2.4. Оценка критичности бизнес-процессов

2.4. Оценка критичности бизнес-процессов

2.4.1. Допущения и ограничения

20. При проведении высокоуровневой оценки возможных последствий от нарушения бизнес-процесса организации сферы здравоохранения не оцениваются количественные показатели критериев значимости, а дается их качественная оценка.

21. Оценка критичности бизнес-процессов организации сферы здравоохранения с точки зрения влияния на прекращение или нарушение функционирования объектов обеспечения жизнедеятельности населения <7>, транспортной инфраструктуры <8>, сетей связи <9>, а также, в дальнейшем, расчет этих показателей значимости для объектов КИИ организации сферы здравоохранения не проводится, так как бизнес-процессы организаций сферы здравоохранения не задействованы:

--------------------------------

<7> Перечень показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений. п. 2, (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 г. N 127).

<8> Перечень показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений. п. 3, (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 г. N 127).

<9> Перечень показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений. п. 4, (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 г. N 127).

- в управлении объектами обеспечения жизнедеятельности населения, транспортной инфраструктуры, сетей связи, контроле или мониторинге и эксплуатации таких объектов;

- в обеспечении бесперебойного функционирования объектов обеспечения жизнедеятельности населения, транспортной инфраструктуры, сетей связи;

- в поддержании качества функционирования объектов обеспечения жизнедеятельности населения, транспортной инфраструктуры, сетей связи.

22. Оценка критичности бизнес-процессов организации сферы здравоохранения с точки зрения экономической значимости <10> проводится исключительно для организаций сферы здравоохранения, имеющих организационно-правовую форму "государственное унитарное предприятие".

--------------------------------

<10> Перечень показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений. п. 8, (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 г. N 127).

23. Оценка критичности бизнес-процессов и дальнейший расчет показателей значимости для объектов КИИ с точки зрения экономической значимости <11> для организаций сферы здравоохранения иных организационно-правовых форм не проводится, так как такие организации сферы здравоохранения не являются государственными корпорациями, государственными компаниями, стратегическими акционерными обществами <12>, стратегическими предприятиями <13>, у которых возможно снижение уровня дохода (с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных обязательных платежей).

--------------------------------

<11> Перечень показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений. п. 8, (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 г. N 127).

<12> Указ Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ".

<13> Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р "Об утверждении перечня стратегических предприятий и организаций".

24. Оценка критичности бизнес-процессов организации сферы здравоохранения с точки зрения возникновения ущерба бюджетам Российской Федерации, оцениваемого в снижении выплат (отчислений) в бюджеты Российской Федерации <14>, а также, в дальнейшем, расчет таких показателей значимости для объектов КИИ организации сферы здравоохранения, не проводится, если организация сферы здравоохранения применяет нулевую ставку по налогу на прибыль <15> и (или) оказывает медицинские услуги, освобождаемые от налогообложения <16>.

--------------------------------

<14> Перечень показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений. п. 9, (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 г. N 127).

<15> При выполнении условий, перечисленных в ст. 284.1 НК РФ.

<16> Ст. 149 НК РФ.

25. Оценка критичности бизнес-процессов организации сферы здравоохранения с точки зрения влияния на прекращение или нарушение проведения клиентами операций по банковским счетам и (или) без открытия банковского счета <17>, а также, в дальнейшем, расчет таких показателей значимости для объектов КИИ организации сферы здравоохранения, не проводится, так как организации сферы здравоохранения не осуществляют для клиентов операции по банковским счетам и (или) без открытия банковского счета и не являются в соответствии с законодательством Российской Федерации системно значимой кредитной организацией, оператором услуг платежной инфраструктуры системно и (или) социально значимых платежных систем или системно значимой инфраструктурной организацией финансового рынка <18>.

--------------------------------

<17> Перечень показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений. п. 10, (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 г. N 127).

<18> Федеральный закон "О национальной платежной системе" от 27.06.2011 N 161-ФЗ.

