4.1. Действия работников ЭВЛ при возникновении аварий и аварийных ситуаций

4.1. Действия работников ЭВЛ
при возникновении аварий и аварийных ситуаций

4.1.1. При работах в ЭВЛ могут возникнуть следующие основные аварии и аварийные ситуации:

- пожар;

- сход подвижного состава с рельс;

- попадание кислоты или щелочи на кожу или в глаза;

- выделение и образование едких, ядовитых, пожаровзрывоопасных веществ и смесей;

- поражение электрическим током.

4.1.2. При возникновении в пути следования неисправности в ЭВЛ, угрожающей здоровью, жизни людей и безопасности движения, а также в случае срабатывания сигнализации контроля нагрева букс работники ЭВЛ обязаны немедленно остановить поезд стоп-краном, сообщить причину начальнику поезда и вызвать поездного электромеханика.

4.1.3. В аварийных ситуациях работники, находящиеся поблизости, обязаны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой (доврачебной) помощи или устранении возникшей аварийной ситуации.

4.1.4. При экстренном торможении (вынужденной остановке) пассажирского поезда на перегоне начальник должен выяснить причину остановки поезда у начальника поезда, который организует устранение неисправности или принимает решение о дальнейшем следовании поезда.

4.1.5. При ликвидации аварийной ситуации работникам необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварии.

4.1.6. При возникновении пожара в вагоне-лаборатории на стоянке работникам ЭВЛ необходимо:

- немедленно сообщить о случившемся начальнику и в пожарную охрану, указав точное место возникновения пожара, или начальнику поезда на стоянке в пути следования;

- сообщить администрации железнодорожной станции;

- организовать эвакуацию работников, материальных ценностей, служебной документации;

- приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения;

- организовать встречу пожарной охраны.

4.1.7. При обнаружении задымленности в вагоне-лаборатории, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда работники обязаны:

- остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию посетителей и препятствующих тушению пожара). Если возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в месте, исключающем его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест. Одновременно следует вызвать начальника поезда и поездного электромеханика;

- объявить и организовать эвакуацию работников, обесточить ЭВЛ (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители кроме цепи аварийного освещения, открыть и зафиксировать тамбурные боковые двери (а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их на защелки. Эвакуация работников производится на полевую сторону путей. В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию работников (по возможности) производить с учетом того, что огонь распространяется в противоположном ходу поезда направлении;

- открыть аварийные выходы (окна), где они предусмотрены конструкцией ЭВЛ, а при их отсутствии и невозможности эвакуации работников через тамбурные двери, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара по ходу эвакуации работников. Работники, не дожидаясь прибытия начальника и поездного электромеханика, обязаны приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения (при ее наличии) с использованием запаса воды из системы вагона.

4.1.8. В случае срабатывания установки пожарной сигнализации работники должны убедиться в достоверности ее показаний и в случае обнаружения пожара принять необходимые меры согласно требованиям п. п. 4.1.6 и 4.1.7, а в случае ложного срабатывания вызвать электромеханика или поездного электромеханика в пути следования.

4.1.9. При пользовании пенными (углекислотными, порошковыми) огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты) не направлять на людей. При попадании пены на незащищенные участки тела стереть ее платком или другим материалом и смыть водным раствором соды.

При возгорании электрооборудования до 1000 В применять только углекислотные или порошковые огнетушители. При пользовании углекислотным огнетушителем не браться рукой за раструб огнетушителя.

4.1.10. При тушении очага возгорания кошмой пламя накрывать так, чтобы огонь из-под нее не попадал на человека, тушащего пожар.

4.1.11. При тушении пламени песком совок, лопату не поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.

4.1.12. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными, аэрозольными или порошковыми огнетушителями, не поднимаясь на крышу вагона.

4.1.13. Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 м от контактного провода, находящегося под напряжением, допускается без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.