3.3. Рациональная организация труда трактористов-машинистов и обслуживания агрегатов на объектах работ

3.3. Рациональная организация труда
трактористов-машинистов и обслуживания агрегатов
на объектах работ

Организация рабочего места на лесокультурных работах и организация обслуживания агрегата в полевых условиях включают:

подготовку тракторного агрегата к выполнению работ;

подготовку и рациональное планирование объекта работ;

получение нарядов-заданий трактористами-машинистами и обеспечение их своевременной доставки к месту работы и обратно;

внедрение более совершенных приемов и методов труда;

обеспечение необходимого количества обслуживающего агрегат персонала;

бесперебойное обеспечение агрегата топливом, водой, необходимыми материалами и т.д.

К подготовке машинно-тракторного агрегата (МТА) к работе относится выбор рационального состава агрегата, наладка рабочих органов машин-орудий, переоборудование их в соответствии с требованиями правил агротехники.

Подготовка объектов работ включает: уборку участков от посторонних предметов, выбор способа движения агрегата, направления обработки почвы, разбивку площадей на загоны, полосы и отбивку поворотных полос.

Прежде всего при вспашке земель лесокультурных площадей их очищают от камней, кустарника, растительных остатков, которые мешают движению агрегата. Глубокие ямы, рвы, борозды засыпают землей, а неглубокие препятствия запахивают.

Направление движения на пахотных работах устанавливают с учетом размеров, конфигурации, рельефа участка.

Подготовка участка к посадке и посеву леса заключается в первую очередь в тщательной обработке вспаханных земель с устранением гребней, борозд и других неровностей на поверхности участка, что достигается дискованием, культивацией и боронованием почвы и т.д.

Существует несколько способов передвижения агрегата на вспашке земель: загонный, круговой, комбинированный. На участках правильной формы (конфигурации) наибольшее распространение имеет загонный способ с чередованием гонов всвал и вразвал. Круговой способ применяется довольно редко, а комбинированный, как правило, на участках неправильной формы (треугольных, многоугольных, круглых или близких к ним).

При загонном способе движения важное значение придается выбору оптимальной ширины загона и радиусу поворотной полосы, которые зависят от длины гона (размер участка), состава агрегата и рельефа местности.

Ширина поворотных полос выбирается в зависимости от радиуса поворотной полосы агрегата. При работе с прицепными плугами для тракторов "Беларусь", МТЗ всех модификаций, Т-40АМ, Т-40АНМ устанавливается поворотная полоса шириной 14 - 16 м; для тракторов Т-54С, Т-54В, ДТ-75, ДТ-75В, ДТ-75М, ДТ-75МВ, Т-74 - 18 - 22 м; для тракторов Т-100М в агрегате с одним плугом - 24 - 25 м, с двумя плугами - 26 - 28 м.

При агрегатировании с навесными плугами ширина поворотной полосы немного меньше: для тракторов Т-25А, Т-40АМ, Т-40АНМ - 7 - 10 м; МТЗ - 10 - 12 м; ДТ-75В, ДТ-75М, ДТ-75МВ, Т-74, ДТ-75 - 13 - 16 м. С целью сокращения затрат времени на поворотах необходимо заботиться о том, чтобы площадь на концах загонок была как можно ровнее и не имела разгонных борозд и свальных гребней.

При разбивке участка на загоны отбивают только линии первого прохода загонок, которые пашут всвал.

Для ликвидации простоев, связанных с ожиданием распоряжения администрации на выполнение работ, наряд-задание механизаторам необходимо подготовить заранее. Каждый механизатор должен ежедневно получать задание не только на выполнение работы на участке, но и на случай преждевременного окончания рабочего дня, т.е. необходимо связывать дневную выработку агрегата с величиной участка. Еще более целесообразно выдавать наряд-задание на неделю или десятидневку с обязательным приложением схемы последовательности обработки и маршрута передвижения агрегата.

