3.12. Требования охраны труда при выполнении окрасочных работ

3.12. Требования охраны труда при выполнении окрасочных работ

3.12.1. Окраска локомотивов должна производиться с соблюдением требований Межотраслевых правил по охране труда при окрасочных работах, ГОСТ 12.1.004-91, ГОСТ 12.1.007-76, ГОСТ 12.1.010-76, ГОСТ 12.3.005-75, других нормативных правовых актов и быть безопасной на всех стадиях технологического процесса.

3.12.2. Все работы, связанные с окраской локомотивов, их узлов и деталей, должны производиться в малярных отделениях (участках) депо. При отсутствии в депо малярного отделения (участка) подготовительные операции (зачистка, грунтование и другие работы) и окраска локомотивов могут быть выполнены на ремонтных участках, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией и установками пожаротушения или при температуре не ниже плюс 5 °C на открытом воздухе.

Окраска колесных пар с использованием кисти или валика должна производиться на специально оборудованных площадках.

Окрасочные работы должны производиться с использованием СИЗ органов дыхания, глаз и кожи.

Окраска пневматическим распылением должна производиться на малярном участке или в отделении, изолированном от соседних помещений сплошными несгораемыми перегородками и оборудованном вентиляцией, обеспечивающей на рабочих местах допустимые концентрации паров растворителей и красочной пыли в воздухе, а при отсутствии малярного участка - на открытом воздухе.

3.12.3. Допускается окраска локомотивов на участке ТР-3 в период, когда другие работы на участке не производятся. По окончании окраски необходимо проветривать помещение.

3.12.4. Очистку поверхности локомотива ручным или механизированным инструментом следует производить на рабочих местах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией.

Операции снятия старой краски и сухой очистки поверхности (дробеструйной, ручным пневматическим инструментом), подлежащей окраске, должны осуществляться на рабочих местах, изолированных от малярного участка и оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией.

Очистку поверхности локомотива ручным инструментом или механизированным способом следует производить в респираторах и защитных очках.

3.12.5. Для очистки, обмывки и окраски локомотивов должны применяться специальные подмости (площадки) передвижного или стационарного типа. Подмости (площадки) должны быть достаточно жесткими, устойчивыми, иметь с внешней стороны поручни, лестницу и приспособления для подвешивания емкостей с краской. Применение в качестве подмостей стремянок с укрепленными на них досками, служащими как настил, не допускается. Нанесение трафаретов может производиться с приставных лестниц.

3.12.6. Подмости (площадки) должны соответствовать ГОСТ 24258-88, ГОСТ 28012-89 и ГОСТ 27321-87.

3.12.7. Настилы подмостей (площадок), расположенные на высоте 1,3 м и выше от уровня земли или перекрытий, должны иметь ограждения, состоящие из стоек и перил высотой не менее 1,1 м, промежуточных горизонтальных элементов или сетки и бортовой доски высотой не менее 0,15 м. Расстояние между стойками поручней должно быть не более 2 м.

3.12.8. Допускается производить нанесение трафаретов на локомотив со специальных подмостей, огражденных перилами, или с приставных лестниц, если для страховки внизу находится второй работник. При этом оба работника должны находиться в защитных касках.

3.12.9. При окраске распылителем разрешается применять материалы, содержащие в качестве пигмента свинцовые соединения только в том случае, если вентиляционные установки обеспечивают содержание свинца в воздухе в зоне рабочих мест не выше предельно допустимой концентрации 0,01 мг/куб. м.

3.12.10. Все операции, связанные с подготовкой смеси растворителей, приготовлением составов лаков и красок, а также разбавлением их растворителями, должны выполняться по технологической карте в специальном помещении при работающей приточно-вытяжной вентиляции.

3.12.11. Насыпка, пересыпка, дробление и просеивание сухих красок должны производиться в специальном месте, оборудованном вытяжным зонтом таким образом, чтобы можно было удалять образующиеся при этих операциях пыль и вредные пары непосредственно от места их образования.

3.12.12. Разводить сухие краски олифой и хранить краски, переработанные на краскотерочной машине, а также другие разведенные краски, масла, скипидар следует в металлических банках с плотно закрываемыми крышками.

Применение для этой цели деревянных бочек, ящиков или стеклянной тары запрещается.

3.12.13. Запас красок, масел, лаков, скипидара в помещении для приготовления красок должен быть не более суточной потребности.

3.12.14. Запрещается приготавливать и применять нитрокраску, нитролаки на участках, где производится ремонт локомотивов. Для этой цели должно быть выделено отдельное помещение, отвечающее требованиям пожарной безопасности.

3.12.15. Запрещается:

производить окраску локомотивов при выключенной или неисправной вентиляции и неисправном электроосвещении;

производить окраску при использовании на участке открытого огня;

производить обжиг старой краски на локомотиве и сушить локомотив открытыми электронагревательными приборами;

подогревать загустевшие краски на открытом огне;

хранить и транспортировать окрасочные составы, способные реагировать между собой с выделением вредных веществ;

хранить пустую тару в рабочих помещениях.

3.12.16. Тару, рабочие емкости из-под лакокрасочных материалов, окрасочный инструмент разрешается очищать и мыть только в специально отведенных местах.

3.12.17. Пролитые на поверхность пола, оборудования лакокрасочные материалы или их компоненты следует немедленно убрать с применением опилок и песка в предназначенную для этих целей емкость.

Освобожденную от избытка лакокрасочных материалов поверхность необходимо протереть ветошью, смоченной растворителем, соответствующим лакокрасочному материалу, после чего облитое место вымыть водой с моющим средством.

3.12.18. Мойка порожней тары из-под красок должна производиться в специальных помещениях, изолированных от окрасочных помещений и складов лакокрасочных материалов, или на специальных моечных площадках на расстоянии не менее 25 м от производственных и складских зданий с соблюдением мер противопожарной безопасности.

Очистка и мойка порожней тары из-под лакокрасочных материалов должны производиться мягкими скребками и щетками, изготовленными из материалов, исключающих искрообразование. Использование щеток, кистей и скребков из синтетических материалов для этих целей запрещается.

3.12.19. Остатки рабочих растворов лакокрасочных материалов по окончании рабочей смены следует возвращать в краскоприготовительное отделение (участок), а отходы лакокрасочных материалов, непригодные к дальнейшему использованию, следует собирать в закрытую емкость и удалять из помещения для утилизации или уничтожения в специально отведенные места, согласованные с органами пожарного и санитарного надзора.

Сливать отходы лакокрасочных материалов в канализацию запрещается.

Мыть полы, стены и оборудование горючими растворителями запрещается.