2.7. Оценка задействованности ИС, ИТКС, АСУ в бизнес-процессах

2.7. Оценка задействованности ИС, ИТКС, АСУ в бизнес-процессах

43. Оценка задействованности и влияния ИС, ИТКС, АСУ, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения критических бизнес-процессов организации сферы здравоохранения, и (или) осуществляют управление, контроль или мониторинг критических бизнес-процессов организации сферы здравоохранения, должна проводиться применительно к каждой ИС, ИТКС, АСУ, указанной в Реестре ИС, ИТКС, АСУ, имеющихся в организации сферы здравоохранения на праве собственности, аренды или на ином законном основании. Для каждой такой системы должна быть проведена оценка:

- их задействованности в обработке информации, необходимой для обеспечения критических бизнес-процессов организации сферы здравоохранения, и (или) осуществлении управления, контроля или мониторинга критических бизнес-процессов организации сферы здравоохранения;

- их существенного влияния на нарушение или прекращение критического бизнес-процесса организации сферы здравоохранения, приводящего к негативным социальным, политическим, экономическим, последствиям.

44. Информационная система (ИС) считается задействованной в реализации критического бизнес-процесса организации сферы здравоохранения, если она предназначена для хранения, поиска и обработки информации, необходимой для выполнения основных функций критического бизнес-процесса, либо осуществляет управление, контроль или мониторинг критических бизнес-процессов, либо автоматизирует выполнение бизнес-процессов (технологических операций) и обеспечивает хотя бы одну из следующих функций бизнес-процесса:

- функцию интерпретации данных, заключающуюся в определении смысла данных;

- функцию диагностики оборудования, включающую обнаружение неисправности и отклонений от нормы при выполнении основных функций бизнес-процесса;

- функцию мониторинга интерпретации данных в реальном времени и сигнализации о выходе тех или иных параметров бизнес-процесса за допустимые пределы;

- функцию прогнозирования последствий для бизнес-процесса событий или явлений на основании анализа имеющихся данных;

- функцию планирования действий объектов, выполняющих основные функции бизнес-процесса;

- функцию управления, заключающуюся в поддержании установленного режима деятельности при выполнении бизнес-процесса;

- функцию поддержки принятия решений, заключающуюся в обеспечении необходимой информацией и рекомендациями.

45. Автоматизированная система управления (АСУ) считается задействованной в реализации критического бизнес-процесса организации сферы здравоохранения, если она предназначена для поддержания установленных режимов технологического процесса, реализуемого бизнес-процессом, за счет контроля и изменения технологических параметров, выдачи команд на исполнительные механизмы и визуального отображения данных о производственном процессе и состоянии технологического оборудования, предупреждения аварийных ситуаций, анализа контролируемых значений, стабилизации режимных параметров и технологических показателей и обеспечивает хотя бы одну из следующих функций бизнес-процесса:

- функцию контроля параметров технологического процесса, реализуемого бизнес-процессом;

- функцию мониторинга соответствия параметров процесса допустимым значениям, информирования персонала при возникновении несоответствий и сигнализации наступления предаварийных и аварийных ситуаций, фиксации времени отклонения параметров процесса за допустимые пределы (автоматическая), регистрации параметров и записи аварийных и предаварийных ситуаций;

- функцию диагностики оборудования, в том числе, диагностики исправности функционирования самой АСУ;

- функцию управления, контроля или мониторинга технологического или производственного оборудования (исполнительными устройствами) и производимых им процессов, исключения рисков простоев и сбоев работы оборудования.

46. Информационно-телекоммуникационная сеть (ИТКС) считается задействованной в реализации критического бизнес-процесса организации сферы здравоохранения, если она предназначена для предоставления единого информационного пространства взаимодействия отдельных территориально-распределенных подсистем, реализующих бизнес-процесс организации сферы здравоохранения, и обеспечивает хотя бы одну из следующих функций бизнес-процесса:

- функцию управления и координирования, заключающуюся в администрировании единого информационного пространства и в достижении согласований между различными элементами ИТКС путем установления наиболее рациональных внутренних и внешних связей;

- функцию интеграции информационных ресурсов территориально-распределенных систем;

- функцию обмена информацией (электронная почта, документооборот, обмен сообщениями, передача данных) и предоставления доступа к источникам информации;

- функцию мониторинга, заключающуюся в непрерывном наблюдении, анализе, оценке функционирования ИТКС.

47. При оценке существенного влияния ИС, ИТКС, АСУ на нарушение или прекращение критического бизнес-процесса организации сферы здравоохранения учитывается уровень автоматизации функций бизнес-процесса:

- полная автоматизация - реализация бизнес-процесса организации сферы здравоохранения невозможна без участия ИС, ИТКС, АСУ;

- дублирующая автоматизация - бизнес-процесс организации сферы здравоохранения имеет альтернативные (в том числе не автоматизированные) системы управления и обеспечения функций бизнес-процесса.

ИС, ИТКС, АСУ считается оказывающей существенное влияние на нарушение или прекращение критического бизнес-процесса организации сферы здравоохранения, если его реализация невозможна без участия ИС, ИТКС, АСУ, и отсутствуют альтернативные (не автоматизированные) системы управления и обеспечения функций бизнес-процесса.

ИС, ИТКС, АСУ считается не оказывающей существенного влияния на нарушение или прекращение критического бизнес-процесса организации сферы здравоохранения, если имеется возможность своевременного обнаружения нарушения штатного режима функционирования ИС, ИТКС, АСУ, задействованной в реализации этого бизнес-процесса, и перехода в течение максимально допустимого периода простоя <26> критического бизнес-процесса организации сферы здравоохранения на альтернативные (не автоматизированные) системы управления для обеспечения функций бизнес-процесса.

--------------------------------

<26> Для бизнес-процессов, задействованных в оказании экстренной помощи, tдоп. = 0.

48. В случае, если ИС, ИТКС, АСУ состоит из модулей (подсистем), которые могут обеспечивать относительно самостоятельно функции различных бизнес-процессов организации сферы здравоохранения, оценка может проводиться относительно каждого модуля (подсистемы) отдельно.

49. Алгоритм оценки задействованности и влияния ИС, ИТКС, АСУ на критические бизнес-процессы организации сферы здравоохранения приведен в Приложении 11.

50. Результаты оценки задействованности и влияния ИС, ИТКС, АСУ на критические бизнес-процессы организации сферы здравоохранения фиксируются в оценочной части Перечня критических бизнес-процессов организации сферы здравоохранения (Приложение 8).