3. Требования охраны труда во время транспортировки

3. Требования охраны труда во время транспортировки

3.1. Общие способы и приемы безопасного выполнения работ.

3.1.1. При подъеме на транспортируемый подвижной состав или вагон сопровождения и сходе с них работники должны:

убедиться в исправности поручней и подножек и отсутствии на них посторонних предметов;

держаться за поручни и располагаться лицом к транспортируемому подвижному составу или вагону сопровождения, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов;

осмотреть место спуска на предмет отсутствия посторонних предметов, о которые можно споткнуться при спуске. В темное время суток место спуска необходимо осветить фонарем (светильником).

Перед спуском с транспортируемого подвижного состава или вагона сопровождения в междупутье необходимо убедиться в отсутствии подвижного состава, движущегося по смежному пути.

Запрещается:

подниматься на транспортируемый подвижной состав или вагон сопровождения и сходить с них до полной остановки;

запрыгивать с земли на подножки и ступеньки или спрыгивать с них.

3.1.2. Во время транспортировки работникам запрещается:

высовываться из окон;

открывать входные наружные двери и высовываться из них.

3.1.3. Маневры транспортируемого подвижного состава толчками не допускаются.

3.2. Способы и приемы безопасной работы при транспортировании подвижного состава.

3.2.1. При выполнении осмотра во время длительных стоянок (свыше 30 минут) на станциях в местах, определяемых дежурным по станции работники должны:

использовать переносные электрические светильники или аккумуляторные фонари при визуальном осмотре транспортируемого подвижного состава, в темное время суток;

очистить подвагонное оборудование, ходовые части и ступени от снега и льда, используя только пики или ломики с удлиненной ручкой для очистки от снега и льда;

очистить вентиляционные каналы и аккумуляторные батареи, используя веник и деревянную палочку;

уведомить о начале и об окончании осмотра машиниста локомотива при транспортировании подвижного состава на платформе локомотивом или в составе хозяйственного поезда или дежурного по станции при транспортировании подвижного состава своим ходом.

Запрещается:

производить осмотр и очистку до полной остановки транспортируемого подвижного состава;

производить осмотр, очистку и ремонт, если по смежному пути приближается или движется подвижной состав;

подлезать под транспортируемый подвижной состав, локомотив или вагон сопровождения;

применять топорик для скалывания льда;

пользоваться металлическими предметами для очистки ото льда вентиляционных каналов и аккумуляторной батареи;

находиться в междупутье при пропуске подвижного состава, движущегося по смежному пути;

подниматься на крышу транспортируемого подвижного состава при нахождении под действующей контактной сетью или ВЛ.

3.2.2. Осмотр транспортируемого подвижного состава должен проводиться в соответствии с его руководством по эксплуатации и Инструкцией по приведению в транспортное положение, транспортированию и порядку сопровождения специального железнодорожного подвижного состава на инфраструктуре ОАО "РЖД".

3.3. Способы и приемы безопасного сопровождения при транспортировке подвижного состава своим ходом (транспортировка своим ходом осуществляется при движении транспортируемого подвижного состава к месту базирования или месту проведения путевых работ).

3.3.1. Перед началом движения транспортируемого подвижного состава работники должны:

убедиться в том, что все рабочие органы транспортируемого подвижного состава приведены в транспортное положение;

проверить надежность фиксации всех элементов конструкции имеющих транспортные крепления;

запереть все торцевые двери и закрыть все окна транспортируемого подвижного состава при работе кондиционера;

убрать тормозные башмаки, снять транспортируемый подвижной состав с ручного тормоза;

убедиться в отсутствии предметов, препятствующих движению;

убедиться в отсутствии людей в зоне движения;

получить указания и разрешение на начало движения от поездного диспетчера или дежурного по железнодорожной станции;

подать соответствующий звуковой сигнал.

Во время движения машинисту и помощнику запрещается:

высовываться из окон;

открывать входные наружные двери и высовываться из них.

3.4. Способы и приемы безопасного использования дизельного двигателя.

3.4.1. Перед включением дизельного двигателя необходимо:

проверить надежность крепления защитных ограждений на дизельном двигателе;

проверить исправность заземления, автоматического выключателя и наличие изоляции на проводах генераторной установки, подключенной к дизельному двигателю;

проверить отсутствие посторонних предметов на дизельном двигателе;

проверить (визуально) топливную, масляную, охлаждающую и выхлопную системы на отсутствие утечек;

проверить уровни топлива, масла и охлаждающей жидкости;

включить принудительную вентиляцию в месте расположения дизельного двигателя.

Запрещается включение дизельного двигателя:

при неправильно подключенных положительных и отрицательных клеммах аккумуляторной батареи;

при снятых пробках заправочных горловин баков топлива, масла или радиатора охлаждения;

при отсутствии масла или охлаждающей жидкости;

при снятых защитных панелях и крышках;

накрытого чехлом или другими предметами.

