3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Общие требования

3.1.1. Работник должен включать приточно-вытяжную вентиляцию перед началом заряда и отключать не ранее чем через 1,5 часа после его окончания.

Во время работы необходимо следить за бесперебойной работой вентиляции.

3.1.2. При работе с аккумуляторными батареями работник должен помнить, что металлические части (клеммы) аккумуляторов всегда, в том числе и после отключения от зарядного устройства, находятся под напряжением. Не следует прикасаться к токоведущим частям (клеммам, контактам, электропроводам) руками.

Для предохранения от поражения электрическим током при обслуживании аккумуляторов необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками.

Металлический инструмент должен иметь изолированные рукоятки.

3.1.3. Во избежание короткого замыкания при работе с металлическим инструментом не следует допускать его одновременного прикосновения к разнополюсным выводам аккумулятора.

Запрещается класть посторонние и металлические предметы на аккумуляторы.

3.1.4. Проверку наличия (отсутствия) напряжения аккумуляторных батарей следует производить поверенным вольтметром или нагрузочной вилкой. Наконечники проводов переносного вольтметра должны быть снабжены ручками из изоляционного материала.

3.1.5. Аккумуляторы в батарею следует монтировать с соблюдением полярности. Запрещается собирать в батареи аккумуляторы различных типов и электрической емкости.

При соединении аккумуляторов в батареи, в целях недопущения разогревания контактов и искрения во время работы, необходимо плотно затягивать гайки.

3.1.6. Запрещается при отвертывании и завертывании гаек и болтов удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами. При необходимости следует применять ключи с длинными рукоятками.

3.1.7. Во избежание перемещения аккумуляторов относительно друг друга при монтаже в батарейный ящик аккумуляторную батарею следует закреплять жестко. Аккумуляторы в ящике должны закрепляться плотно, без зазоров. Не допускается касание корпусов аккумуляторов перемычками межэлементных соединений.

При присоединении проводов к выводам аккумуляторов во избежание их обрыва и расшатывания не следует допускать натяжения проводов; изоляция проводов не должна иметь повреждений, жилы провода и наконечники должны быть полностью облужены, припой должен быть залит по всей окружности без шероховатостей.

3.1.8. При осмотре и измерении напряжения элементов батарей, проверке уровня и плотности электролита, следует пользоваться защитными очками, фартуком для защиты от кислот, а также резиновыми перчатками и резиновыми сапогами независимо оттого, заряжена батарея или разряжена.

3.1.9. Стеклянные бутыли с кислотами и щелочами перевозить в тележках и переносить следует вдвоем. Бутыль вместе с корзиной следует переносить в специальном деревянном ящике с ручками или на специальных носилках с отверстием посередине и обрешеткой, в которой бутыль должна входить вместе с корзиной на 2/3 высоты. Перенос и подъем бутылей с кислотой и щелочью следует производить только после тщательного осмотра тары и проверки ее пригодности для работы (исправности ручек, отсутствия повреждений и др.).

Работнику запрещается:

- при переносе и подъеме бутылей с кислотой и щелочью браться за бутыль;

- ставить на транспортную тележку бутыли или тару с кислотой и щелочью вместе с тарой с легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и др.).

3.1.10. При перевозке аккумуляторных батарей на тележках, электрокарах, грузовых автомобилях аккумуляторные батареи следует устанавливать в один ярус крышками вверх. При этом не следует допускать воздействия атмосферных осадков на аккумуляторные батареи.

Абзац исключен. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 31.01.2019 N 169/р.

3.1.11. Хранить аккумуляторные батареи (аккумуляторы) следует в помещениях с достаточной естественной вентиляцией или оборудованных системой кондиционирования, на расстоянии не менее 2,0 м от отопительных приборов.

При хранении аккумуляторные батареи необходимо предохранять от попадания на них прямых солнечных лучей.

Ширина проходов к стеллажам с аккумуляторными батареями должна быть не менее 1 м.

