1. Общие требования охраны труда

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Трудового кодекса Российской Федерации, Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 N 80, Методических указаний по охране труда при осуществлении контроля загрязнения атмосферного воздуха для системы Госкомэкологии России (Приказ Госкомэкологии России от 16.03.1999 N 103), Правил дорожного движения Российской Федерации, Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006-05 и других нормативных документов, содержащих требования охраны труда, и устанавливает основные требования охраны труда для работников передвижных экологических лабораторий на базе автомобиля (далее - работников), связанных с проведением производственного экологического контроля за соблюдением норм предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

На основе настоящей Инструкции должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке инструкции по охране труда для работников конкретной экологической лаборатории на базе автомобиля исходя из их должности, профессии или вида выполняемых ими работ с учетом местных условий и специфики деятельности.

1.2. К работе в составе работников передвижной экологической лаборатории на базе автомобиля (далее - ПЭЛ) допускаются лица, достигшие возраста 18 лет, прошедшие подготовку в специализированных учебных заведениях, а также при поступлении на работу прошедшие обязательный предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, противопожарный инструктаж и первичную проверку знаний требований охраны труда.

1.3. В процессе работы работники ПЭЛ должны проходить в установленном порядке периодические медицинские осмотры, повторные инструктажи не реже одного раза в 3 месяца, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда, а также очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда и электробезопасности.

1.4. Работники ПЭЛ должны знать:

- действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;

- требования электро- и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- устройство ПЭЛ в объеме, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей;

- видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности;

- правила пользования средствами индивидуальной защиты;

- место хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

1.5. Работники ПЭЛ должны:

- выполнять только входящую в их обязанности или порученную руководителем работу;

- применять безопасные приемы выполнения работ;

- содержать в исправном состоянии и чистоте приспособления, инвентарь, а также специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

- быть предельно внимательными в местах движения транспорта;

- уметь оказывать первую помощь пострадавшим.

Работнику ЗАПРЕЩАЕТСЯ находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.6. В процессе работы на работников ПЭЛ могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

- движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав) и транспортные средства;

- химический фактор (при работе с кислотами, щелочами, аммиаком, эфиром и другими химическими веществами);

- повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- повышенный уровень вибрации;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструментов и оборудования;

- расположение места взятия проб или проведения анализа на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

- повышенный уровень электромагнитных излучений;

- повышенный уровень статического электричества;

- перенапряжение зрительных анализаторов;

- физические перегрузки.

1.7. Работники ПЭЛ должны обеспечиваться СИЗ и специальной одеждой:

- халат из смешанных тканей или костюм "Механик-Л";

- ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;

- перчатки с полимерным покрытием кислотощелочестойкие;

- перчатки резиновые или перчатки из полимерных материалов кислотощелочестойкие;

- нарукавники из полимерных материалов;

- очки защитные или щитки защитные лицевые;

- респираторы противогазоаэрозольные;

- жилеты сигнальные 2 класса защиты;

при выполнении работ при отборе проб зимой дополнительно:

- куртку на утепляющей подкладке в I поясе;

- костюм для защиты от пониженных температур "Механизатор" во II, III, IV и особом поясах;

- сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве в I и II поясах;

- валенки (сапоги валяные) в III, IV и особом поясах;

- галоши на валенки (сапоги валяные).

Закрепленные за работником специальная одежда и другие СИЗ должны быть подобраны по размеру и росту.

Работники должны следить за исправностью специальной одежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт.

1.8. Работники ПЭЛ должны выполнять следующие требования пожарной безопасности:

- знать способы сообщения о пожаре;

- курить только в отведенных и приспособленных для этого местах, имеющих знаки "Место курения" или "Курить здесь", обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами;

- знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения; при этом огнетушители должны быть опломбированы и указаны сроки их испытаний.

1.9. При нахождении на железнодорожных путях работники ПЭЛ обязаны соблюдать следующие требования;

- к месту взятия проб, проведения анализов и обратно проходить по специально установленным маршрутам;

- при переходе путей на территории железнодорожных станций и обследуемых структурных подразделений (объектов) необходимо пользоваться тоннелями, пешеходными мостами и настилами;

- при отсутствии специальных проходов переходить железнодорожные пути следует под прямым утлом, предварительно убедившись, что на пересекаемых путях в этом месте нет приближающегося на опасном расстоянии подвижного состава, не наступая на головку рельса, во избежания падения со скользкой поверхности;

- при проходе вдоль железнодорожных путей на станции и на обследуемых структурных подразделениях (объектах) идти по широкому междупутью, обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях;

- переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами вагонов или переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки;

- обходить группы вагонов или локомотивов на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

- проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 метров;

- обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

Необходимо быть внимательным при нахождении на железнодорожных путях в ненастную погоду (при тумане, снегопаде, метелях, дождях и т.п.) и гололеде, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов.

1.10. При нахождении на железнодорожных путях работникам ПЭЛ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный подвижной состав;

- подлезать под стоящий подвижной состав и перелезать через автосцепку при переходе через путь;

- подниматься на крышу вагона;

- наступать на электрические провода и кабели;

- прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям;

- садиться на подножки локомотива и вагонов и сходить с них во время движения;

- находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям. В случае возникновения такой ситуации необходимо лечь или сесть на корточки, обхватив руками голову;

- переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, железнодорожные пути - в пределах стрелочных переводов и крестовин;

- становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства.

1.11. Выходя на железнодорожный путь из помещений, а также из-за зданий, которые затрудняют видимость железнодорожного пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава или подвижной единицы, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте.

1.12. При нахождении на электрифицированных участках железных дорог работникам ЗАПРЕЩАЕТСЯ приближаться и прикасаться к устройствам сигнализации, централизации и блокировки, оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

Работник, оказавшийся на расстоянии менее 8 м от лежащих на земле оборванных проводов (в зоне "шагового напряжения"), должен покинуть опасную зону, соблюдая меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, выходить из опасной зоны передвижением ног не более чем на длину ступни (не отрывая ног от земли) или прыжками (плотно сжав обе ноги вместе).

1.13. При получении травмы работники ПЭЛ должны обратиться в медицинское учреждение за помощью, а в случае травмирования других людей оказать первую помощь пострадавшему.

Работники ПЭЛ обязаны известить непосредственного начальника о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, неисправности оборудования, инвентаря, средств пожаротушения, а также нарушении настоящей Инструкции.

1.14. Знание и выполнение работниками требований настоящей Инструкции является их служебной обязанностью, а нарушение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет за собой, в зависимости от последствий, дисциплинарную или иную ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации.