2.8. Помещения энергетических отделений

2.8. Помещения энергетических отделений

2.8.1. Оборудование в машинно-котельных и рефрижераторных отделениях должно размещаться с учетом обеспечения удобного обслуживания и безопасного доступа к нему.

Источники лучистого тепла, шума, вибрации рекомендуется размещать в отдельных помещениях или специальных выгородках (дизель-генераторы, вспомогательные котлы и т.д.).

2.8.2. Сепараторы и фильтровальные установки (при использовании "тяжелого" топлива) рекомендуется размещать в отдельных помещениях (выгородках).

2.8.3. Для правильной организации рабочего места вахтенного механика все органы управления и индикаторы (приборы управления) целесообразно оборудовать в виде пульта управления в отдельном звукоизолированном помещении (пост управления).

Пульт управления и контроля должен отвечать следующим требованиям:

высота пульта управления должна быть 700 - 900 мм, при этом учитывается, что вахтенный механик работает в положении сидя;

наиболее важные индикаторы по управлению двигателями необходимо размещать в центре пульта управления;

поверхности панелей пульта управления должны быть матовыми;

рукоятка реверса должна быть расположена на высоте 900 - 1200 мм от палубы, перемещаться на расстоянии не более 550 мм;

усилие переключателя не должно превышать 2 - 5 кгс. Рукоятка должна иметь фиксатор, исключающий самопроизвольное перемещение. Длина рукоятки должна быть не менее 120 мм, а диаметр - 20 - 25 мм;

все другие органы управления должны быть расположены в зоне пульта управления на высоте 800 - 1800 мм от палубы;

все средства индикации на пульте управления должны располагаться в зоне оптимальной видимости оператора (вахтенного) под углом не более 100°. Отдельно расположенные приборы должны находиться на высоте 1800 мм от палубы.

2.8.4. Контрольные и сигнальные приборы в машинных и котельных отделениях размещаются с учетом функциональной взаимосвязи и должны отвечать следующим требованиям:

шкала приборов оформляется круглой, с оптимальными размерами не более 180 мм в диаметре и углом видимости 2,5 - 5,0°;

аварийные сигналы дублируются по звуковым (сирена) и световым (мигающие индикаторы) табло;

зона нормальной работы прибора на шкале отмечается цветом, не раздражающим зрение;

основные и аварийные индикаторы размещаются в зоне видимости вахтенного под углом зрения до 30° (в горизонтальной и вертикальной плоскостях), остальные приборы - до 100°.

2.8.5. Усилия на рукоятках механизмов с ручным приводом при периодическом действии, а также кратковременные максимальные усилия на ручных штурвалах не должны превышать 12 кгс.

2.8.6. На судах, где из-за недостаточности площади машинно-котельного отделения не представляется возможным вынести пульты управления в закрытые тепло- и звукоизолированные, хорошо вентилируемые помещения, следует предусматривать противошумовые кабины или оборудовать дистанционное управление из рулевой рубки.

2.8.7. Оборудование, трубопроводы, фланцевые соединения, расположенные на рабочих местах и имеющие температуру ниже температуры помещения, должны быть покрыты изоляцией, исключающей возможность образования конденсата.

2.8.8. Теплоизоляция оборудования не должна затруднять доступа к оборудованию в случае его ремонта, иметь поверхность, допускающую санитарную обработку.

2.8.9. Рабочее место должно быть оборудовано так, чтобы исключался непосредственный контакт охлажденной или нагреваемой поверхности с телом работающего человека.

2.8.10. Установка вспомогательных котлов, работающих на твердом топливе (угле), не рекомендуется.

2.8.11. В машинно-котельных отделениях судов I группы, имеющих постоянную вахту, рекомендуется устанавливать раковины с подводом горячей и холодной питьевой воды.

2.8.12. Содержание ядовитых газов и паров в воздухе машинных и производственно-технологических помещений не должно быть выше предельно допустимых концентраций.

2.8.13. При наличии на судне установки для опрессования форсунок она должна быть оборудована устройством, препятствующим рассеиванию брызг.

2.8.14. Заполнение отсеков и цистерн топливом и маслом должно производиться закрытым способом.

2.8.15. Машинно-котельные и рефрижераторные отделения должны окрашиваться в светлые тона.

Окраска помещений, механизмов и трубопроводов должна производиться в соответствии с требованиями "Правил окраски судов флота рыбной промышленности СССР".