3.1. Выбор рационального состава машинно-тракторного агрегата

3.1. Выбор рационального состава
машинно-тракторного агрегата

Марку трактора, машин и орудий выбирают в зависимости от вида работ и агротехнических требований.

Производительность агрегата зависит от двух факторов (при прочих равных условиях) - скорости движения и рабочей ширины захвата. Эти факторы находятся в обратно пропорциональной зависимости - с увеличением ширины захвата скорость движения агрегата уменьшается, и наоборот. Поэтому одно из основных требований агрегатирования - установление оптимального сочетания факторов, при которых достигается максимальная производительность агрегата в данных условиях.

Наибольшая выработка агрегата достигается при максимальном использовании крюковой мощности трактора.

    Степень   загрузки   трактора   характеризуется  коэффициентом
использования  номинального   тягового   усилия  трактора (эта  ),
                                                              ту
который     определяется   отношением    тягового    сопротивления
машин-орудий (R  )  к  номинальному  тяговому  усилию тракторов на
               мо
определенной передаче (P   ).
                        крн

Значение номинального тягового усилия тракторов и допустимые коэффициенты использования силы тяги тракторов приводятся в их технических паспортах.

Количество рабочих машин в агрегате можно определить двумя способами: расчетным и опытным. В большинстве случаев применяется расчетный способ, а затем составленный агрегат проверяется в работе.

Расчет целесообразно проводить в следующем порядке:

    определяют максимальную  ширину  захвата   агрегата  (Шз   ) в
                                                            max
соответствии  с величиной удельного сопротивления машин, орудий по
формуле:

                         P    x эта   - R
                          крн      ту    сц
                 Шз    = -------------------,
                   max          K

    где R   - тяговое сопротивление сцепки, кг;
         сц
    K - удельное сопротивление машин, орудий, кг/см;
    определяют общее количество машин в  агрегате (n) по  величине
максимальной  ширины  захвата  агрегата  и  ширине  захвата  одной
машины, орудия или одного корпуса плуга (Шз ):
                                           1

                               Шз
                                  max
                           n = -------,
                                 Шз
                                   1

    где  Шз   -  ширина  захвата  одной  машины, орудия или одного
           1
корпуса плуга, см;
    рассчитывают тяговое сопротивление машин-орудий (R  ):
                                                      мо

                        R   = К x Шз + R  ,
                         мо             сц

где Шз - ширина захвата агрегата;

определяют коэффициент использования тягового усилия трактора:

                              R" "
                     эта   = ------,
                        ту    mhp"

    где P    - номинальное тяговое усилие трактора, кг.
         крн

Составляя агрегат, необходимо стремиться к тому, чтобы коэффициент использования тягового усилия трактора был ближе к единице. Однако следует помнить, что на лесокультурных площадях часто встречаются участки с повышенным сопротивлением (подъемы, наличие камней, уплотненная почва и т.п.), поэтому, определяя состав агрегата, необходимо закладывать некоторый запас мощности трактора для преодоления сопротивления таких участков.

Помимо общеизвестных мер значительного снижения сопротивления на пахотных работах можно достигнуть за счет оптимальной величины угла наклона лемеха плуга ко дну борозды.

Плуги общего назначения, выпускаемые в настоящее время, имеют угол наклона лемехов 30 - 35°. Проведенные Воронежским сельскохозяйственным институтом исследования показали, что с увеличением наклона лемеха ко дну борозды с 30 до 45° тяговое сопротивление снижается на 12 - 14% и достигает минимальной величины.

Изменить угол наклона можно при помощи клиньев, которые устанавливают на крепежные болты между лемехом и стойкой корпуса. На нижние болты при этом ставят прокладки.