Стеллажи для хранения аккумуляторов (аккумуляторных батарей) должны быть испытаны и маркированы. Аккумуляторы должны быть изолированы от стеллажей посредством изолирующих подкладок, стойких против воздействия электролита.

3.1.12. Хранить аккумуляторы, как сухие, так и заряженные, следует на стеллажах в вертикальном положении борнами вверх. Не допускается установка одного аккумулятора на другой.

3.1.13. При хранении аккумуляторных батарей пробки должны быть плотно ввинчены в крышки аккумуляторов.

Запрещается срезать колпачки вентиляционных отверстий на пробках.

При хранении аккумуляторы периодически следует очищать от пыли и выступающих солей.

3.1.14. Работнику запрещается:

- работать без применения спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

- соединять клеммы аккумуляторных батарей проводниками без зажимов;

- производить зарядку аккумуляторных батарей при неработающей приточно-вытяжной вентиляции;

- переносить и перемещать одному бутыли с кислотой, щелочью и электролитом с открытыми пробками, перемещать аккумуляторные батареи волоком;

- допускать в аккумуляторные помещения посторонних лиц;

- пользоваться для приготовления электролита стеклянной посудой, так как от разогрева она может лопнуть.

3.1.15. Сбор, накопление, утилизация, отработанных аккумуляторов и обезвреживание отработанного электролита должны производиться в соответствии с инструкцией (технологическим регламентом) по обращению с отходами 2 класса опасности в рамках санитарного и природоохранного законодательства. Не допускается слив кислоты, щелочи и отработанного электролита в канализацию, размещение отработанных аккумуляторов на полигонах и свалках твердых бытовых отходов. Сбор, накопление, утилизация, отработанных аккумуляторов и обезвреживание отработанного электролита выполняются работником, имеющим соответствующее обучение по 112-часовой программе "Обращение с отходами производства и потребления".

3.1.16. Работы по ремонту и обслуживанию зарядного устройства и другого оборудования в аккумуляторном помещении должны проводиться специально обученным ремонтным персоналом. Работнику запрещается выполнять какие-либо ремонтные и наладочные работы на зарядном устройстве и другом оборудовании.

3.2. Требования охраны труда при зарядке аккумуляторных батарей.

3.2.1. Приготовление кислотного электролита

3.2.1.1. Кислотный электролит следует приготовлять в стойкой к действию серной кислоты посуде (керамической, пластмассовой, эбонитовой, свинцовой) при соблюдении следующих требований безопасности:

- бутыли с кислотой в обрешетках устанавливать на специальные поворотные подставки, обеспечивающие безопасность слива кислоты;

- слив аккумуляторной кислоты из бутылей в обрешетках производить вдвоем или пользоваться для этой цели специальным сифоном. При этом сифоны следует заполнять, засасывая жидкость путем создания вакуума; не допускается засасывать воздух ртом. При отсутствии сифона для слива кислоты бутыли с кислотой следует устанавливать на специальные шарнирные подставки;

- заливку кислоты и приготовление электролита необходимо производить в защитных очках и резиновых перчатках;

- для составления электролита и доливки его в сосуды следует пользоваться стеклянной или фарфоровой кружкой с носиком или кувшином.

3.2.1.2. При приготовлении кислотного электролита сначала в сосуды следует налить дистиллированной воды (полное расчетное количество), затем, во избежание интенсивного нагрева раствора, медленно вливать кислоту из кружки тонкой струйкой. Электролит при этом все время нужно перемешивать стеклянным стержнем, трубкой, либо мешалкой из кислотоупорной пластмассы.

Запрещается:

- перемешивать электролит путем вдувания воздуха (барботированием);

- перемещать бутыли за горлышко или прижимая к себе;

- применять для слива кислоты резиновый шланг;

- вливать воду в кислоту.

В готовый электролит доливать воду разрешается.

3.2.2. Приготовление щелочного электролита

3.2.2.1. Щелочной электролит следует приготавливать в чистой стальной или чугунной посуде.

Запрещается использовать для этой цели оцинкованную, луженую, алюминиевую, медную, свинцовую или керамическую посуду, а также посуду для приготовления кислотного электролита.

3.2.2.2. Открывать сосуд со щелочью следует осторожно, без приложения больших усилий. Для облегчения открывания сосуда, пробка которого залита парафином, необходимо горловину сосуда предварительно прогреть тряпкой, смоченной в горячей воде.

Запрещается вскрывать бочки с электролитом из едкого калия, хранившиеся при минусовой температуре.

3.2.2.3. Куски едкой щелочи следует дробить в специально отведенном месте, предварительно обернув их в мешковину. Раздробленные куски едкого калия необходимо опускать в холодную дистиллированную воду осторожно, с помощью специальных щипцов или металлической ложки, и перемешивать стеклянной или эбонитовой палочкой до полного растворения.

3.2.3. Перед приведением аккумуляторов в действие необходимо проверить:

- чистоту поверхностей и отсутствие механических повреждений аккумулятора (целостность крышек, чехлов, пробок, отсутствие вмятин, сколов), исправность борнов;

- сопротивление изоляции аккумуляторов;

- отсутствие коротких замыканий.

Очистку поверхности аккумуляторов и металлических токоведущих деталей от пыли, влаги и солей необходимо производить салфеткой, намотанной на деревянную лопатку. Не допускается при очистке коррозионного слоя использовать металлический инструмент, стеклянную или наждачную бумагу.

3.2.4. Приготовленный электролит должен отстояться до полного осветления и остыть до температуры 20+/-5 °C.

Заливать готовый электролит в аккумуляторы следует с использованием стеклянной воронки или автоматического дозатора электролита. Пробки из заливочных отверстий аккумуляторов предварительно удаляются.

3.2.5. Замер уровня электролита следует производить с помощью стеклянных трубок диметром 3 - 6 мм, имеющих риски на определенном уровне, соответствующем типу аккумуляторов.

При удалении излишка электролита из аккумуляторов, а также перед доливкой дистиллированной воды или водного раствора серной кислоты часть электролита из аккумуляторов следует отбирать с помощью груши.

3.2.6. Заряжать новые аккумуляторные батареи следует только после пропитки пластин электролитом; время выдержки аккумуляторной батареи с залитым электролитом перед зарядкой зависит от типа аккумулятора (указывается в инструкции завода-изготовителя по ее эксплуатации).

3.2.7. Перед зарядом аккумуляторные батареи должны быть подобраны в группы и последовательно соединены посредством перемычек.

Запрещается соединять аккумуляторы в батарею проволокой.

3.2.8. Присоединять аккумуляторные батареи к зарядному устройству и отсоединять от него следует при выключенном зарядном оборудовании, пользуясь диэлектрическими перчатками.

3.2.9. Для заряда положительный вывод аккумуляторной батареи должен быть соединен с положительным полюсом источника выпрямленного тока, а отрицательный вывод батареи - с отрицательным полюсом источника тока с помощью освинцованных зажимов или наконечников, плотно прилегающих к клеммам батарей и исключающих искрение.

Для исключения возможности неправильного подключения к выводам аккумуляторной батареи провода для подсоединения к отрицательному полюсу источника тока должны отличаться от проводов для подсоединения к положительному полюсу (по цвету или по иным признакам, принятым в структурном подразделении).

3.2.10. При проведении тренировочных и контрольных циклов заряд-разряд следует контролировать температуру и плотность электролита, степень заряженности с помощью поверенных специальных приборов (термометра, нагрузочной вилки, ареометра).

Для каждого типа обслуживаемых аккумуляторных батарей должна использоваться соответствующая типу аккумуляторов нагрузочная вилка.

Не допускается применять измерительные приборы и приспособления, используемые для работы с кислотным электролитом (ареометр и др.) для работы с щелочным электролитом, и наоборот.

При проверке плотности электролита опускать и поднимать ареометр следует плавно, без резких ударов его о края и предохранительный щиток (дно) заливного отверстия аккумуляторной батареи.