Своевременной доставки трактористов-машинистов и обслуживающего персонала к месту расположения тракторной бригады (объекта работ) и обратно можно достичь введением сменного графика движения автотранспорта.

Очень важное значение при выполнении лесокультурных работ имеет применение более рациональных приемов и методов при условии соблюдения правил агротехники.

На вспашке загонным способом нечетные загонки пашут всвал, четные - вразвал. Особое внимание обращается на параллельность загонок краю участка и друг другу, а также на прямолинейность их, так как при распашке "огрехов" много времени затрачивается на развороты агрегатов. При загонном способе вспашки применяется беспетлевой поворот, при котором затраты времени минимальны.

Такие виды работ, как дискование, культивация, боронование почвы, посадка и посев леса, уход за лесокультурами, рыхление почвы, производятся в основном гоновым способом.

Посадка леса должна производиться на предварительно промаркированной площади или с одновременной маркировкой. Механизатор, как правило, ведет трактор, направляя по маркерной линии гусеницу или колесо трактора. Намного облегчается вождение агрегата при установке на тракторе специального прибора - визира.

Тракторист-машинист ведет агрегат так, чтобы направление шнура совпадало с направлением маркерной линии. Чтобы водить агрегат по визиру, нужно сначала рассчитать длину левого и правого маркера.

Длина маркера (А) от центра агрегата должна равняться:

                                      Б
                 правого - Ап = Шз - --- + Гп;
                                      2

                                      Б
                  левого - Ал = Шз - --- + Гл,
                                      2

где:

Шз - ширина захвата агрегата, см;

Б - ширина колеи трактора, см;

Гп - расстояние от середины правой гусеницы или правого переднего колеса трактора до визира, см;

Гл - расстояние от середины левой гусеницы или левого переднего колеса трактора до визира, см.

Для сокращения затрат времени на повороты при уходе за лесными культурами необходимо применять схему (порядок) обработки междурядий (независимо от того, "седланием" ряда или вписыванием в междурядье агрегата выполняется данная работа), представленной на рисунке 1. В соответствии с рисунком 1, после прохождения 1-го междурядья агрегат делает поворот беспетлевым способом, пропускает 2, 3, 4-е и т.д. междурядья в зависимости от их ширины и состава агрегата, заезжает в 5-е междурядье, обрабатывает его, разворачивается в сторону еще необработанного участка, пропуская вновь столько же междурядий, и последовательно обрабатывает 9, 4, 8, 3, 7, 2, 6-е и т.д. междурядья, как показано на схеме (в данном случае пропускается три междурядья). Такая последовательность обработки почвы в междурядьях лесокультур дает возможность избегать лишних затрат времени на повороты, что особенно на малых гонах и при работе прицепными машинами-орудиями значительно повышает выработку за смену.

Схема обработки междурядий лесных культур

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│                                                                                  │
│                                ┌───────────────────>───┐                         │
│                                │                       │                         │
│        ┌─────<─────────────────┼─────┐                 │                         │
│        │                       │     │                 │                         │
│        │     ┌───<─────────────┼─────┼─────┐           │                         │
│        │     │                 │     │     │           │                         │
│        │     │     ┌───<───────┼─────┼─────┼─────┐     │                         │
│        │     │     │           │     │     │     │     │                      ┌─>│
│  ┌─────┼─────┼─────┼─>───┐     │     │     │     │     │                      │  │
│  │     │     │     │     │*    │     │     │     │     │*                     │  │
├──┴──┬──┼──┬──┼──┬──┼──┬──┼──┬──┼──┬──┼──┬──┼──┬──┼──┬──┼──┬─────┬────┬─────┬──┼──┤
│  /\ │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  /\ │  /\ │  /\ │  │  │     │    │     │  │  │
│  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │     │    │     │  │  │
│  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │     │    │     │  │  │
│  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │     │    │     │  │  │
│  1  │  2  │  3  │  4  │  5  │  6  │  7  │  8  │  9  │  10 │  11 │ 12 │  13 │  14 │
│  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │     │    │     │  │  │
│  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │     │    │     │  │  │
│  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │  │     │    │     │  │  │
│  │  │  \/ │  \/ │  \/ │  \/ │  │  │  │  │  │  │  │  │  \/ │     │    │     │  │  │
├──┴──┴──┼──┴──┼──┴──┼──┴──┼──┴──┼──┴──┼──┴──┼──┴──┼──┴──┼──┴─────┴────┴─────┴──┼──┤
│*       │     │     │     │     │     │     │     │*    │                      │* │
│        │     │     │     └─────┼─────┼─────┼──>──┘     │                      │  │
│        │     │     │           │     │     │           │                      │  │
│        │     │     └───────────┼─────┼──>──┘           └───────────>──────────┘  │
│        │     │                 │     │                                           │
│        │     └─────────────────┼─>───┘                                           │
│        │                       │                                                 │
│        └─────────────────>─────┘                                                 │
│                                                                                  │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 1

