3.1. Требования охраны труда при подготовке к техническому обслуживанию и ремонту
3.1.1. До постановки на ТО и ТР локомотив должен быть очищен от загрязнений, снега и льда. Электрические машины и аппараты, секции охлаждающих устройств (в летнее время) должны быть очищены обдувкой сухим сжатым воздухом 0,2 - 0,3 МПа (2 - 3 кгс/см2).
Очистка локомотива должна выполняться на специализированной механизированной позиции, имеющей соответствующее оборудование. В депо, не имеющем таких позиций, допускается по согласованию с органами Роспотребнадзора производить очистку на открытых железнодорожных путях.
При использовании мини-моечных установок необходимо следить за рабочим давлением на манометре, состоянием резьбовых соединений и герметичности шлангов.
Запрещается при работе с мини-моечной установкой направлять струю воды на электрошкафы, контактную сеть и другое оборудование, если существует вероятность нахождения его под напряжением, а также производить работы при нахождении в рабочей зоне людей. Данную работу необходимо выполнять в защитных очках (щитках).
При отсутствии моечных установок или обмывочно-обдувочных стойл производится обдувка сжатым сухим воздухом (свободным от влаги и масла) 0,2 - 0,3 МПа (2 - 3 кгс/см2) кузова и экипажной части локомотива. При обдувке необходимо использовать защитные очки, респираторы, наушники или беруши. Запрещается в зоне обдувки производство других видов работ.
3.1.2. До начала ТО и ТР необходимо убедиться, что на тепловозе выполнены следующие операции:
остановлен дизель;
на пульте управления и в ВВК вынуты предохранители, а на контакты пусковых контакторов надеты колпачки из изоляционного материала или между контактами заложены клинья из изоляционного материала;
открыты все двери и люки в кузове и капоте;
кабельные наконечники отсоединены от зажимов "+" и "-" аккумуляторной батареи, а на ее рубильник вывешен плакат: "Не включать! Работают люди";
с тепловозов, которые будут проходить ТР-2 и ТР-3, слиты охлаждающая вода, дизельное масло и топливо.
Перед началом осмотра и ремонта температура воды и масла в дизеле не должна превышать 50 °C.
3.1.3. Выход на крышу тепловоза под контактным проводом запрещается. У лестниц, ведущих на крышу, должен быть знак безопасности: "Не подниматься на крышу под контактным проводом".
3.1.4. Отработанное дизельное масло, забракованное дизельное топливо и охлаждающую воду необходимо сливать в предусмотренные для этой цели емкости.
3.1.5. До начала ТО и ТР необходимо убедиться, что на электровозе выполнены следующие операции:
выключены вспомогательные машины и аппараты;
опущены токоприемники с визуальной проверкой их положения, перекрыты разобщительные краны к клапанам токоприемников;
снята реверсивная рукоятка, заблокированы кнопочные выключатели вспомогательных машин и токоприемника;
проверено, что заземляющий контактор или разъединитель заземления находится во включенном положении;
сняты емкостные заряды с силовой и вспомогательных цепей, разряжены конденсаторы;
открыты двери ВВК.
После выполнения перечисленных операций ключи от щитков управления и реверсивная рукоятка должны находиться у работника, проводящего осмотр или ремонт.
На электровозах, постоянно соединенных по СМЕТ, должны быть опущены токоприемники на всех электровозах (секциях).
На электровозах переменного тока (дополнительно) должен быть заземлен главный ввод тягового трансформатора.
3.1.6. Контактная сеть железнодорожных путей, на которых может производиться осмотр и ремонт крышевого оборудования, должна быть секционирована и иметь разъединитель для ее отключения и заземления. В противном случае для осмотра и ремонта крышевого оборудования локомотива на электрифицированных путях, в контактной сети должно быть снято напряжение, а со стороны возможной подачи напряжения должны быть установлены заземляющие штанги.
3.1.7. Все работы по ТО и ТР электровоза, связанные с отключением и переключением высоковольтного электрооборудования (секционных разъединителей контактной сети, высоковольтных выключателей, разъединителей на электровозах и др.), должны выполняться по наряду-допуску или распоряжению.
Оформление работ по нарядам и распоряжениям необходимо регистрировать в "Журнале учета работ по нарядам и распоряжениям" и оперативном журнале.
Подготовка рабочего места и допуск бригады к работе по наряду и распоряжению могут проводиться только после получения разрешения от оперативного персонала, определяемого локальным документом по депо.
Перед началом работ по наряду или распоряжению работникам бригады должен быть проведен целевой инструктаж, предусматривающий указания по безопасному выполнению конкретной работы.
3.1.8. Работа, на которую не требуется каких-либо дополнительных указаний, распоряжений, целевого инструктажа, должна проводиться в порядке текущей эксплуатации с оформлением в оперативном журнале.
В депо должен быть разработан утвержденный руководителем перечень работ, разрешенных к производству в порядке текущей эксплуатации.
Работы в порядке текущей эксплуатации выполняются силами оперативного или оперативно-ремонтного персонала депо на закрепленном за этим персоналом оборудовании (участке).