3.4.2. Запрещается во время работы дизельного двигателя:

прикасаться к дизельному двигателю или деталям системы выпуска отработавших газов во время работы или сразу после его отключения;

прикасаться к элементам системы зажигания;

останавливать, замедлять или блокировать вращающиеся части дизельного двигателя какими-либо предметами;

производить смазку, регулировку и обтирку дизельного двигателя;

открывать пробки и осуществлять дозаправку систем;

оставлять транспортируемый подвижной состав без присмотра.

3.4.3. Перед техническим обслуживанием дизельного двигателя необходимо убедиться, что он остановлен, а аккумуляторные батареи отсоединены.

3.4.4. При техническом обслуживании дизельного двигателя запрещается:

производить пробное включение дизельного двигателя при снятых защитных панелях и крышках;

наносить на дизельный двигатель масло и другие горючие жидкости для защиты от коррозии.

3.5. Требования безопасного обращения с топливом, рабочей жидкостью и маслом при транспортировании подвижного состава своим ходом.

3.5.1. Требования охраны труда при работе с топливом:

дизельный двигатель должен быть остановлен;

топливный кран должен быть перекрыт;

наконечник заправочного пистолета следует отводить от горловины бака только после полного прекращения вытекания топлива;

заправка (заливка) топлива из канистры должна производиться с использованием воронки;

пробка заправочной горловины должна быть плотно завернута после заправки.

3.5.2. Требования охраны труда при работе с маслом:

дизельный двигатель должен быть остановлен;

заливка масла должна производиться с использованием воронки;

слив отработанного моторного масла должен производиться в специальную отведенную емкость;

пробки заливного и сливного отверстия должны быть плотно завернуты после завершения заливки или слива.

3.5.3. Требования охраны труда при работе с охлаждающей жидкостью:

дизельный двигатель должен быть остановлен;

удаление крышки радиатора должно производиться только после остывания в течение 10 - 15 минут;

крышка радиатора должна откручиваться с использованием плотной рукавицы или ветоши для предотвращения ожога;

заливка охлаждающей жидкости должна производиться с использованием воронки;

сапун должен быть прочищен перед установкой крышки радиатора.

3.5.4. При попадании топлива, масла, охлаждающей жидкости на оборудование, пол или элементы конструкции транспортируемого подвижного состава их следует вытереть мягкой тканью или ветошью, использованный обтирочный материал убрать в специальный отведенный металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой.

3.5.5. При обращении с топливом, маслом или охлаждающей жидкостью запрещается:

производить заправку при наличии течи в системах;

допускать расплескивание при заправке вручную или взятии проб;

допускать их попадание внутрь человека;

наполнять топливный бак, расширительный бачок или радиатор выше максимальной отметки;

наполнять тару для выполнения анализа больше, чем на 90%;

использовать неуказанные в эксплуатационной документации топливо, масло и охлаждающую жидкость;

производить слив на пол, землю, железнодорожный путь и в смотровые канавы, случайно пролитое необходимо засыпать песком, после чего песок следует собрать в специальное предназначенное для этого место.

3.6. Способы и приемы безопасного использования пневмооборудования:

использовать арматуру и гибкие трубопроводы соответствующих размеров и характеристик при их замене;

перед подачей давления необходимо убедиться в надежности креплений гибких трубопроводов;

следить за показанием контрольно-измерительных приборов (манометров);

ежедневно сливать конденсат из ресивера.

Запрещается:

использовать пневмооборудование при неисправном манометре (отсутствие пломбы и действительного клейма, критической зоны на шкале и др.) и при появлении утечек сжатого воздуха в системе;

производить техническое обслуживание и ремонт элементов пневмооборудования при работе компрессорной установки;

открывать и закрывать вентили и краны воздушной магистрали, резервуаров Транспортируемое транспортное средство ударами молотка или других предметов;

менять значения максимального давления сжатого воздуха и перенастраивать предохранительный клапан не в соответствии с руководством или проектом переоборудования.

3.7. Приемы и способы безопасного сопровождения в случаях, когда работники находятся в вагоне сопровождения.

При эксплуатации отопительных печей на твердом топливе запрещается:

складировать топливо непосредственно перед топочным отверстием печи;

топить печь с открытой дверцей;

применять для розжига печи бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;

оставлять растопленную горящую печь без присмотра;

сушить, складировать на печи и около нее горючие предметы и материалы;

применять виды топлива, не предусмотренные конструкцией печи;

применять для топлива дрова, длина которых превышает размер топки печи отопления;

использовать вентиляционные и другие каналы в качестве дымоходов печей.

3.8. Приемы и способы безопасной работы при транспортировке транспортируемого подвижного состава на платформе.

Работники должны следить за целостностью проволочных растяжек и обвязок, упорных и распорных брусков, а также принимать меры по их восстановлению.

3.9. Способы и приемы безопасного использования ручного инструмента.

3.9.1. Перед началом работы с ручным инструментом необходимо проверить:

инструмент и приспособления на исправность и чистоту;

наличие маркировки на инструменте;

наличие необходимых для работы СИЗ (защитные очки, маски, рукавицы и т.п.).

