4.1. Действия работников при возникновении аварийных ситуаций

4.1. Действия работников при возникновении
аварийных ситуаций

4.1.1. При производстве лесохозяйственных работ могут возникнуть следующие аварийные ситуации:

неисправности моторного инструмента, тракторов, лесосечных и других машин, угрожающие жизни работников;

угроза сползания или опрокидывания машины по склону;

загорание машины;

возникновение лесного пожара;

грозовой разряд;

обрыв контактного провода или провода воздушной линии электропередач.

4.1.2. В случае возникновения аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, работник должен прекратить работу, немедленно сообщить о случившемся руководителю работ или руководству предприятия и далее выполнять их указания или действовать в соответствии с утвержденным руководителем предприятия планом ликвидации аварий.

4.1.3. При перегреве двигателя моторного инструмента остановить его и дать возможность охладиться. Охлаждать двигатель водой или снегом запрещается.

При зажиме пильного аппарата в пазе необходимо выключить двигатель и только после этого освободить пильный аппарат.

При внезапном обрыве пильной цепи следует заглушить двигатель пилы, взять запасную пильную цепь и произвести ее замену.

При сбеге пильной цепи с шины необходимо заглушить двигатель и установить пильную цепь на шину.

4.1.4. При работе на машине при показаниях приборов, оповещающих о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить машину и выключить двигатель. После охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты.

Открывать крышку радиатора для контроля уровня охлаждающей жидкости необходимо в рукавицах с особой осторожностью, остерегаясь ожогов. Вначале следует ослабить ее, выпустив пар, а затем снять крышку у горловины.

4.1.5. При заклинивании дверцы кабины необходимо воспользоваться выходом через открывающиеся окна; при невозможности воспользоваться ими - разбить стекло и покинуть кабину.

4.1.6. При возникновении пожара для тушения пламени необходимо использовать огнетушитель, находящийся в кабине машины.

4.1.7. Подтаскивание деревьев (хлыстов) необходимо прекратить, если они уперлись в щит трактора, дерево, пень. После выключения лебедки следует ослабить канат и освободить зацепившиеся деревья (хлысты).

4.1.8. При обрыве цепи пильного механизма у машин, применяемых для валки, определить по положению пильной шины размер недопиленной части древесины для оценки устойчивости дерева. Если недопил незначителен, приземлить дерево. Если недопил большой, освободить шину из пропила, взять запасную пильную цепь и произвести ее замену.

4.1.9. При работе на склоне при угрозе сползания или опрокидывания необходимо немедленно покинуть машину, если возможно выключить двигатель, вызвать руководителя работ и действовать согласно его указаниям.

4.1.10. Во время грозы работа и передвижение в лесу должны быть приостановлены. Необходимо укрыться в помещении, а при его отсутствии принять меры безопасности: выключить радиостанции, отключить и заземлить антенны, все металлические предметы сложить в удалении не менее 10 м от места, где люди будут пережидать грозу.

Во время грозы все машины должны быть остановлены, двигатели выключены.

Необходимо занять безопасное место на поляне, участке молодняка, между деревьями, растущими в 20 м и более одно от другого, в горах и холмистой местности ближе к середине склона. По возможности лучше расположиться на изолирующем материале (сухом валежнике, бересте и пр.).

Во время грозы запрещается:

находиться в кабине машины и ближе 15 - 20 м от машины, производить все сливоналивные операции со светлыми нефтепродуктами, а также заправку машин;

находиться в движении;

находиться на вершинах гор, холмов и на опушке леса;

останавливаться у ручьев, рек, озер;

прятаться под отдельно стоящими деревьями, скалами, камнями и прислоняться к ним;

стоять возле опор и под проводами линий связи и электропередач, возле триангуляционных и других вышек и знаков (на расстояние менее 10 м).

4.1.11. При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания необходимо выключить двигатель моторного инструмента или машины.

4.1.12. При возникновении пожара в полосе отвода железной дороги и реальной угрозе движению поездов, безопасности окружающих работников необходимо немедленно сообщить руководителю работ и приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения.

4.1.13. При тушении очага загорания кошмой пламя следует накрывать так, чтобы огонь из-под нее не попал на человека.

4.1.14. При тушении очага загорания песком совок или лопату не следует поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.

4.1.15. При загорании на человеке одежды необходимо как можно быстрее погасить огонь, но при этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками. Воспламенившуюся одежду нужно быстро сбросить, сорвать. На человека в горящей одежде можно накинуть плотную ткань, брезент, которые после ликвидации пламени необходимо убрать, чтобы уменьшить термическое воздействие на кожу человека. При этом нельзя укрывать голову человека, так как это может привести к поражению дыхательных путей и отравлению токсичными продуктами горения.

4.1.16. Тушить горящие предметы, расположенные на расстоянии менее 2 м от находящихся под напряжением частей контактной сети и воздушных линий электропередачи, разрешается только углекислотными или порошковыми огнетушителями.

Тушить очаг загорания водой и воздушно-пенными огнетушителями можно только после сообщения руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято, и она заземлена.

При попадании пены на незащищенные участки тела необходимо стереть ее платком или другим материалом и смыть водным раствором соды.

4.1.17. Тушение очага загорания, расположенного на расстоянии более 7 м от контактной сети и воздушных линий электропередачи, находящихся под напряжением, допускается без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.

4.1.18. При обнаружении оборванного провода контактной сети, волновода или провода воздушной линии электропередачи, а также свисающих с него посторонних предметов, необходимо принять меры к ограждению этого опасного места и сообщить об этом дежурному по станции, на ближайший дежурный пункт района контактной сети или района электроснабжения, или, по возможности, поездному диспетчеру и энергодиспетчеру.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, для предотвращения попадания под шаговое напряжение, следует выходить из опасной зоны, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой.

До прибытия бригады района контактной сети (района электроснабжения) следует оградить место обрыва и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванному проводу ближе 8 м. В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети и воздушной линии электропередачи выходят за габарит приближения строений и могут быть задеты при проходе поезда, необходимо это место оградить сигналами остановки.