в сторону "поля" (при стоянке на крайних железнодорожных путях) или в сторону малодеятельных железнодорожных путей. У каждого вагона следует установить лестницы со ступеньками до земли и перилами; ступеньки должны систематически очищаться от льда и снега.

Территория стоянки жилых, бытовых и производственного назначения вагонов, фургонов и размещения инвентарных зданий должна быть благоустроена и удовлетворять санитарным нормам.

10.11. Жилые, бытовые и производственного назначения вагоны, фургоны и инвентарные мобильные здания не разрешается устанавливать: в охранной зоне линии электропередачи, вблизи складов горюче-смазочных материалов, на открытых возвышенных местах.

10.12. Руководство подразделений ОАО "РЖД" должно обеспечить безопасную эксплуатацию электрохозяйства жилых, бытовых и производственного назначения вагонов, фургонов и инвентарных мобильных зданий.

В подразделении ОАО "РЖД" должен быть назначен работник, имеющий группу по электробезопасности для электротехнического персонала не ниже III, ответственный за электрохозяйство и за эксплуатацию электрохозяйства в районе расположения жилых, бытовых и производственного назначения зданий, вагонов и фургонов (в том числе за содержание в порядке внутренних электросетей и вводов) и обеспечивающий подключение электросети вагонов, фургонов и зданий (жилого и производственного назначения) к источникам электропитания.

10.13. При подключении проводов к местной электросети расстояние от проводов, при их максимальном провисании, до поверхности земли должно соответствовать указанному в межотраслевых нормативных актах и нормативно-технических документах, устанавливающих требования безопасности к воздушным линиям электропередачи.

При длине пролета более 25 м необходимо устанавливать около жилого, бытового и производственного назначения вагона, фургона или инвентарного мобильного здания дополнительную вводную опору.

Воздушные линии электропередачи, проходящие по территории расположения жилых, бытовых и производственного назначения вагонов, фургонов или мобильных инвентарных зданий, должны иметь изолированные провода.

10.14. Для подключения жилых, бытовых и производственного назначения вагона, фургона или мобильного инвентарного здания к электросети на вводной (или дополнительной) опоре должен быть установлен щиток с рубильником и плавкими предохранителями, смонтированный в корпусе из изоляционного материала.

10.15. Ввод электропроводов в жилой, бытовой или производственного назначения вагон, фургон или инвентарное мобильное здание осуществляется через трубку из изоляционного материала, которая должна заканчиваться с внутренней стороны фургона изолирующей втулкой, а с наружной стороны - изолирующей воронкой. Расстояние между вводами электросети и радиосети должно быть не менее 1,5 м.

10.16. Заземление жилых, бытовых и производственного назначения вагонов, фургонов, инвентарных мобильных зданий должно выполняться в соответствии с требованиями межотраслевых и отраслевых нормативных актов.

Металлическая обшивка вагонов, фургонов, мобильных зданий, металлические лестницы и поручни должны иметь между собой надежный контакт.

В вагонах, фургонах или мобильных инвентарных зданиях производственного назначения все металлические конструкции и оборудование должны быть заземлены.

При наличии нескольких вагонов или фургонов электропитание подается через вводный кронштейн к первому вагону или фургону. Затем изолированный провод или кабель прокладывается внутри вагона или фургона. Подвешивать провода над крышами вагонов или фургонов запрещается.

10.17. До подключения жилых, бытовых и производственного назначения вагонов, фургонов и инвентарных мобильных зданий к источникам электропитания должна быть проверена электропроводка внутри вагонов, фургонов, зданий и между ними, а также наличие изолированных вводов, заземлены металлические лестницы и поручни, металлические конструкции и обшивка жилых, бытовых и производственного назначения вагонов, фургонов и инвентарных мобильных зданий, приспособления и оборудование производственного назначения.

10.18. Руководство подразделения ОАО "РЖД" должно следить за тем, чтобы подключение ввода к электросети и подключение нулевого провода к болту заземления жилого, бытового и производственного назначения вагона, фургона и инвентарного мобильного здания производилось после осмотра всего электрохозяйства (включая заземление) представителем местной электросети совместно с работником, ответственным за электрохозяйство. При этом должен составляться акт, подтверждающий соответствие электрических устройств действующим межотраслевым нормативным актам и нормативно-техническим документам, устанавливающим требования безопасности к электрооборудованию.

При подключении напряжение с электросети должно быть снято.

10.19. При наличии собственной передвижной электростанции электроэнергия подается в жилые, бытовые и производственного назначения вагоны, фургоны, мобильные здания после проведения всех подготовительных работ, связанных с подачей электроэнергии и устройства защитного заземления вагонов, фургонов, мобильного здания и электростанции.

Контур заземления жилых, бытовых и производственного назначения вагонов, фургонов, мобильных зданий должен быть соединен проводником соответствующего сечения с заземляющим устройством передвижной электростанции.

10.20. Переносные лампы, применяемые для работы в жилых, бытовых и производственного назначения вагонах, фургонах, мобильных зданиях, должны иметь напряжение не выше 42 В. Корпус понижающего трансформатора и вторичная обмотка должны быть заземлены. Осуществление электропитания через автотрансформаторы запрещается.

10.21. Если обнаружен оборванный провод или напряжение на металлических частях жилого, бытового или производственного назначения вагона, фургона или инвентарного мобильного здания, необходимо рубильником, установленным на вводной опоре, отключить электросеть. Подходить близко к оборванному проводу и прикасаться к нему без диэлектрических средств защиты (диэлектрических перчаток и галош) запрещается.

