1. Общие требования охраны труда

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция распространяется на начальника вагона-рельсосмазывателя, наладчика (оператора) вагона-рельсосмазывателя и проводника, обслуживающего вагон-рельсосмазыватель, в соответствии с утвержденным на железной дороге штатным расписанием (далее - работники, обслуживающие вагон-рельсосмазыватель) и устанавливает основные требования безопасности труда при выполнении работ по подготовке вагона-рельсосмазывателя в рейс и в пути следования в составе пассажирских, почтово-багажных и хозяйственных поездов.

При выполнении работ в вагоне-рельсосмазывателе на базе рефрижераторного вагона следует дополнительно руководствоваться требованиями безопасности труда, установленными Инструкцией по охране труда для механиков рефрижераторных секций ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 29 декабря 2005 г. N 2316р.

На основе настоящей Инструкции в структурных подразделениях железных дорог разрабатывают инструкцию по охране труда для работников, обслуживающих вагон-рельсосмазыватель, с учетом местных условий и специфики деятельности.

1.2. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования вагона-рельсосмазывателя должны проводиться в соответствии с требованиями технических условий и руководств (инструкций) по его монтажу и эксплуатации специально обученным персоналом.

1.3. К самостоятельной работе в вагоне-рельсосмазывателе допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обязательный предварительный при поступлении на работу медицинский осмотр, обучение по охране труда при профессиональной подготовке, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, первичный противопожарный инструктаж, стажировку и проверку знания требований охраны труда.

Перед допуском к самостоятельной работе работники, обслуживающие вагон-рельсосмазыватель, кроме настоящей инструкции, должны пройти проверку знаний (в объеме, предусмотренном должностной инструкцией) соответствующих разделов, глав и пунктов следующих нормативных документов:

Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

абзацы четвертый - пятый исключены. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 28.10.2015 N 2557р;

Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;

Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов;

других нормативных документов, знание которых необходимо при выполнении служебных обязанностей.

1.4. В процессе работы работники, обслуживающие вагон-рельсосмазыватель, должны проходить:

повторные инструктажи по охране труда не реже одного раза в три месяца;

внеплановые инструктажи по охране труда;

целевые инструктажи по охране труда перед поездкой в рейс;

противопожарные инструктажи;

периодические медицинские осмотры в установленном порядке;

проверку знаний требований пожарной безопасности;

проверку знаний по электробезопасности один раз в год;

очередную и при необходимости внеочередную проверку знания требований охраны труда.

1.5. Не позднее одного месяца после приема на работу работники, обслуживающие вагон-рельсосмазыватель, должны проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве и периодическое обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве - не реже одного раза в год.

1.6. Начальник вагона-рельсосмазывателя и наладчик (оператор) вагона-рельсосмазывателя должны иметь группу по электробезопасности не ниже III.

Проводник, обслуживающий вагон-рельсосмазыватель, должен иметь группу по электробезопасности не ниже II.

Работники, обслуживающие вагон-рельсосмазыватель, должны иметь удостоверение о проверке знаний правил работы в электроустановках.

1.7. Работники, обслуживающие вагон-рельсосмазыватель, должны знать:

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;

требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии при подготовке вагона в рейс и в пути следования;

правила пользования средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности;

устройство электрооборудования вагона-рельсосмазывателя, владеть практическими приемами подключения и отключения потребителей электроэнергии в вагоне;

устройство и требования безопасности при эксплуатации приборов отопления, вентиляции, освещения, насосов, кипятильников, электрооборудования, ручного тормоза, пожарной сигнализации и других устройств вагона-рельсосмазывателя;

место расположения аптечки первой помощи и приемы оказания первой помощи пострадавшим.

Начальник и наладчик (оператор), кроме того, должны знать устройство и принцип действия дизель-генераторной, компрессорной и рельсосмазывающей установок и другого оборудования вагона-рельсосмазывателя.

1.8. Работники, обслуживающие вагон-рельсосмазыватель, должны:

выполнять только входящую в их обязанности работу или работу, порученную начальником вагона-рельсосмазывателя или выполняющим его обязанности в рейсе наладчиком (оператором), назначенным приказом по структурному подразделению (далее - начальник вагона-рельсосмазывателя);

применять безопасные приемы выполнения работ;

содержать в исправном состоянии и чистоте внутреннее вагонное оборудование и инвентарь, а также специальную одежду, специальную обувь и другие СИЗ;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств, составителями поездов и другими работниками железнодорожного транспорта;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим и пользоваться аптечкой первой помощи.

1.9. Во время работы на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся железнодорожный подвижной состав, транспортные средства, вращающиеся части оборудования;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенная подвижность воздуха;

повышенная температура поверхностей оборудования;

пониженная температура поверхностей наружного оборудования вагона;

повышенный уровень электромагнитных излучений;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола вагона).

