Приложение А. (рекомендуемое) | ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТЕМ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО ИНСТРУКТАЖА | ТЕМА 1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ

Приложение А

(рекомендуемое)

ПЕРЕЧЕНЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТЕМ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО ИНСТРУКТАЖА

ТЕМА 1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПОРАЖЕНИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ

При нахождении на электрифицированных железнодорожных путях и при нахождении вблизи подключенного под электроотопление состава необходимо соблюдать особую осторожность.

Каждый работник должен знать, что электрический ток представляет собой скрытый вид опасности. При прикосновении к токоведущим частям оборудования или оголенным проводам, находящимся под напряжением, человек может получить электротравму (частичное поражение организма) или электрический удар (поражение организма в целом при параличе сердца, нервной системы, мышц грудной клетки).

В целях предупреждения электротравм запрещается:

- открывать подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой;

- открывать кожуха электропечей, электрокалориферов, электроподогревателей;

- производить работы, связанные с водой;

- подниматься на крышу вагона, находиться на ней или выполнять какие-либо работы до отключения и заземления проводов контактной сети, воздушной линии электропередачи и связанных с ними устройств;

- выполнять работы, приближаться самим или с помощью применяемых приспособлений к находящимся под напряжением и неогражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;

- прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;

- приближаться к оборванному контактному проводу на расстояние ближе 8 м.

При обнаружении обрыва проводов или других элементов контактной сети и воздушных линий, а также свисающих с них посторонних предметов осмотрщик (осмотрщик-ремонтник) обязан немедленно сообщить об этом руководителю смены (начальнику, мастеру ПТО), дежурному по железнодорожной станции.

До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.

Аналогичные меры безопасности следует соблюдать на неэлектрифицированных участках железных дорог, где электроснабжение осуществляется от линий электропередачи.

Во избежание поражения электрическим током непосредственно на рабочем месте необходимо соблюдать следующие правила:

- не прикасаться к арматуре общего освещения, электрическим проводам, к неизолированным и неогражденным токоведущим частям электрических устройств, аппаратов и приборов (розеток, патронов, переключателей, рубильников, предохранителей и др.);

- в случае обнаружения нарушения изоляции электропроводок, открытых токоведущих частей электрооборудования или нарушения заземления оборудования немедленно сообщить об этом руководителю смены (начальнику, мастеру ПТО), дежурному по железнодорожной станции;

- не наступать на переносные электрические кабели, лежащие на полу;

- не снимать ограждения и защитные кожухи с токоведущих частей оборудования, аппаратов и приборов, не открывать двери электрораспределительных шкафов (щитов), не класть в них никаких предметов;

- не производить самому ремонт электрооборудования, аппаратов, приборов, светильников, замену электроламп и электрозащиты (плавких предохранителей), чистку электросветильников. Эти работы должен выполнять только ремонтный персонал, аттестованный на соответствующую группу по электробезопасности;

- при перерыве в подаче электроэнергии и уходе с рабочего места, хотя и на короткое время, обязательно выключить оборудование (механизм), с помощью которого выполнялась работа.

ТЕМА 2. ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ
В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

В зимний период рабочие места, маршруты служебного прохода и технологические проходы на малодеятельной железнодорожной станции должны своевременно очищаться от снега и наледи. Не допускается сужение маршрутов прохода из-за выпавшего снега. В этих случаях должна быть организована расчистка проходов.

Для обеспечения соответствующих санитарно-гигиенических условий труда осмотрщиков (осмотрщиков-ремонтников) оборудованы пункты обогрева в соответствии со СНиП 2.09.04 и Пособием по проектированию административных и бытовых зданий и помещений подразделений железнодорожного транспорта.

При температуре воздуха ниже -40 °C следует предусматривать защиту лица и верхних дыхательных путей (маски, мази и т.д.). Продолжительность и порядок предоставления перерывов для обогрева устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Продолжительность первого периода отдыха допускается ограничить 10 мин., продолжительность каждого последующего следует увеличивать на 5 минут.