При обнаружении оборванного провода электросети, обрыва заземления, неисправности патронов, штепсельных розеток, выключателей, а также наличия напряжения на обшивке жилого, бытового и производственного назначения вагона, фургона, здания или поручнях лестницы необходимо немедленно сообщить об этом лицу, ответственному за электрохозяйство.

10.22. Жилые вагоны, фургоны и инвентарные модульные здания, используемые для проживания работников, перед каждым циклом заселения или по эпидемиологическим показателям должны подвергаться санитарной и дезинфекционной обработке.

10.23. В местах расположения жилых, бытовых и производственного назначения вагонов, фургонов и зданий должны быть оборудованы противопожарные щиты. В каждом вагоне, фургоне или инвентарном мобильном здании должен быть огнетушитель, а также аптечка, укомплектованная медикаментами и перевязочными средствами.

10.24. Жилые и бытовые вагоны, фургоны или инвентарные мобильные здания должны быть оборудованы системой отопления.

Система отопления должна соответствовать расчетным данным и обеспечивать температурный режим в вагоне, фургоне или здании в пределах плюс 18 - 24 °С. В умывальном помещении температура воздуха должна быть не менее плюс 25 °С, в туалетах - от плюс 16 до плюс 18 °С.

10.25. При вахтовом методе производства работ руководство подразделения ОАО "РЖД" должно обеспечить поддержание в холодное время года в жилых и бытовых вагонах, фургонах и жилых зданиях указанной в п. 10.24 температуры, приготовление к окончанию рабочего дня необходимого количества кипятка для проживающих в вагонах и фургонах-общежитиях; регулярную, не реже чем через 7 дней, смену постельного белья; снабжение топливом для приготовления пищи и отопления.

10.26. Каждый жилой вагон, фургон или инвентарное мобильное здание должны быть снабжены по числу проживающих необходимыми принадлежностями и бельем: матрасами с наматрасниками, подушками с наволочками, одеялами, простынями, пододеяльниками, полотенцами, а также чайной и столовой посудой.

Мягкий инвентарь (матрасы, подушки, одеяла) должен быть закреплен за проживающими и подвергаться дезинфекции ежегодно, а также при выдаче ранее использованного инвентаря новым лицам.

Для уборки жилых помещений должен быть предусмотрен соответствующий промаркированный инвентарь: ведра для мойки полов, швабры, моющие средства. Профилактическая дезинфекция, дезинсекция и дератизация должны выполняться систематически согласно действующим инструкциям.

10.27. В местах производства работ должно быть организовано питьевое водоснабжение. В специально отведенных местах должны быть установлены бачки или сосуды, защищенные от попадания пыли и других вредных веществ.

В бачках или сосудах должна находиться ежедневно сменяемая кипяченая вода с температурой не выше плюс 20 °С и не ниже плюс 8 °С (исходя из расчета удовлетворения потребностей всех работников).

Сосуды с водой должны быть с фонтанчиками или кранами и иметь плотно закрывающиеся крышки. Ежедневно их следует очищать и промывать. Емкости для перевозки и хранения воды, помимо ежедневной промывки и очистки, необходимо периодически (1 раз в три дня) обрабатывать разрешенными к применению дезинфицирующими растворами.

Переноска воды разрешается только в закрытых сосудах.

10.28. Вместимость баков с водой в жилых вагонах, фургонах, инвентарных зданиях должна обеспечивать не менее суточной потребности в воде максимального количества проживающих работников. Норма расхода воды на одного человека должна быть не менее 30 л в сутки. Конструкция водяных баков должна обеспечивать возможность полного слива воды, а также удобную чистку и промывку баков. Бак для горячей воды должен быть оборудован приспособлением для ее подогрева.

10.29. При выполнении работ по трассе прокладки ВОК специалисты, отвечающие за организацию работ по технической эксплуатации ВОЛП ЖТ, должны:

обеспечивать работников питьевой водой (в термосах или флягах) в соответствии с действующими санитарными нормами;

оборудовать максимально приближенные к месту работы помещения для приема пищи.

10.30. Ответственный руководитель работ должен инструктировать работников о том, чтобы в перерывах для принятия пищи и после работы они сняли спецодежду и обязательно вымыли руки с мылом, а если работа велась с припоем, содержащим свинец, перед приемом пищи, курением и по окончании работы работники тщательно помыли руки теплой водой с мылом, предварительно ополоснув их 1%-ным раствором уксусной кислоты.

Ответственный руководитель работ должен запрещать принимать пищу в местах работы с ВОК.

10.31. В установленных местах должны находиться аптечки или сумки первой помощи, укомплектованные медикаментами и перевозочными материалами.

На внутренней стороне верхней крышки аптечки должно быть указано назначение медикаментов.

Все работники должны знать места расположения аптечек и уметь оказывать первую помощь пострадавшему, а также знать средства вызова медицинской помощи.

В местах сбора работников должны быть вывешены адреса и телефоны медицинских учреждений.

10.32. Системы водоснабжения и канализации стационарных зданий должны соответствовать требованиям СНиП 2.04.01, СНиП 2.04.02, СНиП 2.04.03 и СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 24 (зарегистрировано Минюстом России 31 октября 2001 г. N 3011).