3.11. Требования охраны труда при отборе проб дизельного топлива и смазочных материалов

3.11. Требования охраны труда при отборе проб
дизельного топлива и смазочных материалов

3.11.1. При выполнении работ по отбору проб следует соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности при обращении с ЛВЖ, ГЖ и нефтепродуктами.

3.11.2. Переносные пробоотборники должны быть изготовлены из материала, не образующего искру при ударе (алюминия, бронзы, латуни и др.).

3.11.3. Пробу нефти или нефтепродукта из цистерн отбирает работник локомотивного депо, в обязанности которого входит отбор проб, или пробоотборщик в присутствии работника лаборатории.

3.11.4. При отборе проб работники не должны стоять с подветренной стороны в целях предотвращения вдыхания паров нефти или нефтепродукта.

3.11.5. Для крепления переносного пробоотборника используют гибкие, не дающие искр металлические тросики. При применении шнуров (веревок и т.д.) из неэлектропроводных материалов на их поверхности должен быть закреплен многожильный, не дающий искр неизолированный металлический проводник, соединенный с пробоотборником. Перед отбором проб металлический тросик или проводник должен заземляться с элементами резервуара или транспортного средства.

3.11.6. Из железнодорожной цистерны допускается отбирать пробу не ранее 10 минут после окончания заполнения.

3.11.7. Запрещается отбирать пробы нефти или нефтепродукта на открытом воздухе во время грозы, под контактной сетью.

3.11.8. При отборе проб в местах с недостаточной освещенностью следует пользоваться переносными светильниками во взрывозащищенном исполнении.

3.11.9. Перед каждым отбором пробы пробоотборник следует осмотреть. На нем не должно быть трещин. Пробки, крышки, прокладки пробоотборника не должны иметь дефектов, нарушающих его герметичность.

Переносные пробоотборники, пробосборники, пробоприемники, трубки, щупы перед отбором проб нефтепродукта должны быть чистыми и сухими.

Инвентарь для отбора и хранения проб жидких нефтепродуктов после применения необходимо обработать моющим веществом или растворителем; инвентарь для отбора и хранения проб мазеобразных нефтепродуктов после промывки растворителем следует промыть горячей водой до полного удаления остатков нефтепродуктов. Промытый инвентарь необходимо высушить и хранить в защищенном от пыли и атмосферных осадков месте.

Во избежание загрязнения переносные пробоотборники следует переносить в чехлах, футлярах или другой упаковке.

3.11.10. Пробу дизельного топлива для определения наличия в нем воды отбирает слесарь-ремонтник (далее - слесарь) со дна топливного бака при помощи пробоотборника через боковые отверстия в баке или через отверстия для мерной рейки в присутствии работника лаборатории.

3.11.11. Отбор пробы моторного масла дизелей тепловозов, дизель-поездов и автомотрис следует производить при работающем дизеле (перед отбором пробы температура моторного масла должна быть не ниже 50 °C) через предназначенные для этого краны, а при их отсутствии через атмосферные краны теплообменника.

Перед отбором пробы моторного масла кран и сливную трубку необходимо промыть.

3.11.12. Точечную пробу из железнодорожных цистерн отбирают переносным пробоотборником с уровня, расположенного на высоте 0,33 диаметра цистерны нижней внутренней образующей. Высота определяется метрштоком.

Донную пробу отбирают переносным металлическим пробоотборником.

3.11.13. Точечную пробу смазки "Буксол" отбирают поршневым щупом с продольным вырезом.

Верхний слой нефтепродукта толщиной 25 мм удаляют.

3.11.14. При попадании смазки "Буксол" при отборе пробы на незащищенные участки кожи ее необходимо удалить ветошью, а загрязненные участки вымыть водой с мылом; при попадании на слизистую оболочку глаз - обильно промыть водой.

3.11.15. Пробы нефти или нефтепродукта следует хранить в помещении, отвечающем противопожарным требованиям, предъявляемым к кладовым ЛВЖ и ГЖ. Пробы нефти или нефтепродукта с нормированным давлением насыщенных паров хранят при температуре не выше 20 °C.

Пробы следует хранить в шкафу или ящике с гнездами из несгораемого материала.