2.14. Требования безопасности при эксплуатации строительных и подъемно-транспортных машин и механизмов

2.14. Требования безопасности при эксплуатации строительных и подъемно-транспортных машин и механизмов

2.14.1. Эксплуатация строительных и подъемно-транспортных машин и механизмов должна отвечать требованиям безопасности ГОСТ 12.2.011, ГОСТ 12.3.033, ГОСТ 12.2.058, СНиП 12-04-2002 и инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей.

Эксплуатация грузоподъемных машин, кроме того, должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (Утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. N 533).

2.14.2. Средства механизации, вновь приобретенные, арендованные или после капитального ремонта - неподконтрольные органам государственного надзора, допускаются к эксплуатации после их освидетельствования и опробования лицом, ответственным за их эксплуатацию.

2.14.3. При техническом обслуживании машин с электроприводом должны быть приняты меры, не допускающие случайной подачи напряжения в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Минтруда РФ от 24.07.2013 N 328н.

2.14.4. Рабочие места при техническом обслуживании и текущем ремонте машин, транспортных средств, производственного оборудования и других средств механизации должны быть оборудованы комплектом исправного инструмента, приспособлений, инвентаря, грузоподъемных приспособлений и средств пожаротушения.

2.14.5. Включение, запуск и работа транспортных средств, машин, производственного оборудования и других средств механизации должны производиться лицом, за которым они закреплены и имеющим соответствующий документ на право управления этим средством.

2.14.6. При использовании машин, транспортных средств в условиях, установленных эксплуатационной документацией, уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности на рабочем месте машиниста (водителя), а также в зоне работы машин не должны превышать действующие нормы, а освещенность не должна быть ниже предельных значений, установленных действующими нормами.

2.14.7. Монтаж (демонтаж) средств механизации должен производиться в соответствии с инструкциями завода-изготовителя и под руководством лица, ответственного за исправное состояние машин, или лица, которому подчинены монтажники.

2.14.8. Включение, запуск и работа транспортных средств, машин, производственного оборудования и других средств механизации должны производиться лицом, за которым они закреплены и имеющим соответствующий документ на право управления этим средством.

2.14.9. При использовании машин, транспортных средств в условиях, установленных эксплуатационной документацией, уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности на рабочем месте машиниста (водителя), а также в зоне работы машин не должны превышать действующие нормы, а освещенность не должна быть ниже предельных значений, установленных действующими нормами.

2.14.10. Основными требованиями безопасной эксплуатации строительных и подъемно-транспортных машин и механизмов являются:

их правильное размещение, наличие свободных проходов и подъездов к ним;

обеспечение устойчивости, исключающей их произвольное смещение или опрокидывание;

наличие ограждений движущихся частей;

исправность тормозных и предохранительных устройств.

2.14.11. Место работы строительной, подъемно-транспортной машины или механизма должно быть установлено таким образом, чтобы было обеспечено достаточное пространство для обзора работником всей рабочей зоны и, при необходимости, возможностью маневрирования. В случае если работник, осуществляющий работу на строительной машине или механизме, не имеет достаточную обзорность рабочего пространства или не видит работающих с ним работников (сигнальщика, стропальщика и т.д.), между ними необходимо установить двухстороннюю радиосвязь.

Использование, каких-либо промежуточных сигналистов для передачи сигналов машинисту строительной машины или механизма запрещено.

2.14.12. Строительные и подъемно-транспортные машины и механизмы, пуск и работа которых может оказать опасность для окружающих работников, должны быть оборудованы звуковой и световой сигнализацией.

2.14.13. В непосредственной близости от рабочей зоны работы строительной машины или механизма должны быть вывешены соответствующие технологическому процессу знаки безопасности и надписи.

2.14.14. Эксплуатация неисправных строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов запрещена.

2.14.15. Оставлять строительные, подъемно-транспортные машины без надзора с работающим приводом запрещено.

2.14.16. Во внерабочее время все строительные, подъемно-транспортные машины и механизмы и их рабочие органы должны находиться в положении, исключающем возможность их пуска посторонними лицами, а пусковые приспособления должны быть выключены и заперты.

2.14.17. Монтаж и демонтаж используемых строительных, и подъемно-транспортных машин и механизмов на строительной площадке или участке должны производиться в соответствии с требованиями технологической безопасности и инструкцией завода-изготовителя и под руководством лица, ответственного за техническое состояние строительных машин и механизмов.

2.14.18. При монтаже и демонтаже строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов зона монтажа (демонтажа) должна быть ограждена и обозначена знаками безопасности и предупредительными знаками.

Не допускается выполнять монтажные (демонтажные) работы в гололед, туман, снегопад, грозу, при температуре воздуха ниже или скорости ветра выше норм, предусмотренных в техническом паспорте строительной машины или механизма.

2.14.19. Производить ремонтные работы и техническое диагностирование строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов с работающим приводом допустимо только при наличии временных защитных приспособлений на их вращающихся и движущихся в рабочей зоне частях.

2.14.20. Техническое обслуживание строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов с гидравлическим или пневматическим приводом необходимо осуществлять только после полной остановки привода и снятия давления с гидравлической или пневматической системах, кроме тех случаев, которые предусмотрены инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя.