1.10. Работников, обслуживающих вагон-рельсосмазыватель, должны обеспечить следующей специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ:

Начальник вагона-рельсосмазывателя (по нормам для начальника контрольно-измерительного вагона):

комплект "Путеец-Л" или костюм "Дефектоскопист-Л";

ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве или сапоги юфтевые на маслобензостойкой подошве;

плащ для защиты от воды;

перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;

перчатки трикотажные;

жилет сигнальный 2 класса защиты.

Зимой дополнительно должны выдавать:

комплект для защиты от пониженных температур "Путеец" в I и II климатических поясах или костюм для защиты от пониженных температур "Дефектоскопист" в I и II климатических поясах;

полушубок в III, IV и особом климатических поясах;

полупальто на меховой подкладке в III, IV и особом климатических поясах или куртка на меховой подкладке в III, IV и особом климатических поясах;

шапка-ушанка со звукопроводными вставками;

рукавицы утепленные или перчатки утепленные;

сапоги утепленные юфтевые на нефтеморозостойкой подошве или валенки (сапоги валяные) с резиновым низом.

Во внепоясных районах должна выдаваться куртка на утепляющей подкладке.

Наладчик (оператор) вагона-рельсосмазывателя (по нормам для наладчика контрольно-измерительных вагонов):

комплект "Путеец-Л" или костюм "Дефектоскопист-Л";

ботинки юфтевые на полиуретановой подошве;

плащ для защиты от воды;

перчатки диэлектрические (дежурные);

боты диэлектрические (дежурные);

перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;

перчатки трикотажные;

очки защитные открытые;

жилет сигнальный 2 класса защиты.

При выполнении работ по проверке аккумуляторных батарей дополнительно должны выдавать:

фартук из прорезиненной ткани;

перчатки из полимерных материалов кислотощелочестойкие или перчатки с полимерным покрытием кислотощелочестойкие.

При работе в неотапливаемых помещениях или на наружных работах зимой дополнительно должны выдавать:

комплект для защиты от пониженных температур "Путеец" или костюм для защиты от пониженных температур "Дефектоскопист";

шапка-ушанка со звукопроводными вставками;

рукавицы утепленные или перчатки утепленные;

сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве или валенки (сапоги валяные) с резиновым низом.

При выполнении работ под вагоном дополнительно должны выдавать каску защитную облегченную (каскетку), при заправке расходных баков смазочным материалом - фартук из прорезиненной ткани, наушники и средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие.

Проводник, обслуживающий вагон-рельсосмазыватель (по нормам для проводника по сопровождению спецвагонов):

костюм "Механизатор-Л" или халат из смешанных тканей;

ботинки юфтиевые на полеуриетановой подошве;

плащ для защиты от воды;

перчатки с полимерным покрытием;

очки защитные открытые;

жилет сигнальный 2 класса защиты.

Зимой дополнительно должны выдавать:

костюм для защиты от пониженных температур "Механизатор";

шапка-ушанка со звукопроводными вставками;

рукавицы утепленные или перчатки утепленные;

сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве или валенки (сапоги валеные) с резиновым низом.

Во II, III, IV и особом климатических поясах дополнительно должны выдавать:

Полушубок, или полупальто на меховой подкладке, или куртка на меховой подкладке.

Дополнительно проводник в рейсе должен иметь:

ручной сигнальный фонарь с показаниями красного и прозрачно-белого огня;

два желтых и два красных сигнальных флага в чехлах;

сигнальный рожок;

коробку петард (6 штук), которые должны храниться в металлическом ящике.

Выдаваемые СИЗ должны быть подобраны по полу, росту, размерам и не сковывать движения.

Начальнику и наладчику (оператору) вагона-рельсосмазывателя должны выдавать защитные и восстановительные кремы, очищающие пасты для рук при выполнении работ, связанных с трудно смываемыми смазками, маслами и нефтепродуктами.

1.11. Специальную одежду и личную одежду необходимо хранить отдельно в специальных шкафах вагона-рельсосмазывателя. Работники должны следить за исправностью и надлежащим состоянием СИЗ, своевременно сдавая их в стирку, химчистку, ремонт или производить замену.

Выносить СИЗ из вагона по окончании работы не допускается.

1.12. Для связи с начальником поезда и машинистом локомотива работник вагона-рельсосмазывателя должен быть обеспечен устройством радиосвязи, а для работы в темное время суток электрическим фонарем с автономным питанием.

1.13. В пути следования работники должны выполнять следующие требования пожарной безопасности:

знать способы сообщения о пожаре, места расположения тепловых пожарных извещателей и модулей порошкового пожаротушения;

абзац исключен. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 28.10.2015 N 2557р;

знать места расположения и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

Работникам, обслуживающим вагон-рельсосмазыватель, запрещается:

перевозить, складировать и хранить в местах установки компрессора, дизель-генератора, расходных баков, вблизи приборов отопления и других помещениях вагона горюче-смазочные материалы, взрывоопасные вещества, легко воспламеняющиеся, горючие жидкости;

применять для освещения открытый огонь (свечи, факелы, спички, паяльные лампы, керосиновые лампы и прочее) в дизельном помещении, компрессорной, помещении для расходных баков, на посту управления рельсосмазывателем, слесарном участке и других помещениях вагона, а в местах размещения пожарных тепловых извещателей - нагревательные приборы;

применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки, другие электробытовые нагревательные приборы и электропотребители, не предусмотренные электрической схемой электрооборудования вагона;

отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы систем водоснабжения, отопления и подачи смазки к форсункам;

применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;

пользоваться временной или неисправной электропроводкой, проводить переоборудование электрической сети вагона;

сушить специальную одежду в котельном помещении, на электрических плитах и дизель-генераторе;

загромождать вещами пути эвакуации (коридоры и тамбуры вагона).

1.14. Работники должны соблюдать санитарно-гигиенические требования к условиям хранения и приема пищи. Воду пить следует только кипяченую или бутилированную, принимать пищу - в кухонном помещении (столовой) вагона-рельсосмазывателя, имеющем соответствующее оборудование.

При использовании для приготовления и разогрева пищи микроволновой печи или электроплиты необходимо соблюдать требования руководств (инструкций) по их эксплуатации.

1.15. При нахождении на железнодорожных путях работники обязаны:

во время прохода по территории железнодорожной станции проявлять бдительность, слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения, распределять свое внимание между передвижением подвижного состава и выполнением служебных обязанностей;

проходить по специально установленным маршрутам служебного и технологического проходов;

выполнять требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов и предупреждающей окраски, нанесенной на сооружения и устройства, обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования: предельные столбики, стрелочные переводы, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации, централизации и блокировки, контактной сети, негабаритные места и другие препятствия;

при проходе вдоль железнодорожных путей идти посередине междупутья, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, за предметами, выступающими за пределы очертания габаритов подвижного состава (открытые двери, борта вагонов, проволока и другие предметы);

при приближении подвижного состава или во время маневровых передвижений требуется заблаговременно отойти на обочину пути или в другое междупутье на безопасное расстояние, чтобы не оказаться между одновременно движущимися по соседним путям подвижными единицами, и не находиться в зоне негабаритного (опасного) места, дождаться проследования или остановки подвижного состава и после этого продолжить движение;

при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава работники, оказавшиеся на пути следования поезда в габарите подвижного состава, должны отойти с железнодорожных путей на обочину земляного полотна, в том числе смежного железнодорожного пути, убрать инструменты, приспособления, материалы, изделия на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч;

при нахождении на пути, смежном с маршрутом пропуска поезда со скоростью движения свыше 140 км/ч, после сообщения о проходе поезда не позднее чем за 10 минут, работа должна быть прекращена, необходимо отойти в сторону на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд;

при нахождении работников на путях железнодорожных станций допускается отойти на середину широкого междупутья (в случае движения поезда по смежному железнодорожному пути);

при вынужденном нахождении в междупутье между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами и другими подвижными единицами необходимо немедленно присесть (на корточки) или лечь на землю в междупутье параллельно железнодорожным путям;

переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом к оси пути, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава, перешагивая через рельсы, не наступая на рельсы и концы шпал;

переходить железнодорожный путь, занятый стоящим подвижным составом, следует при отсутствии на соседнем пути приближающегося подвижного (маневрового) состава по исправным переходным площадкам вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки, отсутствии их обледенения, заснеженности;

подниматься и сходить с переходной площадки стоящего вагона следует, повернувшись лицом к вагону, держась двумя руками за поручни, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов, предварительно осмотрев место схода и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава по смежному железнодорожному пути и препятствий в междупутье или на обочине пути (в темное время суток следует осветить это место ручным фонарем);

прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением;

обходить группы вагонов или локомотивы, стоящие на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава следует при расстоянии между их автосцепками не менее 10 м, посередине разрыва;

следить за показаниями светофоров, звуковыми сигналами, знаками, положением стрелок и предупреждениями, передаваемыми по парковой двухсторонней связи о следовании поездов и маневровых передвижениях подвижного состава;

быть внимательным и осторожным при нахождении на путях, особенно при плохой видимости, сильных снегопадах, туманах, сильном шуме, создаваемом работающей техникой или проходящим подвижным составом, зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость сигналов.

