4.5. Развитие перевозок скоропортящихся грузов

4.5. Развитие перевозок скоропортящихся грузов

Современные рыночные отношения в сравнительно короткий срок изменили структуру российского рынка скоропортящихся грузов (СПГ). Вместо отправок СПГ крупными партиями в настоящее время отмечается рост мелких отправок. Подобное изменение структуры грузопотоков привело к оттоку СПГ на другие виды транспорта, прежде всего - на автомобильный. В этой ситуации увеличение перевозок СПГ в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах (КРК) грузоподъемностью 20 - 30 т является перспективным направлением перевозок СПГ, развитие которого будет повышать конкурентоспособность железнодорожных перевозок.

Преимущества перевозок СПГ в рефрижераторных контейнерах:

- возможность организации доставки грузов "от двери до двери" без промежуточной перевалки;

- обеспечение более высокого уровня сохранности перевозимых грузов;

- возможность реализации мелкопартионных отправок и расширения географии поставок;

- сокращение издержек на промежуточное хранение грузов под температурном контролем.

С учетом того, что основную долю парка для перевозок грузов под температурным контролем составляют 40-футовые КРК, наиболее перспективным решением представляется использование 80-футовых платформ.

Перевозка КРК на обычных фитинговых платформах с питанием от автономных источников энергоснабжения на сегодняшний день в России затруднительна из-за больших расстояний перевозки, отсутствия сети обслуживания контейнеров в пути следования и, как следствие, высокого риска порчи груза в случае неисправности рефконтейнера.

В связи с этим специализированные фитинговые платформы должны быть оборудованы электрораспределительными цепями и устройствами, обеспечивающими электропитание контейнеров, и объединены в сцепы по 12 платформ; в состав сцепа должен входить также вагон-дизель-электростанция (ВДЭ).

Формированием парка соответствующих платформ и организацией обращения сцепов в составе регулярных контейнерных поездов должны заниматься специализированные на данном виде перевозок операторы.

Не менее важной задачей является создание сети площадок, приспособленных для обработки рефконтейнеров. В настоящее время на сети ОАО "РЖД" открыто менее 50 станций для работы с КРК, и только в крупнейших узлах имеются терминалы для их обработки.

В Холдинге "РЖД" компетенции по перевозке скоропортящихся грузов, в т.ч. в рефконтейнерах, консолидированы в ОАО "Рефсервис". Компания продолжит фокусироваться на работе с целевой группой потребителей услуг по перевозке скоропортящихся грузов в КРК: импортерами продуктов питания, экспедиторскими компаниями, судоходными компаниями и контейнерными терминалами.

Мероприятия по развитию перевозок СПГ в КРК:

- развитие на терминалах сети контейнерных площадок, оборудованных устройствами для электрического питания холодильного оборудования КРК и крановым хозяйством соответствующей грузоподъемности;

- создание условий для формирования сети центров технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих ремонт и сервисное обслуживание рефрижераторных КРК как в пути следования, так и на основных погрузо-разгрузочных узлах;

- стимулирование роста парка КРК и специализированных платформ для формирования рефрижераторных сцепов, в первую очередь - 80-футовых платформ;

- освоение совместно с операторами и логистическими компаниями технологии организации перевозок СПГ в КРК с автономными источниками питания;

- оборудование выделенного парка локомотивов разъемами для подключения рефрижераторных сцепов на маршрутах регулярных перевозок рефгрузов, внесение необходимых изменений в правила и технологические процессы перевозки грузов с температурным контролем;

- совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей перевозки СПГ железнодорожным транспортом;

- снятие ограничений на включение КРК и рефрижераторных сцепов контейнеров в состав контейнерных поездов; разработка тарифа на перевозку вагона-дизель-электростанции с бригадой проводников в составе контейнерного поезда;

- унификация тарифов на перевозку рефрижераторных КРК в составе контейнерных поездов в транзитном сообщении с тарифами для перевозки универсальных и специализированных контейнеров с учетом типоразмера и веса контейнеров.