Не следует допускать повышение температуры электролита выше установленной руководством по эксплуатации аккумуляторов величины. В случае превышения установленной температуры необходимо прервать на время заряд или уменьшить зарядный ток наполовину.

При работе с нагрузочной вилкой, во избежание ожога, не следует прикасаться к резистору вилки.

3.2.11. Во избежание ожога брызгами электролита при осмотре батарей во время заряда не следует близко наклоняться к аккумуляторам.

3.2.12. При зарядке аккумуляторной батареи выделяется водород и может образоваться взрывоопасная газовая смесь (особенно в заключительной фазе заряда), поэтому заряд должен производиться только в хорошо вентилируемом помещении при открытых крышках аккумуляторных ящиков и открытых крышках пробок аккумуляторов. Зарядка батарей из аккумуляторов с откидным клапаном может производиться как с открытой, так и с закрытой пробкой.

Монтаж и демонтаж батареи допускается производить не ранее чем через 2 часа после окончания заряда.

3.2.13. После окончания зарядки аккумуляторных батарей следует выключить зарядный агрегат, очистить батареи и клеммы от электролита и протереть их насухо, проверить чистоту отверстий в пробках батарей, полюсные выводы, перемычки, детали крепления смазать консервационным маслом или техническим вазелином; смазку деталей следует производить шпателем.

Излишки вазелина следует удалять с помощью сухой ветоши.

Чистить аккумуляторы следует в диэлектрических перчатках только после их отключения от зарядных устройств.

Пролитый на поверхность батареи электролит следует удалить технической салфеткой, смоченной 5 - 10% водным раствором кальцинированной соды.

3.2.14. При необходимости отключения или замены отдельных аккумуляторов необходимо предварительно отключить батарею рубильником на зарядно-разрядном щите.

3.2.15. Перед сменой электролита аккумуляторную батарею необходимо разрядить.

3.2.16. Для слива электролита аккумуляторы следует перевернуть вверх дном; для обеспечения полного стекания электролита выдержать их в перевернутом положении не менее 2 минут.

При наличии установки для регенерации отработанный электролит следует сливать в специальную емкость.

3.2.17. Перед заливкой нового электролита аккумуляторы следует тщательно промыть до появления чистой воды.

3.2.18. Обслуживание герметизированных аккумуляторных батарей следует проводить в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации аккумуляторов.

При эксплуатации герметизированных аккумуляторов не следует допускать разрушения корпуса аккумулятора, т.к. желеобразный электролит так же едок, как и жидкий.

Не допускается вскрывать клапаны повышенного давления на протяжении всего срока эксплуатации аккумулятора.

3.3. Обслуживание аккумуляторных батарей осветительных фонарей.

3.3.1. Хранить осветительные фонари следует на стеллажах в закрытых сухих отапливаемых помещениях, исключающих воздействие атмосферных осадков, агрессивных сред и нефтепродуктов, на расстоянии не менее 1 м от отопительных и нагревательных приборов.

3.3.2. Порядок обслуживания аккумуляторных батарей осветительных фонарей зависит от типа и модификации, поэтому их обслуживание должно проводиться в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации фонарей.

3.3.3. При эксплуатации негерметичных аккумуляторных батарей необходимо периодически сливать электролит и промывать батареи. Перед приведением в действие аккумуляторную батарею следует очистить от загрязнений и солей, батареи не должны иметь механических повреждений. Заряд и разряд батарей следует проводить при открытых пробках.

Запрещается увеличивать время заряда аккумуляторной батареи свыше указанного в руководстве по эксплуатации.

3.3.4. Перед приведением в действие герметичных аккумуляторных батарей (3KCLS и других, аналогичных им) необходимо убедиться в отсутствии трещин, вмятин, следов коррозии и белых наростов солей на стенках батареи. При наличии наростов солей на ребрах и около отрицательных борнов батареи к эксплуатации не допускаются.

