3.9. Требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
3.9.1. Производство погрузочно-разгрузочных работ следует производить в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов, Правил устройств и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) и других нормативно-правовых документов, утвержденными органами Ростехнадзора.
3.9.2. Запрещается выполнять погрузочно-разгрузочные работы в зоне производства маневровых работ.
3.9.3. Руководство ремонтного локомотивного депо обязано:
разработать и выдать на места ведения работ технологические карты производства погрузки, выгрузки и складирования грузов, разработанные в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009-76, другие технологические регламенты;
ознакомить (под роспись) с технологическими регламентами лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, крановщиков, персонал, управляемый грузоподъемными механизмами с пола (далее - персонал ГПМ), и стропальщиков;
обеспечить стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующими массе и характеру перемещаемых грузов;
вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы;
определить площадки и места складирования грузов, оборудовать их необходимой технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.) и проинструктировать крановщиков, персонал ГПМ и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования;
обеспечить выполнение технологических регламентов при производстве работ грузоподъемными механизмами.
3.9.4. В депо должен быть установлен и утвержден порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком.
3.9.5. Место производства работ по перемещению грузов кранами должно быть освещено в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95, ОСТ 32.120-98 и Отраслевых норм естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта.
3.9.6. Производство работ стреловыми кранами на расстоянии менее 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, должно производиться по наряду-допуску.
3.9.7. Работа крана вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством работника, ответственного за безопасное производство работ кранами, который должен указать крановщику место установки крана, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и произвести запись в вахтенном журнале крановщика о разрешении работы.
3.9.8. Перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ необходимо оградить зону работы грузоподъемного механизма.
3.9.9. Не допускается нахождение работников, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе, на месте производства погрузочно-разгрузочных работ.
При подъеме и опускании узлов и деталей локомотивов, размещенных на время ожидания ремонта или после ремонта вблизи стены, колонны цеха, крановщик, персонал ГПМ должен предварительно убедиться в отсутствии людей между поднимаемым грузом и указанными частями здания цеха.
3.9.10. При эксплуатации кранов, ГПМ, управляемых с пола, должен быть обеспечен свободный проход для работника, управляющего краном (ГПМ).
3.9.11. В случае неисправности крана (ГПМ), когда нельзя опустить поднятый им груз, место под поднятым грузом должно быть ограждено и вывешены запрещающие таблички "Опасная зона", "Проход закрыт".
3.9.12. Подъем на мостовой кран и спуск с него должен производиться через посадочную площадку или, в отдельных случаях, через проходную галерею.
3.9.13. При необходимости осмотра, ремонта, регулировки механизмов, электрооборудования крана (ГПМ), осмотра и ремонта металлоконструкций должен отключаться рубильник вводного устройства. Это требование должно также выполняться при необходимости выхода на настил галереи мостового крана.
На мостовой кран, у которого рельсы грузовой тележки расположены на уровне настила галереи, перед выходом обслуживающего персонала на галерею тележка должна устанавливаться в непосредственной близости от выхода из кабины на настил.
3.9.14. В местах постоянной погрузки и разгрузки автотранспорта и вагонов должны быть установлены стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Погрузка (разгрузка) вагонов должна производиться по технологии, утвержденной производителем работ, в которой должны быть определены места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность выхода их на эстакады и навесные площадки.
Запрещается нахождение работников в вагонах, в кузове или кабине автотранспорта при подъеме или опускании грузов краном (ГПМ).
3.9.15. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки. Запрещается перемещение груза при нахождении под ним работников.
3.9.16. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.
3.9.17. Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально предназначенной для этого таре. При этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов.
3.9.18. Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.
3.9.19. Груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном перемещении должны быть предварительно подняты на 500 мм выше встречающихся на пути предметов.
3.9.20. При перемещении стрелового крана с грузом положение стрелы и нагрузка на кран должны устанавливаться в соответствии с руководством по эксплуатации крана.
3.9.21. Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключена возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности для того, чтобы стропы могли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза. Устанавливать груз в местах, для этого не предназначенных, запрещается. Укладку и разборку груза следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования груза габариты и не загромождая проходы.
3.9.22. Погрузка груза в автотранспорт и другие транспортные средства должна производиться таким образом, чтобы была обеспечена удобная и безопасная строповка его при разгрузке. Погрузка и разгрузка вагонов, автотранспорта и других транспортных средств должны выполняться без нарушения их равновесия.
3.9.23. По окончании работы или во время перерыва груз не должен оставаться в подвешенном состоянии, а выключатель, подающий напряжение на главные троллеи или гибкий кабель, должен быть отключен и заперт на замок.
3.9.24. Кантовка грузов кранами должна производиться на кантовальных площадках или в специально отведенных местах. Выполнение такой работы разрешается только по заранее составленной технологии, определяющей последовательность выполнения операции, способ строповки груза и указания по безопасному производству работ.
3.9.25. При работе мостовых кранов, установленных в несколько ярусов, должно выполняться условие проезда кранов верхнего яруса над кранами, расположенными ниже, только без груза, с крюком, поднятым в верхнее рабочее положение.
3.9.26. При подъеме груза он должен быть предварительно поднят на высоту не более 200 - 300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза.
3.9.27. Ремонтному персоналу, задействованному при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, запрещено:
производить работы при отсутствии схем правильной строповки;
допускать посторонних лиц к обвязке и зацепке грузов;
поднимать груз, неправильно закрепленный или находящийся в неустойчивом положении;
находиться под поднятым (перемещаемым) грузом;
поднимать или перемещать груз краном (ГПМ), если имеется опасность травмирования работников, находящихся в зоне его подъема (перемещения);
находиться на площадке с грузом (на грузе) при перемещении его краном;
поднимать груз, засыпанный землей или примерзший к земле, заложенный другими грузами;
подтаскивать груз по земле, полу или рельсам крюком крана при наклоненном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов;
освобождать краном стропы, канаты или цепи, защемленные грузом;
оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания без применения специальных средств (крюки или оттяжки соответствующей длины);
выравнивать перемещаемый груз руками и поправлять стропы на весу;
подавать груз в оконные проемы, на балконы без специальных приемных площадок или приспособлений;
производить укладку груза на электрические кабели, трубопроводы, временные перекрытия, не предназначенные для его укладки;
находиться под стрелой крана при ее подъеме и опускании без груза и в непосредственной близости поворотной части стрелового крана;
оставлять без присмотра груз в подвешенном состоянии;
производить подъем груза при недостаточной освещенности рабочего места;
использовать и хранить на местах производства работ неисправные и немаркированные съемные грузозахватные приспособления. Забракованные съемные грузозахватные приспособления, а также не имеющие бирки (клейма) должны изыматься из эксплуатации.