Чтобы тракторист-машинист не сбился с порядкового номера междурядий, которые в первую очередь необходимо обработать и которые служат ориентирами (в данном случае 1, 5, 9-е, затем 10, 14-е и т.д.) для последовательной обработки следующих междурядий при заездах в них, эти междурядья-ориентиры предварительно обозначают на поворотных полосах ямками, вешками или кольями. Таким образом, при каждом повороте расстояние, которое проходит агрегат при заездах в междурядья, остается постоянным.

Расстояние между междурядьями-ориентирами выбирается в зависимости от ширины междурядья и состава агрегата. Если трактор дважды или несколько раз проходит по одному и тому же междурядью, последовательность обработки не нарушается.

Выработка тракторных агрегатов в значительной степени зависит от правильного выбора режима работы трактора. Скоростной режим работы агрегата выбирается в зависимости от качества работ, производительности труда и стоимости работ.

При определении скоростного режима необходимо руководствоваться:

возможностью маневрирования скоростями;

учетом максимально возможных скоростей движения агрегата в соответствии с требованиями агротехники и правил техники безопасности.

Допустимые скорости движения агрегата:

при пахоте почвы плугами со стандартными корпусами - 7 км/ч;

при дисковании, культивации почвы - 8 км/ч;

при бороновании почвы - 6,5 км/ч;

при посадке леса - 2,6 км/ч;

при уходе за лесокультурами - 5,0 км/ч.

Организация бесперебойного и качественного обслуживания машинно-тракторных агрегатов в полевых условиях - одно из основных условий производительного использования техники.

Обслуживание по характеру выполнения работ делится на техническое и технологическое.

Улучшения технического обслуживания, направленного на поддержание машинно-тракторных агрегатов в работоспособном состоянии, и снижения затрат времени на выполнение этих операций можно добиться за счет:

механизации отдельных операций при проведении технического обслуживания агрегата;

внедрения механизированной заправки тракторов;

организации работы автопередвижных мастерских;

применения диспетчерской службы.

В условиях лесхозов для ежедневной оперативной связи между стационарными ремонтными мастерскими, тракторными бригадами, отдаленными на большие расстояния, автопередвижными мастерскими и отдельными тракторами, которые находятся на объектах работ, целесообразно создать диспетчерскую систему управления.

Чем меньше простаивает трактор по технологическим причинам, к которым относятся загрузка агрегата посадочным материалом, семенами, очистка рабочих органов машин-орудий от сорняков, налипшего грунта, тем больше он работает в борозде, а значит, выше его производительность.

Для лесопосадочных агрегатов необходимо рассчитывать нужное количество сеянцев и саженцев на каждый объект работ (участок), своевременно доставлять посадочный материал и равномерно прикапывать его в соответствии с величиной и конфигурацией участка, обеспечивать предварительную, качественную сортировку посадочного материала.

Перед началом работ составляется схема, состоящая из таблицы 3.1 и графика последовательности выполнения трудового процесса, представленного на рисунке 2.