В целях быстрой нормализации теплового состояния и меньшей скорости охлаждения организма в последующий период пребывания на холоде, находясь в пункте обогрева, следует снимать верхнюю утепленную одежду.

Перерывы на обогрев могут сочетаться с перерывами на восстановление функционального состояния работника после выполнения физической работы. Начинать работу на холоде после обеденного перерыва следует не ранее чем через 10 минут после приема "горячей" пищи (чая и др.).

Осмотрщики (осмотрщики-ремонтники), работа которых связана с длительным пребыванием на открытом воздухе, обязаны при низких температурах принимать меры по предупреждению возможных обморожений. В случае наличия повышенной влажности, тесной и мокрой обуви, пурги, ветра, длительного пребывания в неподвижном положении и т.д. обморожение может произойти даже при температуре минус 3 - 5 °C.

Обморожению чаще всего подвержены пальцы рук и ног, уши, нос, щеки. Во время обморожений вначале ощущается чувство холода, затем наступает онемение, при котором исчезает боль и всякая чувствительность. Кожа лица и рук на обмороженном участке белеет и после отогревания приобретает сине-красный оттенок, если обморожение более глубокое, то ткани становятся багрово-синими и даже черными. В случае появления признаков обморожений необходимо сразу же принять меры к оказанию первой помощи.

При легком обморожении необходимо растереть обмороженное место чистой суконкой или варежкой. Когда кожа покраснеет и появится чувствительность, наложить стерильную повязку. Обмороженное место нельзя растирать снегом.

Если при обморожении появились пузыри, необходимо перевязать обмороженное место сухим стерильным материалом. Нельзя вскрывать и прокалывать пузыри.

При общем замерзании необходимо внести пострадавшего в теплое помещение, раздеть и растереть чистыми сухими суконками или варежками до тех пор, пока покраснеет кожа и мышцы станут мягкими. После этого, продолжая растирание, необходимо начать искусственное дыхание. Когда замерзший придет в сознание, его надо тепло укрыть и напоить теплым чаем или кофе.

Во всех случаях обморожения пострадавшего следует направить в лечебное учреждение.

ТЕМА 3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Каждый работник депо должен быть обеспечен соответствующей спецодеждой, спецобувыо и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Спецодежда, спецобувь и другие СИЗ должны быть исправны, соответствовать размеру и росту осмотрщика (осмотрщика-ремонтника).

Спецодежда предназначена для защиты тела человека от вредных факторов. Во время работы все работающие на путях должны применять СИЗ и носить сигнальные жилеты оранжевого цвета со световозвращающими накладками. Одежда не должна стеснять движения, обувь должна быть на низком каблуке, с закрытым и твердым носком, головной убор не должен мешать нормальной слышимости сигналов.

ТЕМА 4. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРИОД ЛЕТНЕЙ ЖАРЫ, ОКАЗАНИЕ
ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТЕПЛОВОМ И СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ

В период летней жары следует носить головной убор, он защищает от воздействия солнечных лучей и их последствий (солнечный и тепловой Признаки теплового и солнечного удара:

- слабость, сонливость, головная боль, жажда, тошнота;

- учащение дыхания, повышение температуры, потеря сознания.

Меры оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе:

- перенести пострадавшего в прохладное место, приложить холод или влажную, сырую или смоченную в холодной воде повязку к голове, шее, груди (можно вылить на грудь ведро холодной воды);

- при судорогах повернуть больного на живот, прижать плечевой пояс и голову к полу;

- при потере сознания более чем на 3 - 4 минуты перевернуть пострадавшего на живот;

- вызвать скорую помощь.

Профилактика от тепловых и солнечных ударов:

- не работать без головного убора;

- не открывать части тела на солнце;

- пить много прохладной жидкости;

- обтирать смоченным в холодной воде полотенцем лицо, шею и грудь;

- при плохом самочувствии уйти в прохладное помещение.

ТЕМА 5. ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ УРАГАНА, БУРИ, ШТОРМОВОГО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, ТУМАНА, ПУРГИ, МЕТЕЛИ

Опасность для людей при особо опасных природных явлениях заключается в разрушении зданий, дорожных и мостовых покрытий, сооружений, воздушных линий электропередачи и связи, наземных устройств и трубопроводов, а также в поражении людей обломками сооружений, осколками стекол, летящими с большой скоростью.

Основными признаками приближающихся урагана и бури являются:

- усиление скорости ветра;

- резкое падение атмосферного давления;

- ливневые дожди;

- большое количество в воздухе грунтовой пыли.

После получения сигнала о штормовом предупреждении:

- закрыть окна в помещениях;

- освободить подоконники от посторонних предметов;

- перейти из легких построек в прочные здания или сооружения;

- находясь в здании, отойти от окон и занять безопасное место возле стен внутренних помещений, в коридоре.

В темное время суток при отсутствии электроэнергии использовать фонари.

В случае нахождения на открытом месте во время урагана, бури или смерча следует соблюдать следующие требования безопасности:

- держаться дальше от легких построек, зданий, мостов, эстакад, линий электропередачи, мачт;

- не заходить в поврежденные здания: они могут обрушиться при новых порывах ветра;

- укрываться в дорожном кювете, плотно прижимаясь к земле, закрыв голову одеждой.

При пыльной буре закрыть лицо марлевой повязкой, платком, куском ткани, а глаза - очками.

Пурга, метель и снежные заносы типичны для многих районов России. Снегом заносятся железнодорожные пути, напольные устройства, сооружения и здания. Высота заносов может достигать 2 м. Видимость на железной дороге снижается до 20 - 50 м. Возможно частичное разрушение легких сооружений и крыш, обрыв воздушных линий электропередач и связи.

Получив предупреждение о пурге или сильной метели:

- перейти из легких построек в здания; плотно закрыть окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия;

- подготовиться к возможному отключению электроэнергии;

- подготовить инструмент для уборки снега, теплую одежду и обувь.

Во время пурги, сильной метели выходить из здания в исключительных случаях.

При тумане находясь на железнодорожной станции, быть предельно осторожным.

ТЕМА 6. МАРШРУТ СЛУЖЕБНОГО ПРОХОДА
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ

Железнодорожный путь является зоной повышенной опасности из-за наличия угрозы наезда подвижного состава на человека.

Находиться на путях работники эксплуатационного вагонного депо могут только при исполнении служебных обязанностей, при этом строго соблюдая правила личной безопасности.

Для прохода работников по территории станции к служебным и вспомогательным зданиям и помещениям, рабочим местам устанавливаются маршруты служебного прохода. Указанные маршруты прокладываются перпендикулярно оси путей в наиболее безопасных местах, удаленных от главных путей и с минимальным пересечением путей железнодорожной станции, а также по уширенным обочинам пути, широким междупутьям, в местах пересечения с наименьшим количеством стрелочных переводов.

Схемы маршрутов, утвержденные начальником станции и согласованные с начальником эксплуатационного вагонного депо, должны находиться на всех рабочих местах (в пунктах обогрева), в местах сбора работников смены (помещениях для проведения планерных совещаний) и других служебных помещениях.

Все работники, которым приходится выполнять свои обязанности на железнодорожных путях, должны знать и соблюдать маршруты служебного прохода. Эти проходы обозначаются знаками "Служебный проход". Ширина прохода должна быть не менее 1 м.

В местах пересечений с железнодорожными путями должны быть сделаны твердые покрытия или деревянные настилы на уровне головки рельсов шириной не менее 1,5 м для прохода работников без груза.

В зимнее время рабочие места, маршруты служебного прохода и проезды на территории депо должны очищаться от снега и наледи.

При перемещении по служебному проходу по обочине пути или середине междупутья нужно внимательно следить за возможным приближением подвижного состава по смежным путям. Чтобы не споткнуться, нужно обращать внимание на предельные столбики, водоотводные лотки, кабельные стойки и муфты, стрелочные электроприводы и другие устройства и предметы верхнего строения пути.

Запрещается использовать служебный проход для перемещения по территории станции без выполнения технологических операций.