2.4. Требования охраны труда при проходе работников к месту работ в зоне железнодорожных путей

2.4. Требования охраны труда при проходе работников
к месту работ в зоне железнодорожных путей

2.4.1. Перед выходом к месту производства работ руководитель работ (дорожный мастер, бригадир пути) должен:

проверить наличие сигнальных принадлежностей, средств связи, выписки из расписания движения поездов на участке планируемых работ, а на скоростном (высокоскоростном) участке, кроме этого, уточненной на день проведения работ выписки из графика движения скоростных (высокоскоростных) поездов, а также проверить наличие, исправность и точность часов;

убедиться лично или по телефону у дежурного по станции, ограничивающей перегон, в том, что заявка о выдаче предупреждений на поезда принята к исполнению;

провести целевой инструктаж о маршруте прохода к месту работ, ограждении места работ, безопасных приемах выполнения работ и порядке пропуска поездов.

2.4.2. Сигнал о приближении поезда или команда руководителя работ о сходе с пути на безопасное расстояние или в заранее определенное место являются обязательными к исполнению для всех работников.

2.4.3. Проход от места сбора на место производства работ и обратно должен осуществляться в стороне от пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса под наблюдением руководителя работ или специально назначенного работника (старшего группы).

2.4.4. Проход к месту производства работ и обратно в пределах станции должен осуществляться с учетом местных условий по маршрутам служебного прохода с соблюдением требований инструкции по охране труда для работников, разработанной в структурном подразделении.

2.4.5. Руководитель работ должен принять меры по своевременному сходу работников с железнодорожного пути на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, на расстояние:

не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;

не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч;

не менее 5 м от крайнего рельса за 10 мин до прохода поезда на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях движения более 140 км/ч);

не менее 2,5 м при приближении поезда, дрезины, автомотрисы, отдельного локомотива;

не менее 5 м при приближении работающих укладочных (разборочных) кранов, электробалластера, снегоуборочной машины, рельсошлифовального поезда или других путевых машин тяжелого типа;

не менее 5 м в сторону, противоположную выбросу снега, льда, щебня или засорителей при приближении работающих снегоуборочных машин;

не менее 25 м от работающего путевого струга.

Так же перед пропуском подвижного состава необходимо убрать на вышеуказанное расстояние путевые вагончики, съемные портальные краны, двухколесные однорельсовые или одноосные тележки, съемные вышки.

При невозможности следования в стороне от пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время снежных заносов и в других случаях) проход по пути может быть допущен с принятием следующих требований безопасности:

руководитель работ должен предупредить работников об особой осторожности, находиться сзади группы работников и следить, чтобы они шли по одному друг за другом или по двое в ряд, не допуская отставания;

группа работников на двухпутном и многопутном участке должна идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному направлению движения). Для определения направления движения подвижного состава необходимо руководствоваться следующим: на двухпутных участках - правильностью железнодорожного пути, помня о возможности следования подвижного состава в неправильном направлении; на многопутных участках и перегонах, оборудованных двусторонней автоблокировкой - показаниями светофоров; на однопутных участках, не оборудованных автоблокировкой, - расписанием движения поездов (выписки из графика движения скоростных (высокоскоростных) поездов) и указаниями диспетчера структурного подразделения;

сигналисты должны идти впереди и ограждать группу работников, идущую сзади, ручными сигналами остановки (днем - развернутым красным флажком, а в темное время суток - фонарем с красным огнем) так, чтобы приближающийся подвижной состав был виден сигналистам на расстоянии не менее 800 м;

сигналисты должны своевременно оповещать руководителя работ и группу работников о приближении поезда по радиостанции и сигналом духового рожка;

руководитель работ должен выделять двух промежуточных сигналистов в условиях плохой видимости (кривые участки пути малого радиуса, глубокие выемки, лесистая местность, наличие строений и другие места, где приближающийся поезд виден сигналисту на расстоянии менее 800 м, в темное время суток, сильный ветер, туман, метель, снегопад, ливневый дождь и другие неблагоприятные метеорологические условия, а также когда сигналист не виден руководителю работ на расстоянии более 500 м и при неисправности радиосвязи);

один промежуточный сигналист должен идти впереди, а другой сзади группы работников на расстоянии зрительной связи от группы работников и от основного сигналиста и повторять сигналы, подаваемые основными сигналистами).