Таблица 3.1

Последовательность выполнения операций на пахоте почвы
трактором ДТ-75 в агрегате с плугом ПН-4-35

┌──────────────┬────────┬──────────┬─────────────────┬─────────────────────────────┐
│Период работы │N пози- │Исполни-  │  Наименование   │Текущее время начала и конца │
│              │ции на  │тель      │    операции     │     операции, час. мин.     │
│              │графике │          │                 │                             │
├──────────────┼────────┼──────────┼─────────────────┼─────────────────────────────┤
│Подготовитель-│   1    │Тракторист│Получение наряда,│  0 ч.-00 м. - 0 ч.-36 м.    │
│ный           │        │-машинист │осмотр, заправка │                             │
│              │        │          │трактора, пуск и │                             │
│              │        │          │прогрев мотора,  │                             │
│              │        │          │прицепка плуга   │                             │
├──────────────┼────────┼──────────┼─────────────────┼─────────────────────────────┤
│Вспомогатель- │   2    │  То же   │Переезд к месту  │  0 ч.-36 м. - 0 ч.-54 м.    │
│ный           │        │          │работы           │                             │
├──────────────┼────────┼──────────┼─────────────────┼─────────────────────────────┤
│Основной      │   3    │   -"-    │Пахота земель    │  0 ч.-54 м. - 1 ч.-30 м.    │
│              │        │          │                 ├─────────────────────────────┤
│              │        │          │                 │  1 ч.-32 м. - 2 ч.-30 м.    │
│              │        │          │                 ├─────────────────────────────┤
│              │        │          │                 │  2 ч.-42 м. - 3 ч.-00 м.    │
│              │        │          │                 ├─────────────────────────────┤
│              │        │          │                 │  3 ч.-02 м. - 5 ч.-00 м.    │
│              │        │          │                 ├─────────────────────────────┤
│              │        │          │                 │  5 ч.-04 м. - 6 ч.-30 м.    │
│              │        │          │                 ├─────────────────────────────┤
│              │        │          │                 │  6 ч.-40 м. - 7 ч.-00 м.    │
│              │        │          │                 ├─────────────────────────────┤
│              │        │          │                 │  7 ч.-02 м. - 7 ч.-30 м.    │
│              │        │          │                 ├─────────────────────────────┤
│              │        │          │                 │  7 ч.-40 м. - 8 ч.-35 м.    │
├──────────────┼────────┼──────────┼─────────────────┼─────────────────────────────┤
│              │   4    │   -"-    │Подналадка, доза-│  3 ч.-00 м. - 3 ч.-02 м.    │
│              │        │          │правка агрегата в├─────────────────────────────┤
│              │        │          │загоне           │  5 ч.-00 м. - 5 ч.-04 м.    │
├──────────────┼────────┼──────────┼─────────────────┼─────────────────────────────┤
│              │   5    │   -"-    │Очистка лемехов  │  1 ч.-30 м. - 1 ч.-32 м.    │
│              │        │          │плуга            ├─────────────────────────────┤
│              │        │          │                 │  7 ч.-00 м. - 7 ч.-02 м.    │
├──────────────┼────────┼──────────┼─────────────────┼─────────────────────────────┤
│              │   6    │   -"-    │Отдых и личные   │  2 ч.-30 м. - 2 ч.-42 м.    │
│              │        │          │потребности      ├─────────────────────────────┤
│              │        │          │                 │  6 ч.-30 м. - 6 ч.-40 м.    │
│              │        │          │                 ├─────────────────────────────┤
│              │        │          │                 │  7 ч.-30 м. - 7 ч.-40 м.    │
├──────────────┼────────┼──────────┼─────────────────┼─────────────────────────────┤
│Вспомогатель- │   2    │   -"-    │Переезд к месту  │  8 ч.-35 м. - 8 ч.-54 м.    │
│ный           │        │          │стоянки          │                             │
├──────────────┼────────┼──────────┼─────────────────┼─────────────────────────────┤
│Заключительный│   7    │   -"-    │Очистка агрегата │  8 ч.-54 м. - 9 ч.-00 м.    │
└──────────────┴────────┴──────────┴─────────────────┴─────────────────────────────┘

