1. Общие требования охраны труда

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Трудового кодекса Российской Федерации, Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02, утвержденных МПС России 20.11.2002, Межотраслевых правил по охране труда при использовании химических веществ ПОТ РМ-004-97, утвержденных Постановлением Минтруда России от 17.09.1997 N 44, Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных МПС России от 11.11.1992 N ЦУО-112, Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006-05, других нормативных документов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для работников экологических вагонов-лабораторий (далее - работников) при выполнении ими работ при подготовке экологического вагона-лаборатории (далее - ЭВЛ) в поездку, в пути следования, по прибытии из поездки и при работе на месте отстоя ЭВЛ. В персонал ЭВЛ входят работники следующих профессий: начальник ЭВЛ (далее - начальник), инженер и техник.

На основе настоящей Инструкции должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке инструкции по охране труда для работников ЭВЛ, исходя из их должности, профессии или вида выполняемых ими работ с учетом местных условий и специфики деятельности.

1.2. К работе в составе персонала ЭВЛ допускаются лица, достигшие возраста 18 лет, прошедшие подготовку в специализированных учебных заведениях, а также прошедшие обязательный при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, первичный противопожарный инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Персонал проходит проверку знаний по электробезопасности.

Не позднее одного месяца после приема на работу работник должен пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

При установке в ЭВЛ оборудования, работающего на пропан-бутановой смеси, работники должны знать устройство и принцип работы газовой аппаратуры, сдавать ежегодно экзамены по охране труда и пожарной безопасности при работе с газовой аппаратурой.

1.3. В процессе работы работники ЭВЛ должны проходить повторные, не реже одного раза в три месяца, а также внеплановый и целевой инструктажи по охране труда, обучение по охране труда, противопожарные инструктажи, периодические медицинские осмотры, очередную и при необходимости внеочередную проверку знаний требований охраны труда.

1.4. Работникам ЭВЛ в зависимости от занимаемой должности и характера выполняемых работ должна быть присвоена соответствующая группа по электробезопасности.

1.5. Работник должен знать:

- действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;

- требования электро- и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- устройство ЭВЛ в объеме, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей;

- видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности;

- место хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;

- правила пользования средствами индивидуальной защиты;

- места расположения первичных средств пожаротушения;

- требования настоящей Инструкции.

1.6. Работник должен:

- выполнять только входящую в его обязанности или порученную руководителем работу;

- применять безопасные приемы выполнения работ;

- содержать в исправном состоянии и чистоте приспособления, инвентарь, а также специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

- быть предельно внимательным в местах движения транспорта;

- уметь оказывать первую помощь пострадавшим при травмах, пользоваться аптечкой первой помощи и первичными средствами пожаротушения;

- соблюдать требования настоящей Инструкции:

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

- выполнять требования режимов рабочего времени и отдыха в соответствии с утвержденным графиком;

- проходить к месту стоянки вагона в соответствии с установленными маршрутами служебного прохода, обозначенными указательными знаками "Служебный проход" или предписывающими знаками "Проходить здесь", а также по пешеходным переходам, дорожкам, проходам, настилам, мостам, железнодорожным переездам, при этом следить за информацией, передаваемой по громкоговорящему оповещению, о передвижении поездов и маневровых составов.

Не допускается присутствие на рабочем месте посторонних лиц, самовольный уход работников из ЭВЛ в пунктах отстоя вагонов.

Работнику ЗАПРЕЩАЕТСЯ находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

Курить, принимать пищу следует в специально отведенных местах.

1.7. В процессе работы на работника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

- движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав) и транспортные средства;

- химический фактор (при работе с кислотами, щелочами, аммиаком, эфиром и другими химическими веществами);

- повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- повышенный уровень вибрации;

- повышенная или пониженная влажность воздуха;

- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

- отсутствие или недостаток естественного света;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

- повышенный уровень электромагнитных излучений;

- повышенный уровень статического электричества;

- пониженная ионизация воздуха;

- статические физические перегрузки;

- перенапряжение зрительных анализаторов;

- физические перегрузки.

1.8. Работники лабораторий должны обеспечиваться сертифицированными специальной одеждой (далее - спецодеждой), специальной обувью (далее - спецобувью) и другими средствами индивидуальной защиты, включая:

- халат из смешанных тканей или костюм "Механик-Л";

- ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;

- перчатки с полимерным покрытием кислотощелочестойкие;

- перчатки резиновые или перчатки из полимерных материалов кислотощелочестойкие;

- нарукавники из полимерных материалов;

- очки защитные или щитки защитные лицевые;

- респираторы противогазоаэрозольные;

- самоспасатель фильтрующий;

- жилеты сигнальные 2 класса защиты;

при выполнении работ при отборе проб зимой дополнительно:

- куртку на утепляющей подкладке в I поясе;

- костюм для защиты от пониженных температур "Механизатор" во II, III, IV и особом поясах;

- сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве в I и II поясах;

- валенки (сапоги валяные) в III, IV и особом поясах;

- галоши на валенки (сапоги валяные).

