1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 17 января 2013 г. N 57р, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. N 533, Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 сентября 2014 г. N 642н, Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 г. N 328н, а также других нормативных актов по охране труда и устанавливает основные требования охраны труда при работе на вагоноремонтной машине.
На основе настоящей Инструкции в структурных подразделениях вагонного хозяйства ОАО "РЖД" с учетом местных условий и специфики выполняемых работ разрабатывают инструкцию по охране труда при работе на вагоноремонтной машине (далее - ВРМ).
1.2. К работе на ВРМ допускаются работники, достигшие возраста 18 лет, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для выполнения работ по профессии и работ на высоте, обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда по основной профессии, а также при работе грузоподъемными машинами, управляемыми с пола, при работе с гидравлическими домкратами, при работе с ручным гидравлическим инструментом.
Допуск персонала к самостоятельной работе на ВРМ должен оформляться приказом (распоряжением) по подразделению после обучения и проверки знаний требований охраны труда при работе на ВРМ в установленном порядке.
1.3. Работник, допущенный к выполнению работ на ВРМ (далее - работник), должен пройти обучение и проверку знаний норм электробезопасности с присвоением II группы.
1.4. Во время работы на ВРМ на работника могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
движущиеся машины и механизмы (подвижной состав, транспортные средства и др.); передвигающиеся заготовки, запасные части вагона, материалы; подвижные части ВРМ;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности оборудования, инструментов и приспособлений;
пониженная или повышенная температура воздуха рабочей зоны;
повышенная влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
повышенные уровни шума и вибрации;
физические перегрузки.
1.5. При работе на ВРМ работник должен применять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ), предусмотренные Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 582н.
1.6. Работник должен знать:
опасные и вредные производственные факторы, возникающие во время работы на ВРМ и меры защиты от их воздействия;
безопасные приемы выполнения работ на ВРМ;
правила и инструкции по охране труда при ремонте и обслуживании грузовых вагонов, в том числе требования настоящей Инструкции;
требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях;
требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;
в объеме своих должностных обязанностей соответствующие разделы:
Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286;
Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Приложение 7 к ПТЭ.
1.7. Работник обязан проходить к месту проведения работ на ВРМ по специально установленным маршрутам служебного или технологического прохода. При подъеме и сходе с верхних площадок и лестниц ВРМ работник должен держаться за поручни. Перед сходом следует осмотреть место схода и убедиться в отсутствии препятствий (ямы, складированных запасных частей, приспособлений и др.), о которые можно споткнуться.
1.8. В холодное время года для предотвращения охлаждения и обморожения работник для обогрева должен использовать установленные технологические перерывы в работе.
Запрещается при сильных морозах во избежание обморожения рук прикасаться голыми руками к металлоконструкциям ВРМ, вагона, другим металлическим предметам и инструменту.
1.9. Работник должен знать и соблюдать требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях:
при маневровых передвижениях подвижного состава следует избегать нахождения между одновременно движущимся по соседним путям поездам и составам; при приближении подвижного состава необходимо встать на обочине пути или перейти в другое междупутье, отойти на безопасное расстояние и продолжать проход после проследования или остановки подвижного состава;
в случае нахождения в междупутье между движущимися по соседним путям составами необходимо присесть или прилечь на землю в междупутье;
переходить пути, занятые стоящим подвижным составом, пользуясь исправными переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и настила площадки, отсутствии на них льда и снега;
проходить между расцепленными вагонами при расстоянии между автосцепками вагонов не менее 10 м;
следить за показаниями светофоров, выполнять требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;
проявлять внимательность и осторожность при нахождении на путях в условиях плохой видимости (снегопаде, тумане или дожде).
1.10. Запрещается при нахождении на железнодорожных путях:
переходить или перебегать пути перед движущимся на опасном расстоянии подвижным составом;
пролезать под вагонами, залезать на автосцепки или подлезать под ними;
подниматься на подвижной состав, находящийся под не отключенным контактным проводом;
садиться на подножки вагонов и сходить с них во время движения;
находиться в междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;
переходить железнодорожный путь в районе стрелок, наступать и садиться на рельсы, наступать на концы железобетонных шпал;
находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место" при прохождении подвижного состава;
запрещается пользоваться аудиоплеерами и мобильными телефонами во время следования по железнодорожным путям к месту работ и обратно, а также во время работы.
1.11. При эксплуатации ВРМ работник должен соблюдать следующие требования электробезопасности:
не приближаться самому и не допускать приближения применяемых инструментов и приспособлений к неогражденным проводам и частям контактной сети, находящимся под напряжением, на расстояние ближе 2 м; не подходить ближе 8 м к оборванным проводам, касающимся земли;
не подниматься на крышу вагона или локомотива, находящегося под контактным проводом;
не прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;
не наступать на электрические провода и кабели.
1.12. Работнику при работе на ВРМ запрещается:
выполнять работы, не предусмотренные руководством (инструкцией) завода-изготовителя по эксплуатации ВРМ, в том числе использовать ВРМ для разделки вагонов в металлолом;
эксплуатировать ВРМ при наличии трещин, деформации или других дефектов в металлоконструкциях машины, наличии неисправностей гидро- и электрооборудования, грузоподъемных механизмов, сварочных аппаратов или другого оборудования ВРМ;
прикасаться к движущимся, вращающимся частям ВРМ, работать у неогражденных движущихся и вращающихся частей;
работать без средств индивидуальной защиты или пользоваться неисправными средствами индивидуальной защиты;
эксплуатировать ВРМ при неисправности рельсового пути, отсутствии упоров на концах рельсового пути;
эксплуатировать ВРМ с просроченным сроком технического освидетельствования грузоподъемных механизмов (домкратов и электростали);
пользоваться неисправными съемными грузозахватными приспособлениями;
находиться под поднятым и перемещаемым грузом;
курить и пользоваться открытым огнем для освещения;
спрыгивать с площадок, лестниц и переходного мостика ВРМ на землю;
допускать к работе на ВРМ посторонних лиц;
находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.
1.13. В случае получения травмы или ухудшении здоровья во время работы на ВРМ работник должен прекратить работу, сообщить своему руководителю и обратиться за медицинской помощью.
При травмировании других работников необходимо прекратить работу, освободить пострадавшего от травмирующего фактора, оказать ему первую доврачебную помощь, вызвать врача и сообщить о случившемся руководителю.
1.14. При обнаружении нарушений требований охраны труда, неисправностей ВРМ и другого применяемого оборудования, средств индивидуальной защиты, а также о ситуациях, создающих опасность для жизни людей и являющихся предпосылкой к аварии, работник немедленно должен сообщить руководителю. Не допускается приступать к работе до устранения выявленных нарушений.
1.15. Работник за нарушение требований настоящей Инструкции во время работы на ВРМ несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.