При зарядке батарей не следует допускать перезаряда во избежание разогрева аккумуляторов и выхода их из строя по причине деформации или разрыва баков. Из-за возможности переполюсовки отдельных аккумуляторов, которая может привести к обильному газовыделению, резкому повышению давления внутри аккумулятора и деформации или разрыву сосуда, не допускается также глубокий разряд батарей.

В случае эксплуатации фонаря при отрицательных температурах, его аккумуляторную батарею перед зарядом необходимо выдержать при температуре воздуха аккумуляторного помещения не менее 4 часов.

3.3.5. При зарядке герметичных необслуживаемых аккумуляторных батарей осветительных фонарей ("Экотон-10", ФОС 3-5/6 и др.) следует пользоваться штатным автоматическим зарядным устройством. Перед включением в сеть необходимо убедиться в исправности шнура, штепсельной вилки и корпуса зарядного устройства, в исправности и соответствии указанного на розетке номинального напряжения номинальному напряжению зарядного устройства.

3.4. Требования охраны труда при ремонте аккумуляторных батарей.

3.4.1. Работы по ремонту аккумуляторных батарей следует проводить в соответствии с утвержденным технологическим процессом по ремонту аккумуляторных батарей.

Запрещается производить ремонт аккумуляторов в условиях депо и вагоноремонтных заводов, допускается только замена в батарее или модули бракованного аккумулятора на исправный.

При наличии внутреннего короткого замыкания, вздутия, разгерметизации бака, излома горловины для залива электролита, облома борна или срыва резьбы и других дефектов, препятствующих безопасной эксплуатации, аккумулятор необходимо заменить.

3.4.2. Осмотр, разборку, ремонт, испытания и сборку аккумуляторных батарей следует проводить на стеллажах (верстаках), оснащенных местным освещением и местной вытяжной вентиляцией.

3.4.3. Аккумуляторные ящики перед ремонтом следует обработать специальным раствором (для нейтрализации остатков кислоты и щелочи), промыть и просушить.

3.4.4. Аккумуляторную батарею перед ремонтом необходимо разрядить разрядным током. Напряжение на каждом аккумуляторе батареи после разряда не должно превышать 1В.

3.4.5. Перед ремонтом из аккумуляторной батареи следует слить электролит. Запрещается приступать к ремонту аккумулятора, в котором имеется электролит.

3.4.6. Для удаления остатков электролита промывку внутренней полости аккумулятора, крышки, пробок, резиновых чехлов следует проводить до тех пор, пока промывочная вода не станет прозрачной.

Мойку наружной поверхности батареи необходимо производить при заполненных водой аккумуляторах до полного удаления пыли, грязи и масла.

3.4.7. Сушку моноблоков, крышек, пробок, резиновых чехлов и других частей аккумуляторной батареи следует проводить до полного испарения воды.

3.4.8. При выполнении работ с моечной установкой, сушильным шкафом или другим оборудованием работник должен соблюдать требования утвержденных технологических инструкций и инструкций по охране труда, разработанных на основе инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации указанного оборудования.

3.4.9. При ремонте аккумуляторных батарей элементы батареи со следующими дефектами должны заменяться на исправные:

- резиновые чехлы, имеющие трещины, разрывы и старение резины;

- гайки, имеющие сработанные грани под ключ, сорванную резьбу, нарушение покрытия и другие дефекты;

- клапаны, не обеспечивающие герметичность закрытия горловины аккумуляторов.

3.4.10. Работник при пайке (облуживании наконечников) должен соблюдать следующие требования безопасности:

- паяльник или паяльную ванну устанавливать в зоне действия местной вытяжной вентиляции, на огнезащитные подставки, исключающие их падение;

- детали, предназначенные для пайки, укладывать в устойчивом положении;

- при нанесении флюса пользоваться кисточкой или фарфоровой лопаточкой;

- не убирать изделие из активной зоны вытяжки до полного его остывания.

Запрещается при выполнении паяльных работ нахождение других работников в непосредственной близости от места пайки.