5.3. Требования охраны труда при техническом обслуживании аккумуляторных батарей

5.3. Требования охраны труда при техническом обслуживании
аккумуляторных батарей

5.3.1. Обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств должно выполняться специально обученным персоналом, имеющим группу по электробезопасности не ниже III.

5.3.2. Требования охраны труда при техническом обслуживании малообслуживаемых стационарных свинцово-кислотных аккумуляторов устанавливаются эксплуатационной документацией на конкретные типы аккумуляторов.

5.3.3. Работники, обслуживающие аккумуляторную батарею, должны быть обеспечены приборами для контроля напряжения отдельных элементов батареи, плотности электролита, специальным инвентарем, специальной одеждой (костюм грубошерстный или хлопчатобумажный с кислотостойкой пропиткой, резиновые сапоги (под брюки) или боты) и защитными средствами (резиновый фартук, защитные очки и резиновые перчатки).

5.3.4. В аккумуляторных помещениях приточно-вытяжная вентиляция должна работать непрерывно или автоматически включаться перед началом заряда и отключаться не ранее чем через 1,5 часа после окончания заряда, или применяться принудительная вентиляция.

5.3.5. Работы по пайке пластин в аккумуляторном помещении допускаются при следующих условиях:

- пайка разрешается не ранее чем через 2 часа после окончания заряда. Батареи, работающие по методу постоянного подзаряда, должны быть за 2 ч до начала работ переведены в режим разряда;

- до начала работ помещение должно быть провентилировано в течение 1,5 ч;

- во время пайки должна выполняться непрерывная вентиляция помещения;

- место пайки должно быть ограждено от остальной батареи негорючими щитами;

- во избежание отравления свинцом и его соединениями должны быть приняты специальные меры предосторожности и определен режим рабочего дня в соответствии с инструкциями по эксплуатации и ремонту аккумуляторных батарей. Работы должны выполняться по наряду.

5.3.6. При монтаже и эксплуатации аккумуляторных батарей напряжением более 110 В необходимо соблюдать следующие требования:

- при монтаже аккумуляторных батарей должны быть приняты меры по ограничению напряжения делением батареи на секции с общим напряжением до 120 В, соединения между которыми устанавливаются в последнюю очередь после проверки правильности монтажа и изолированности секций;

- выполнять работу на аккумуляторных батареях высокого напряжения должны не менее двух работников;

- при работах с аккумуляторными батареями высокого напряжения применять инструмент с изолирующими рукоятками, диэлектрические перчатки и диэлектрические ковры или галоши;

- по окончании монтажа на видном месте у батареи должна быть нанесена надпись "Аккумуляторная батарея высокого напряжения".

5.3.7. При монтаже, демонтаже и обслуживании аккумуляторных батарей необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

- замена аккумуляторов в аккумуляторной батарее должна производиться после отключения батареи от нагрузки;

- все работы по передвижению и выравниванию стеллажей должны быть выполнены до установки на них аккумуляторных банок;

- банки на стеллажи должны быть установлены до заливки в аккумуляторы электролита;

- перед включением смонтированной батареи на заряд необходимо проверить правильность и надежность соединений между отдельными аккумуляторами и с батарейными шинами;

- не прикасаться руками без диэлектрических резиновых перчаток к токоведущим частям (клеммам, контактам, электропроводам).

5.3.8. Во время эксплуатации все межэлементные соединения должны быть закрыты изоляционными крышками. При измерении напряжения элементов аккумуляторной батареи следует использовать отверстия, предусмотренные в защитных крышках.

5.3.9. При работах с кислотой или щелочью необходимо надевать костюм грубошерстный или хлопчатобумажный с кислотостойкой пропиткой, резиновые сапоги (под брюки) или боты, резиновый фартук, защитные очки и резиновые перчатки.

5.3.10. Бутыли с кислотой (концентрированным раствором щелочи) для приготовления электролита и порожние бутыли должны храниться в отдельном помещении. Хранить бутыли в помещении аккумуляторной не допускается.

5.3.11. На всех сосудах с кислотой, электролитом, дистиллированной водой должны быть сделаны соответствующие надписи (наименования).

5.3.12. Выливать кислоту из бутыли следует при помощи специальных приспособлений (сифонов, качалок).

5.3.13. При приготовлении электролита для кислотных аккумуляторов кислота должна вливаться тонкой струей (во избежание интенсивного нагрева раствора) в термостойкий и стойкий к воздействию серной кислоты (керамический, эбонитовый, свинцовый) сосуд с дистиллированной водой. Запрещается вливать дистиллированную воду в кислоту во избежание выброса закипевшей воды вместе с кислотой из емкости. В готовый электролит доливать дистиллированную воду разрешается.

5.3.14. Электролит или дистиллированную воду следует доливать в аккумуляторы при помощи сифона с резиновым шаром или резиновой груши. Аналогичные действия производить при отборе излишка электролита.

5.3.15. При эксплуатации щелочных никель-кадмиевых батарей запрещается:

- использовать посуду (воронки, кружки, ареометры), ранее применявшуюся для заливки электролита в кислотные аккумуляторы и батареи;

- допускать короткие замыкания (одновременного прикосновения к разноименным полюсам аккумуляторов и батарей) при работе с торцевым ключом и другими инструментами.

5.3.16. Для приготовления щелочного электролита запрещается пользоваться оцинкованной, луженой, алюминиевой, керамической посудой, а также посудой, в которой приготовлялся электролит для кислотных аккумуляторов. Банки должны иметь плотно закрывающиеся крышки.

5.3.17. Большие куски едкого калия следует раскалывать, накрывая их чистой тканью. Раздробленные куски едкого калия необходимо осторожно опускать в дистиллированную воду при помощи стальных щипцов.

Брать щелочь руками запрещается.

5.3.18. При попадании кислоты или щелочи на открытые части тела необходимо немедленно промыть этот участок тела струей холодной воды, после чего следует доставить пострадавшего к врачу.

Нельзя использовать растворы кислот и щелочей для нейтрализации химического агента на коже пострадавшего.

5.3.19. Транспортировка заряженных аккумуляторов к месту установки на дрезинах или автотранспортных средствах должна производиться в специальных контейнерах.

На транспортировке аккумуляторов должно быть занято не менее двух работников.

Вынимать аккумуляторы из контейнера следует только после полной остановки дрезины (автотранспортного средства).

Аккумулятор должен переносить один работник, передавать его из рук в руки запрещается.

5.3.20. Запрещается хранить и принимать пищу в аккумуляторном помещении.