Работник должен следить за исправностью специальной одежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт. Хранить специальную одежду следует в специальных шкафах, расположенных в купе.

На работах, связанных с трудно смываемыми загрязнениями, работникам должны выдаваться защитные и восстановительные крема, очищающие пасты для рук.

1.9. Работники должны выполнять следующие требования пожарной безопасности:

- знать сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;

- курить только в отведенных и приспособленных для этого местах, имеющих знаки "Место курения" или "Курить здесь", обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами;

- знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

Перед отправлением ЭВЛ в поездку необходимо проверить исправность работы пожарной сигнализации, а в пути следования необходимо следить за ее исправностью. Пожарная сигнализация должна постоянно находиться в дежурном режиме. Огнетушители должны быть опломбированы и указаны сроки их испытаний.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также использовать утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, не предусмотренные конструкцией и составом оборудования и инвентаря ЭВЛ;

- отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы водоснабжения, отопления и фановой трубы;

- применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и прочее);

- применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;

- пользоваться временной или неисправной электропроводкой, электрооборудованием, проводить переоборудование электросети;

- загромождать проходы и двери в ЭВЛ.

1.10. При нахождении на железнодорожных путях работники обязаны соблюдать следующие требования:

- к месту работы и обратно проходить по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";

- при переходе путей на территории железнодорожных станций и обследуемых структурных подразделений (объектов) необходимо пользоваться тоннелями, пешеходными мостами и настилами;

- при отсутствии специальных проходов переходить железнодорожные пути следует под прямым углом, предварительно убедившись, что на пересекаемых путях в этом месте нет приближающегося на опасном расстоянии подвижного состава, не наступая на головку рельса, во избежание падения со скользкой поверхности;

- при проходе вдоль железнодорожных путей на станции и на обследуемых структурных подразделениях (объектах) идти по широкому междупутью, обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;

- переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами вагонов или переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки;

- обходить группы вагонов или локомотивов на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

- проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 метров;

- обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

При выходе из ЭВЛ в ночное время необходимо некоторое время выждать, пока глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов.

Выходя на железнодорожный путь из помещений или из-за сооружений, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

Необходимо быть внимательным при нахождении на железнодорожных путях в ненастную погоду (при тумане, снегопаде, метелях, дождях и т.п.) и гололеде, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов.

1.11. При нахождении на железнодорожных путях работнику ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный подвижной состав;

- подлезать под стоящий подвижной состав и перелезать через автосцепку при переходе через путь;

- подниматься на крышу вагона;

- наступать на электрические провода и кабели;

- прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям;

- садиться на подножки локомотива и вагонов и сходить с них во время движения;

- находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям. В случае возникновения такой ситуации необходимо лечь или сесть на корточки, обхватив руками голову;

- переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, железнодорожные пути - в пределах стрелочных переводов и крестовин;

- становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

- находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;

- при переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;

- ходить внутри колеи и по концам шпал.

1.12. При нахождении на электрифицированных участках железных дорог работникам запрещается приближаться и прикасаться к устройствам сигнализации, централизации и блокировки, оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

Работники, обнаружившие обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязаны немедленно сообщить об этом непосредственному начальнику или энергодиспетчеру.

До прибытия ремонтной бригады необходимо оградить опасное место любыми подручными средствами, привлекая для этого работников всех структурных подразделений железнодорожного транспорта, и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м. В случае если оборванные провода или другие элементы контактной сети выходят из габарита приближения строений к пути и могут быть задеты при проходе подвижного состава, это место необходимо оградить сигналами остановки как место препятствия согласно требованиям Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.

Работник, оказавшийся на расстоянии менее 8 м от лежащих на земле оборванных проводов (в зоне "шагового напряжения"), должен покинуть опасную зону, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, выходить из опасной зоны передвижением ног не более чем на длину ступни (не отрывая ног от земли) или прыжками (плотно сжав обе ноги вместе или на одной ноге).

1.13. Работники обязаны:

- носить только чистую спецодежду, меняя ее по мере загрязнения;

- носить обувь на невысоком устойчивом каблуке с закрытой пяткой.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- пользоваться булавками для закалывания спецодежды;

- хранить в карманах халатов и курток булавки, зеркала.

1.14. Работникам необходимо соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Воду пить только кипяченую или бутилированную. Отдыхать и принимать пищу следует в помещениях, имеющих соответствующее оборудование. Спать следует в купе для отдыха, используя постельное белье.

1.15. В случае получения травмы или заболевания в пути следования работник должен поставить в известность начальника и обратиться в медицинское учреждение за помощью на ближайшей железнодорожной станции (через начальника поезда).

При травмировании других людей работник обязан оказать при необходимости первую помощь пострадавшему и сообщить об этом начальнику.

Работник обязан известить начальника о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, неисправности оборудования, инвентаря, средств пожаротушения, а также нарушении настоящей Инструкции.

1.16. Знание и выполнение работниками требований настоящей Инструкции является их служебной обязанностью, а нарушение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет за собой, в зависимости от последствий, дисциплинарную или иную ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации.