1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает основные требования по охране труда для механиков рефрижераторных секций ОАО "РЖД" (далее - механики) при техническом обслуживании и ремонте рефрижераторных секций постройки Брянского машиностроительного завода (БМЗ), секций типа ЦБ-5 постройки завода Дессау (Германия), а также автономных рефрижераторных вагонов со служебным отделением (АРВЭ) (далее - рефрижераторные секции).

1.2. К обслуживанию рефрижераторных секций допускаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие специальный курс обучения, стажировку, медицинский осмотр при приеме на работу, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте и перед поездкой, первичную проверку знаний по охране труда, производственной санитарии, по правилам электробезопасности и пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, а также имеющие удостоверение установленного образца на право обслуживания рефрижераторного подвижного состава. Механик в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок N ПОТ Р М-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00, утвержденных Постановлением Минтруда России от 5 января 2001 г. N 3 и Приказом Минэнерго России от 27 декабря 2000 г. N 163, должен иметь III квалификационную группу по электробезопасности, а механик, ответственный за работу на рефрижераторной секции, - IV квалификационную группу по электробезопасности.

1.3. Механики в течение трудовой деятельности должны проходить в установленном порядке ежегодные медицинские осмотры, инструктажи по охране труда в соответствии с Положением об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 11 июня 2004 г. N 2529р, а также не реже одного раза в год проверку знаний по электробезопасности и обучение методам и приемам по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

В соответствии с законодательством Российской Федерации механики, не прошедшие в установленном порядке ежегодный медицинский осмотр, к обслуживанию рефрижераторных секций не допускаются.

Механики, не прошедшие инструктаж и обучение правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, к обслуживанию рефрижераторных секций не допускаются.

В соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденным Приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7, продолжительность поездки бригады механиков должна составлять не более 45 суток со дня принятия ими рефрижераторной секции и до дня ее сдачи другой бригаде механиков. Допускается увеличение продолжительности поездки бригады механиков на 15 суток, если на момент смены бригады рефрижераторная секция находится в груженом состоянии или следует в депо приписки.

1.4. Механики обеспечиваются следующими средствами индивидуальной защиты:

    костюм лавсано-вискозный с маслонефтезащитной
пропиткой или костюм хлопчатобумажный                    - 1 на 1 год
    рукавицы комбинированные                             - 12 пар на 1 год
    ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве         - 1 пара на 1 год
    сапоги утепленные юфтевые
на нефтеморозостойкой подошве                            - 1 пара на 2 года
    теплозащитный костюм                                 - 1 на 2 года
    или теплозащитный костюм "Механик"                   - 1 на 3 года
    респиратор                                           - до износа
    очки защитные                                        - до износа
    галоши диэлектрические                               - дежурные
    перчатки диэлектрические                             - дежурные
    перчатки кислотощелочестойкие                        - дежурные
    фартук резиновый                                     - дежурный

1.5. Механики должны:

знать о воздействии на человека опасных и вредных производственных факторов;

знать требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;

знать место расположения аптечки первой медицинской помощи и уметь оказывать первую медицинскую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае. Перечень медикаментов, входящих в аптечку первой медицинской помощи, приведен в Приложении N 1, а методы и приемы оказания первой медицинской помощи изложены в Методике оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве для работников ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 23 июня 2005 г. N 963р;

знать места расположения главных и запасных выходов и пути эвакуации в случае аварии или пожара;

знать и применять безопасные методы выполнения работ;

содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления, а также спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

1.6. В процессе работы на механиков могут воздействовать следующие физические, химические опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенный уровень вибрации;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;

расположение рабочего места на определенной высоте относительно поверхности земли и пола;

токсические и раздражающие вещества.

1.7. При нахождении на железнодорожных путях механикам необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

выходить (входить) из служебного вагона или машинного отделения грузового вагона следует только после полной остановки рефрижераторной секции, убедившись в отсутствии движущегося железнодорожного подвижного состава по параллельному пути, а также в отсутствии предметов на междупутье, препятствующих выходу из вагона. После этого следует повернуться лицом к вагону, взяться за поручни и спуститься по ступеням;

запрещается подлезать под вагонами или автосцепками при переходе железнодорожных путей;

запрещается переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся железнодорожным подвижным составом, а также переходить железнодорожные пути на сортировочных горках;

запрещается становиться или садиться на рельсы, подниматься на подножки вагонов и локомотивов и сходить с них при движении железнодорожного подвижного состава, а также находиться на подножках вагонов во время движения;

запрещается переходить стрелочные переводы в местах расположения остряков и подвижных сердечников крестовин с тягами;

запрещается прыгать с подножки вагона, а также подниматься на крышу вагона, используя для этого приставные лестницы.

1.8. При выходе из вагона и входе в него с грузом в руках механики должны соблюдать следующие требования:

перед выходом из вагона необходимо закрепить открытую дверь, поставить груз, спуститься вниз, снять груз и закрыть дверь, предварительно открепив ее;

при входе в вагон с грузом следует открыть дверь, закрепить ее, поставить груз на пол вагона, затем подняться в вагон.

1.9. При переходе через железнодорожные пути механикам необходимо убедиться в отсутствии движущегося железнодорожного подвижного состава, а затем, не наступая на рельсы и концы шпал, переходить железнодорожные пути только под прямым углом.

1.10. При необходимости прохода вдоль железнодорожных путей на перегонах механикам следует идти только по обочине пути, а на железнодорожной станции - по обочине пути или посередине междупутья по специально установленному маршруту. При этом необходимо следить за движущимся железнодорожным подвижным составом, а также обращать внимание на предметы, выступающие за габариты железнодорожного подвижного состава.

При следовании поездов по параллельным железнодорожным путям запрещается нахождение механиков на междупутье, а также хождение внутри колеи и по концам шпал.

1.11. Обходить стоящие на железнодорожных путях группы вагонов или локомотивов механикам следует на расстоянии не менее 5 м от стоящего железнодорожного подвижного состава. Между расцепленными вагонами разрешается проходить посредине разрыва, если расстояние между вагонами не менее 10 м, при этом необходимо убедиться в том, что по соседнему пути нет движущегося железнодорожного подвижного состава.

1.12. В случае обрыва проводов контактной сети, проходящей вдоль железнодорожного пути, а также свисающих с проводов посторонних предметов механики обязаны немедленно сообщить об этом дежурному по железнодорожной станции, осмотрщику вагонов, машинисту или другим станционным работникам. До прибытия бригады дистанции электроснабжения необходимо оградить это место и во избежание несчастных случаев следить за тем, чтобы никто не приближался к оголенным или оборванным проводам контактной сети и воздушных линий на расстояние ближе 8 метров.

1.13. Механикам запрещается:

использовать для освещения и отогрева труб отопления, масляных и топливных трубопроводов спички, зажигалки, свечи, керосиновые фонари и другие источники открытого огня;

курить в дизельном, аккумуляторном и машинных отделениях вагонов рефрижераторной секции, а также вблизи аккумуляторных батарей и в период проведения заправочных операций топливом и хладагентом;

загромождать проходы, выходы и подступы к аппаратам электрооборудования и средствам пожаротушения;

применять временную электропроводку;

развешивать спецодежду и другие предметы на электродвигателях, генераторах, дизелях, выхлопных трубах дизелей и на включенных электроотопительных приборах;

складывать какие-либо предметы внутри главного распределительного электрического щита (аппаратной);

использовать средства пожаротушения не по назначению;

эксплуатировать неисправные дизель-генераторные установки, кухонную плиту и котел отопления;

осуществлять сварочные работы на топливных баках и топливопроводах без предварительной их промывки и принятия мер пожарной безопасности;

пользоваться переносными лампами напряжением более 50 В в дизельном, аккумуляторном и машинных отделениях вагонов рефрижераторной секции, устанавливать в качестве защиты электрических цепей нетиповые вставки.

1.14. Перед розжигом котла отопления или кухонной плиты в дизельном вагоне рефрижераторной секции механикам необходимо проверить:

отсутствие топлива в поддоне;

состояние отверстий в кольце горелки котла (при необходимости прочистить);

отсутствие топлива на боковой стенке плиты (выходном патрубке);

состояние топливопроводов, регулирующего (игольчатого) вентиля (подтекание топлива не допускается).

Во время работы котла отопления механики периодически должны контролировать:

состояние пламени горения. В случае обнаружения прерывистого пламени следует отрегулировать подачу топлива, добиваясь ровного стабильного горения и белого цвета пламени;

цвет отходящих дымовых газов (во время стоянки);

отсутствие топлива в поддоне. В случае обнаружения подтекания топлива необходимо принять меры по устранению утечки;

температуру воды на выходе из котла, которая не должна превышать 95 °C;

температуру в купе, салоне и кухне в дизельном вагоне рефрижераторной секции в период отопления, которая должна быть не ниже 18 °C.

1.15. При нахождении рефрижераторной секции в составе сформированного поезда или в период проведения маневров на железнодорожной станции (особенно при толчках) необходимо контролировать состояние пламени горения.