График последовательности выполнения трудового процесса

┌─────┬─────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬───────────┬─────────┬───────┐
│  N  │Наименование операций│             Текущее время работы в часах и минутах      │Исполнители│Продолжи-│ Объем │
│ п/п │                     ├─────────────────────────────────────────────────────────┤           │тельность│ работ │
│     │                     │                                                         │           │в мин.   │       │
│     │                     │0    1    2    3    4           5    6    7    8    9    │           │         │       │
├─────┼─────────────────────┼──┬─────┬────┬────┬─────┬────┬─────┬────┬────┬────┬──────┼───────────┼─────────┼───────┤
│  1  │Получение наряда,    │                        │Обе-│                           │Тракторист │   36    │   -   │
│     │осмотр и заправка    │───┐                 │  │ден-│                           │           │         │       │
│     │трактора, пуск и     │   │                 │  │ный │                     ┌──┐  │           │         │       │
│     │прогрев мотора,      │   │                 │  │пе- │                     │  │  │           │         │       │
│     │прицепка плуга       │   │                 │  │ре- │                     │  │  │           │         │       │
├─────┼─────────────────────┤   │                 │  │рыв │                     │  │  │           ├─────────┼───────┤
│  2  │Переезд к месту      │   ├─┐               │  │    │                     │  │  │           │   37    │ 4 км  │
│     │работы и обратно     │   │ │               │  │    │ ────────┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┤  │  │           │         │       │
│     │                     │   │ │               │  │    │         │ │ │ │ │ │ │  │  │           │         │       │
│     │                     │     │               │  │    │         │ │ │ │ │ │    │  │           │         │       │
├─────┼─────────────────────┤     │               │  │    │         │ │ │ │ │ │    │  │           ├─────────┼───────┤
│  3  │Пахота               │     └──┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌──┤  │    │         │ │ │ │ │ │    │  │           │   359   │4,6 га │
├─────┼─────────────────────┤        │ │ │ │ │ │  │  │    │         │ │ │ │ │ │    │  │           ├─────────┼───────┤
│  4  │Подналадка,          │        │ │ │ │ │ │  │  │    │         │ │ └─┘ │ │    │  │           │    6    │   -   │
│     │дозаправка агрегата в│        │ │ │ │ └─┘  │  │    │         │ │     │ │    │  │           │         │       │
│     │загоне ГСМ и водой   │        │ │ │ │      │  │    │         │ │     │ │    │  │           │         │       │
├─────┼─────────────────────┤        └─┘ │ │      │  │    │         └─┘     └─┘    │  │           ├─────────┼───────┤
│  5  │Очистка лемехов плуга│            │ │      │  │    │                        │  │           │    4    │   -   │
├─────┼─────────────────────┤            └─┘      │  │    │                        │  │           ├─────────┼───────┤
│  6  │Отдых и личные       │                     │  │    │                        │  │           │   32    │   -   │
│     │потребности          │                     │  │    │                        │  │           │         │       │
├─────┼─────────────────────┤                     │  │    │                        ┘  │           ├─────────┼───────┤
│  7  │Очистка агрегата     │                     │  │    │                           │           │    6    │   -   │
├─────┼─────────────────────┼─────────────────────┴──┼────┼───────────────────────────┼───────────┼─────────┼───────┤
│     │Всего                │                        │    │                           │           │   480   │   -   │
└─────┴─────────────────────┴────────────────────────┴────┴───────────────────────────┴───────────┴─────────┴───────┘

Рис. 2

В схеме выполнения трудового процесса приводится перечень приемов работы, последовательность их проведения, объем работ, исполнители и длительность выполнения.

В связи с тем, что рабочая смена может начинаться в разных лесхозах не одновременно, при составлении таблицы и графика взято за начало смены не фактическое время по часам (например, 8 ч утра), а порядковый номер времени работы (в данном случае начало работы 0 час. 00 мин.).