При нахождении работников в зоне движения скоростных и высокоскоростных поездов требуется соблюдать Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД".

1.16. При нахождении на железнодорожных путях работникам запрещается:

переходить (перебегать) железнодорожные пути перед движущимся железнодорожным подвижным составом или сразу за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется железнодорожный подвижной состав;

подниматься на подножки вагонов и сходить с них во время движения;

пролезать (подлезать) под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них, переходить железнодорожные пути по рамам вагонов;

становиться или садиться на подножки вагонов или локомотивов, рельсы и концы шпал, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные и наземные устройства;

прислоняться к стоящим вагонам;

находиться в междупутье при следовании поездов по смежным железнодорожным путям;

переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов, ставить ногу между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком или в желоба на стрелочном переводе;

при пропуске подвижного состава находиться в негабаритных местах, обозначенных сигнальной окраской и/или знаком, обозначающим негабаритное место, в габарите подвижного состава;

заходить в межвагонное пространство;

пользоваться сотовой и радиотелефонной связью, аудио- и видеоплеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическим процессом работы железнодорожной станции.

1.17. При выходе на железнодорожный путь из помещений, зданий, строений и сооружений, из-за подвижного состава, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов, при сильном тумане, ливне, снегопаде, метели, которые затрудняют видимость, слышимость предупредительных сигналов и приближающегося подвижного состава, до перехода железнодорожного пути работнику требуется:

предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава (с обеих сторон) к месту перехода;

в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте, дождаться установления видимости окружающих предметов и далее продолжить движение, в местах с ограниченной освещенностью - пользоваться ручным фонарем;

при приближении подвижного состава - остановиться в безопасном месте, пропустить его и далее продолжить движение.

1.18. На электрифицированных участках железных дорог работникам запрещается:

наступать на электрические провода и кабели;

приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;

приближаться к оборванным проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи на расстояние менее 8 м.

1.19. Работникам, обслуживающим вагон-рельсосмазыватель, во время подготовки вагона в рейс и в пути следования запрещается:

прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим легко доступным токоведущим частям;

открывать подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой и аккумуляторными батареями, распределительные щиты и пульты управления, кожухи электронагревателей котла отопления;

подключать и отключать вагон к стационарному пункту электроснабжения;

производить соединение или разъединение межвагонных высоковольтных соединений;

ремонтировать и регулировать радиооборудование, электрическое оборудование системы кондиционирования воздуха, блок навигационного управления;

подниматься на крышу вагона для производства каких-либо работ. Лестница для подъема на крышу должна быть заперта трехгранным ключом и опломбирована.

При обнаружении любых неисправностей радио- и электрооборудования или возникновении короткого замыкания работник, обслуживающий вагон-рельсосмазыватель, должен отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения, сигнальных хвостовых фонарей и сигнализации нагрева букс, вызвать поездного электромеханика или начальника поезда (при работе в составе хозяйственного поезда сообщить машинисту локомотива).

1.20. В случае получения травмы, появления признаков отравления, ухудшения состояния здоровья в пути следования работник, обслуживающий вагон-рельсосмазыватель, должен прекратить работу, самому или через другого работника поставить в известность начальника вагона-рельсосмазывателя или начальника поезда, а в пунктах формирования и оборота вагонов-рельсосмазывателей руководителя структурного подразделения (центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры) и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

При травмировании других работников работник, обслуживающий вагон-рельсосмазыватель, обязан оказать, при необходимости, первую помощь пострадавшему и сообщить об этом начальнику вагона-рельсосмазывателя или начальнику поезда.

1.21. При обнаружении нарушений настоящей Инструкции или неисправностей оборудования, механизмов, инвентаря, инструментов, приспособлений, средств пожаротушения, СИЗ работник, обслуживающий вагон-рельсосмазыватель, должен сообщить об этом начальнику вагона-рельсосмазывателя, начальнику поезда и руководителю структурного подразделения.

1.22. Работникам, обслуживающим вагон-рельсосмазыватель, запрещается находиться на работе и выполнять работу в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.23. Ответственность за правильную эксплуатацию вагона-рельсосмазывателя и за соблюдение требований охраны труда во время его работы и обслуживания несет начальник вагона-рельсосмазывателя, а в случае его отсутствия - старший смены.

Работники, обслуживающие вагон-рельсосмазыватель, не выполняющие требования настоящей Инструкции, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.24. Курение в вагоне-рельсосмазывателе категорически запрещено. Курение разрешается в специально отведенных местах на станциях, стоянка на которых составляет более 15 минут.