При срыве пламени немедленно закрыть регулирующий вентиль подачи топлива, собрать топливо, если имеется его перелив. Места попадания топлива вытереть насухо.

Повторный розжиг горелки котла отопления производить после остывания, но не ранее чем через 30 минут.

При проведении маневровых работ с рефрижераторной секцией запрещается оставлять без присмотра кухонную плиту и котел водяного отопления.

1.16. При обслуживании котла отопления и кухонной плиты в дизельном вагоне рефрижераторной секции механикам запрещается:

использовать для розжига горелок бензин или дизельные масла;

производить очистку котла (плиты) во время их работы;

производить розжиг котла (плиты) при наличии топлива в поддоне;

рассверливать калиброванное отверстие в дозаторе топлива, увеличивая количество подаваемого топлива;

открывать регулирующий вентиль, когда котел отопления и кухонная плита находятся в неработающем состоянии.

1.17. Очистку дымоходов котла отопления и кухонной плиты от сажи следует производить только из салона служебно-дизельного вагона при выключенном оборудовании в соответствии с требованиями, предусмотренными в приложении N 4 к Инструкции по эксплуатации рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебным помещением, утвержденной МПС России 7 сентября 2001 г. N ЦВ-853, используя при этом головной убор, защитные очки и рукавицы.

1.18. В целях предотвращения нарушения тяги в работающем котле отопления и кухонной плите в дизельном вагоне рефрижераторной секции механикам запрещается держать одновременно открытыми двери между дизельным и служебным отделениями.

1.19. В случае получения одним из механиков травм различного характера (механические травмы, ожоги, травмы глаз, электротравмы, отравления, обморожения, поражение хладагентами) другой механик обязан оказать ему первую медицинскую помощь и при необходимости запросить помощь, обратившись в пункт технического обслуживания (ПТО) вагонов, в депо или к дежурному по железнодорожной станции. После прибытия медицинских работников и определения степени тяжести травмы, полученной механиком, механик, ответственный за работу на рефрижераторной секции, дает телеграмму в депо приписки, а также в Рефсервис - филиал ОАО "РЖД", указав дату, время получения травмы механиком, причину, тяжесть травмы, необходимость доукомплектования сменной бригады механиков. В рабочем журнале формы ВУ-85 делается запись с указанием даты, времени и местонахождения рефрижераторной секции в момент получения механиком травмы, обстоятельств, причин и тяжести полученной травмы, а также госпитализации пострадавшего.

1.20. Механики, находясь в рейсе, должны соблюдать следующие правила личной гигиены:

индивидуальные шкафы для одежды следует содержать в чистоте. Запрещается хранить в шкафах посторонние предметы;

чистое постельное белье необходимо хранить в специально отведенном бельевом шкафу. Запрещается совместное хранение чистого и использованного белья;

принимать пищу следует только на кухне (в салоне) дизельного вагона рефрижераторной секции. Перед приемом пищи спецодежду следует снять и оставить в шкафу для рабочей одежды, а затем вымыть руки теплой водой с мылом;

не реже одного раза в неделю следует принимать горячий душ и производить смену нательного и постельного белья.

1.21. Механики также должны выполнять следующие требования производственной санитарии:

хранить чистую посуду и столовые приборы (ложки, вилки, ножи) в специальном шкафу на кухне дизельного вагона рефрижераторной секции. Шкафы для хранения посуды и столовых приборов необходимо содержать в чистоте, хранить в них другие предметы запрещается. Использованную посуду и столовые приборы следует мыть горячей водой с применением нетоксичных моющих средств для мытья посуды;

не реже одного раза за поездку заправлять водяные баки свежей водой, предварительно слив из них остатки воды и промыв их и водоподогреватель для бытовых нужд методом одноразового налива и слива воды;

пить только профильтрованную кипяченую воду;

поддерживать чистоту в отделениях дизельного и грузовых вагонов рефрижераторной секции с помощью влажной уборки, которую необходимо проводить в бытовых отделениях не реже одного раза в сутки, в служебных отделениях не реже одного раза в неделю, в дизельном и машинных отделениях - при необходимости и перед сдачей рефрижераторной секции сменной бригаде механиков;

соблюдать в пути следования рефрижераторной секции режим пользования туалетом. На стоянках при проходе крупных железнодорожных станций, санаторно-курортных и пригородных зон, тоннелей, мостов пользоваться туалетом запрещается;

при уборке туалета применять моющие и дезинфицирующие средства;

собирать мусор, пищевые отходы в мусоросборники и на стоянке выносить в специально отведенные места. Выбрасывать мусор или отходы из вагона на железнодорожные пути запрещается;

хранить скоропортящиеся продукты питания в бытовом холодильнике, а другие продукты в специально отведенном шкафу;

не реже одного раза в месяц размораживать и мыть бытовые холодильники. Эмалированные поверхности следует мыть теплой водой с содой, алюминиевые и пластмассовые поверхности - теплой водой с мылом. Вымытый холодильник необходимо досуха вытереть мягкой тканью и проветрить в течение 30 - 40 минут.

1.22. При техническом обслуживании и ремонте рефрижераторных секций механик должен выполнять требования настоящей Инструкции, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6 (зарегистрирован Минюстом России 22 января 2003 г. N 4145), правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и иных нормативных документов.

1.23. Нахождение и проезд на рефрижераторной секции посторонних лиц, кроме проводников, сопровождающих груз по договору с Рефсервисом - филиалом ОАО "РЖД", запрещается.

1.24. Механик, ответственный за работу на рефрижераторной секции, должен контролировать выполнение требований охраны труда на рефрижераторной секции и следить:

за своевременным проведением инструктажа механикам;

за безопасным выполнением работ механиками;

за исправностью применяемого инструмента, переносных электрических светильников, ручных фонарей, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

за наличием и правильностью ограждения рефрижераторной секции при проведении ремонта или технического обслуживания оборудования, расположенного снаружи вагона. На ограждение рефрижераторных секций механиком, ответственным за работу на рефрижераторной секции, подается письменная заявка дежурному по станции или маневровому диспетчеру. Ограждение рефрижераторной секции производят работники железнодорожной станции.

Перед началом работ механик, ответственный за работу на рефрижераторной секции, должен получить письменное разрешение на производство работ от дежурного по железнодорожной станции (маневрового диспетчера), а затем лично убедиться в наличии ограждения.

В случаях, угрожающих жизни и здоровью работающих, механик, ответственный за работу на рефрижераторной секции, должен проконтролировать устранение обнаруженных в процессе работы недостатков или сообщить об этом в депо приписки (при невозможности устранения неисправностей силами поездной бригады).

1.25. При обслуживании рефрижераторной секции в соответствии с требованиями пункта 4.1 Инструкции по эксплуатации рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебным помещением механиками выполняются следующие виды работ:

расцепка и сцепка междувагонных соединений, снятие и постановка стопорных болтов автосцепок для расцепки и сцепки вагонов рефрижераторной секции производятся дежурным механиком под контролем работника железнодорожной станции (составителя или машиниста локомотива), осуществляющего расцепку и сцепку вагонов (автосцепки и тормозных рукавов);

открытие и закрытие дверей грузовых вагонов рефрижераторной секции выполняются механиком под наблюдением работников соответствующих служб железных дорог;

проверка температуры воздуха в грузовых вагонах рефрижераторной секции, проводимая с помощью переносных термостанций, и контроль состояния ходовых частей оборудования вагонов осуществляются только на технологических стоянках поезда при отсутствии давления воздуха в тормозной магистрали;

техническое обслуживание и ремонт подвагонного оборудования, холодильных установок, расположенных в машинных отделениях грузовых вагонов, вскрытие системы циркуляции хладагента холодильных установок выполняются вагонными и локомотивными депо только при отцепочном ремонте, а также дежурным механиком при погрузке-выгрузке или нахождении рефрижераторной секции в резерве;

проверка технического состояния радиоантенн, глушителей дизелей, дефлекторов и другого оборудования, расположенного на крыше вагона, производится только при деповском ремонте.

1.26. Техническое обслуживание и ремонт оборудования вагонов рефрижераторной секции проводятся совместно двумя механиками и включают в себя следующие виды работ:

осуществление контроля температуры воздуха в грузовых вагонах с использованием переносной термостанции (при нахождении груженой рефрижераторной секции в составе поезда);

замена ремня подвагонного генератора (в случае экстренной необходимости);

ремонт холодильной установки со вскрытием системы циркуляции хладагента (в случае экстренной необходимости, при невозможности проведения текущего отцепочного ремонта, а также при погрузке, выгрузке или нахождении рефрижераторной секции в резерве);

ремонт дизель-генераторного агрегата, требующего снятия головки блока цилиндров;

ликвидация аварийных ситуаций.

1.27. Уход механиков по служебным (на время не более трех часов) и по личным надобностям в свободное от дежурства время с рефрижераторной секции, находящейся в груженом рейсе (на время не более трех часов), в порожнем рейсе, в запасе (на время не более шести часов), допускается только по разрешению механика, ответственного за работу на рефрижераторной секции, с записью в рабочем журнале формы ВУ-85.