3.9.2. Ручной слесарный инструмент и приспособления должны применяться по прямому назначению и соответствовать технологической потребности.

3.9.3. Допускается использовать соответствующий ручной инструмент только при соблюдении следующих условий:

рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов, на рукоятке должен быть указан размер ключа;

бойки молотков и другого инструмента ударного действия должны иметь гладкую поверхность без сколов, зазубрин, наплывов металла, выбоин, трещин, заусенцев и наклепа;

рукоятки молотков должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, иметь прочную посадку с дополнительным креплением стальным клином, быть гладкими и не иметь заусенцев, трещин и сучков;

свободный конец рукоятки молотков должен утолщаться во избежание выскальзывания рукоятки из рук при взмахах и ударах инструментом;

напильник и другой инструмент, рукоятка которого насажена на заостренный конец, должны иметь надежно насаженные рукоятки с металлическими бандажными кольцами;

полотна ручных ножовок по металлу должны быть закреплены и туго натянуты;

отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки), зависящей от размера шлица в головке шурупа или винта;

зубила, крейцмейсели, бородки и керны должны иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов, их длина должна быть не менее 150 мм;

средняя часть зубила не должна иметь острых ребер и заусенцев на боковых гранях;

инструмент ручной изолирующий (отвертки, пассатижи, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки и т.п.) должен иметь исправные изолирующие рукоятки и штамп об испытании. Если изоляционное покрытие рукояток инструмента состоит из двух слоев изоляции, то при появлении другого цвета изоляции из-под поврежденного верхнего слоя инструмент должен быть изъят из эксплуатации. Если покрытие состоит из трех слоев изоляции, то при повреждении или истирании верхнего слоя инструмент может быть оставлен в эксплуатации до появления нижнего слоя изоляции.

3.9.4. При работе с ручным инструментом запрещается:

удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами;

применять прокладки в зазоре между плоскостями губок гаечных ключей и головок болтов или гаек;

использовать молоток с вогнутым или разбитым бойком;

применять зубила, крейцмейсели, бородки и керны с повреждениями на рабочем конце инструмента;

применять напильник без рукоятки;

сбрасывать с высоты детали, приспособления и инструмент, а также размещать их на краю каких-либо поверхностей;

работать без защитных очков и рукавиц с ударным инструментом, а также при рубке металла зубилом, крейцмейселем;

работать без установленных тормозных башмаков.

3.9.5. Работники должны следить за характером и уровнем шума от работающего оборудования. При возникновении изменений в уровне или появлении нехарактерного шума необходимо запросить остановку до выяснения причины.

3.9.6. Работники должны следить за появлением посторонних запахов. При подозрении на продукты горения необходимо запросить остановку до выяснения причины.

3.9.7. При обнаружении любых неисправностей электрооборудования или возникновении короткого замыкания работники должны отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения.

3.10. Требования к использованию СИЗ работников.

3.10.1. При нахождении рядом с зоной повышенного шума для защиты органов слуха необходимо использовать противошумные наушники или телекоммуникационные наушники и ограничить время пребывания в зоне.

3.10.2. Для защиты от пониженной температуры использовать:

отопление в вагоне сопровождения или в кабине транспортируемого подвижного состава (при транспортировании своим ходом);

теплую специальную одежду и специальную обувь во время пребывания на открытом воздухе и ограничить время пребывания.

3.10.3. Для защиты от попадания под действие электрического тока необходимо проверить исправность механических запирающих устройств блоков электрооборудования и системы сигнализации, а также наличие знаков безопасности.

3.10.4. Для защиты от травм во время работы с ручным инструментом необходимо использовать перчатки с полимерным покрытием.

3.10.5. Для защиты кожи рук при работе с жидкостями (маслами, антифризом, топливом и т.п.) необходимо использовать соответствующие перчатки (резиновые или кислотощелочестойкие).

3.10.6. Для защиты глаз от травм при работе с ручным ударным инструментом или при нахождении на расстоянии ближе 10 м от работающего этим инструментом необходимо использовать защитные очки.

3.10.7. Для защиты от травм во время работы с проволочными растяжками и обвязками, упорными и распорными брусками необходимо использовать перчатки с полимерным покрытием.

3.11. Работники при передаче транспортируемого подвижного состава другим работникам должны:

сообщить обо всех неисправностях транспортируемого подвижного состава, при необходимости сделать запись в журнале учета работы, периодических технических обслуживаний и ремонтов;

сообщить обо всех неисправностях оборудования и принадлежностей вагона сопровождения, при необходимости сделать запись в журнале учета работы, периодических технических обслуживаний и ремонтов;

передать и совместно проверить средства связи - поездной (при транспортировке подвижного состава своим ходом) и радиостанции для связи с машинистами локомотива.

3.12. Обо всех нарушениях требований охраны труда, выявленных в ходе выполнения работ работники должны сделать запись в ведомость несоответствий КСОТ-П.