2.14.21. Техническое обслуживание строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов с электрическим приводом необходимо осуществлять с соблюдением мер предосторожности, не допускающих случайную подачу напряжения и защиту от поражения работника электрическим током. На пусковых устройствах необходимо вывешивать плакаты "Не включать - работают люди", а плавкие предохранители в цепи питания электродвигателей - вынуть.

2.14.22. Строительные, подъемно-транспортные машины и механизмы, имеющие возможность самопроизвольного перемещения под действием собственного веса, при техническом обслуживании должны быть заблокированы, а дополнительные опоры опущены.

2.14.23. Использование открытого огня при разогреве узлов строительных машин, а также их эксплуатация при наличии течи в топливных и масляных системах не допускается.

2.14.24. Техническое диагностирование эксплуатируемых строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов должны осуществлять специально обученные лица с использованием технических средств, обеспечивающих достоверность результатов диагностирования и требований безопасности.

2.14.25. Перемещение самоходных строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов своим ходом, на буксире или на специальных транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения.

2.14.26. Крепление строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов при их транспортировании на специальных транспортных средствах должно исключать их опрокидывание и падение при перемещении в другое место работ.

2.14.27. При использовании самоходных строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов на производственной территории руководитель работ должен до начала работы определить рабочую зону машины и границы создаваемой ею опасной зоны. При этом должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны, а также рабочих зон с рабочего места машиниста. В случаях, когда машинист, управляющий машиной, не имеет достаточного обзора, ему должен быть выделен сигнальщик. Со значением сигналов, подаваемых в процессе работы и передвижения машины, должны быть ознакомлены все лица, связанные с ее работой. Опасные зоны, которые возникают или могут возникнуть во время работы машины, должны быть обозначены знаками безопасности и (или) предупредительными надписями.

2.14.28. Установка и эксплуатация строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.) с неукрепленными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном проектом производства строительно-ремонтных работ.

При отсутствии соответствующих требований в технологическом процессе или проекте работ необходимо руководствоваться приведенными в Таблице 3 следующими допустимыми расстояниями в горизонтальном направлении от основания откоса выемки до ближайших опор предназначенной для эксплуатации строительной машины или механизма.

Таблица 3

Глубина выемки, м
Тип грунта
песчаный
супесчаный
суглинистый
глинистый
Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры машины (механизма), м
1
1,5
1,25
1,0
1,0
2
3
2,4
2,0
1,5
3
4
3,5
3,25
1,75
4
5
4,4
4,0
3,0
5
5
5,3
4,75
3,5

2.14.29. При эксплуатации строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо соблюдать требования безопасности, предупреждающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра или при наличии уклона на местности их установки.

2.14.30. Строительно-монтажные работы с применением машин в охранной зоне действующей линии электропередачи следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасность производства работ, при наличии письменного разрешения организации - владельца линии и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ и выдаваемого в соответствии с требованиями при выполнении следующих мер безопасности.

2.14.31. При установке строительных машин и применении транспортных средств с поднимаемым кузовом в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи.

2.14.32. При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить в присутствии владельца сетей при условии выполнения следующих требований:

а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее указанного ниже.

Напряжение воздушной линии электропередачи, кВ
Расстояние, м
минимальное
минимально измеряемое техническими средствами
До 20
2,0
2,0
Св. 20 до 35
2,0
2,0
" 35" 110
3,0
4,0
" 110" 220
4,0
5,0
" 220" 400
5,0
7,0
" 400" 750
9,0
10,0
" 750" 1150
10,0
11,0

б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, при их установке непосредственно на грунте должны быть заземлены при помощи инвентарного переносного заземления.

2.14.33. Установка стрелового самоходного крана в охранной зоне линии электропередачи на выносные опоры и отцепление стропов перед подъемом стрелы должны осуществляться непосредственно машинистом крана без привлечения стропальщиков.

2.14.34. Для технического обслуживания и ремонта мобильные машины должны быть выведены из рабочей зоны.

2.14.35. При необходимости использования машин в экстремальных условиях (срезка грунта на уклоне, расчистка завалов вблизи ЛЭП или эксплуатируемых зданий и сооружений) следует применять машины, оборудованные дополнительными средствами коллективной защиты, предупреждающими воздействие на работников и других лиц опасных производственных факторов, возникающих при работе машин в указанных условиях.

2.14.36. При перемещении машины, транспортного средства своим ходом, на буксире или на транспортных средствах по дорогам общего назначения должны соблюдаться правила дорожного движения.

Транспортирование машин, транспортных средств через естественные препятствия или искусственные сооружения, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается только после обследования состояния пути движения.

При необходимости путь движения машины, транспортного средства должен быть спланирован и укреплен с учетом требований, указанных в эксплуатационной документации машины, транспортного средства.

2.14.37. При эксплуатации машин, имеющих подвижные рабочие органы, необходимо предупредить доступ людей в опасную зону работы, граница которой находится на расстоянии не менее 5 м от предельного положения рабочего органа, если в инструкции завода-изготовителя отсутствуют иные повышенные требования.