26. Оценка критичности бизнес-процессов организации сферы здравоохранения, за исключением организаций сферы здравоохранения, использующих в своей деятельности источники ионизирующего излучения, с точки зрения экологической значимости <19>, а также, в дальнейшем, расчет таких показателей значимости для объектов КИИ организации сферы здравоохранения, не проводится, так как организации сферы здравоохранения, не использующие в своей деятельности источники ионизирующего излучения, не относятся к опасным производственным объектам <20>, нарушение функционирования которых может привести к авариям, инцидентам или катастрофам, влияющим на ухудшение качества воды в поверхностных водоемах, обусловленное сбросами загрязняющих веществ, повышение уровня вредных загрязняющих веществ, в том числе радиоактивных веществ, в атмосфере, ухудшение состояния земель в результате выбросов или сбросов загрязняющих веществ или иных вредных воздействий <21>.

--------------------------------

<19> Перечень показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений. п. 11, (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 г. N 127).

<20> Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

<21> Перечень показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений. примечание 5, (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 г. N 127).

27. Оценка критичности бизнес-процессов организации сферы здравоохранения с точки зрения значимости для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка <22>, а также, в дальнейшем, расчет таких показателей значимости для объектов КИИ организации сферы здравоохранения, не проводится, так как бизнес-процессы организации сферы здравоохранения не могут повлиять на прекращение или нарушение функционирования пункта управления (ситуационного центра) государственных органов власти или государственной корпорации, информационных систем в области обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка, снижение показателей государственного оборонного заказа.

--------------------------------

<22> Перечень показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений. п. п. 12, 13, 14, (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 г. N 127).

28. Допущения и ограничения, приведенные в разделе 2.4.1 настоящих методических рекомендаций, могут быть использованы для обоснования неприменимости того или иного критерия значимости для бизнес-процесса организации сферы здравоохранения.

2.4.2. Критерии оценки критичности бизнес-процессов

29. При проведении оценки необходимо учитывать, что любой бизнес-процесс организации сферы здравоохранения может быть как полностью автоматизирован, так и частично <23>. Неавтоматизированная (ручное управление) часть должна рассматриваться как составляющая оцениваемого бизнес-процесса, позволяющая исключить или снизить масштаб возможных негативных последствий, приводящих к нарушению или прекращению выполнения организацией сферы здравоохранения установленных функций (полномочий).

--------------------------------

<23> Полностью неавтоматизированные бизнес-процессы не рассматриваются, так как они выходят из-под юрисдикции Федерального закона N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" (ст. 1).

30. При оценке критичности бизнес-процесса с точки зрения социальной значимости оценивается влияние бизнес-процесса организации сферы здравоохранения на возможный ущерб, причиняемый жизни или здоровью людей, а также максимальное время отсутствия доступа к государственной услуге для получателей такой услуги.

31. При оценке критичности бизнес-процесса с точки зрения политической значимости оценивается влияние бизнес-процесса организации сферы здравоохранения на возможность причинения ущерба интересам Российской Федерации в вопросах внутренней и внешней политики.

32. При оценке критичности бизнес-процесса с точки зрения экономической значимости оценивается влияние бизнес-процесса организации сферы здравоохранения на возможность причинения прямого и косвенного ущерба государственному унитарному предприятию.

33. Бизнес-процесс организации сферы здравоохранения считается критическим, если в ходе оценки возможных последствий от его нарушения установлено, что он задействован и оказывает влияние хотя бы по одному критерию, определенному постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 N 127.

Критерии влияния (задействованности) бизнес-процессов организации сферы здравоохранения на показатели возможных последствий приведены в разделе I Справочных материалов по оценке критичности бизнес-процессов организации сферы здравоохранения Приложения 8.

2.4.3. Порядок оценки критичности бизнес-процессов

34. На этом этапе проводится оценка возможного негативного влияния последствий от нарушения бизнес-процесса организации сферы здравоохранения по показателям, определенным постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 N 127.

35. Используя результаты определения и описания бизнес-процессов в деятельности организации сферы здравоохранения, зафиксированные в описательной части Реестра бизнес-процессов организации сферы здравоохранения проводятся обоснование критичности бизнес-процессов организации сферы здравоохранения, проводящей категорирование объектов КИИ и оценка возможного негативного влияния последствий от нарушения бизнес-процесса. Такая оценка проводится с использованием Алгоритмов оценки значимости бизнес-процесса, приведенных в разделе II Справочных материалов по оценке критичности бизнес-процессов организации сферы здравоохранения (Приложение 8), для следующих показателей, определенных постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 N 127:

- социальная значимость (способность причинить ущерб жизни и здоровью людей; способность привести к нарушению максимального времени отсутствия доступа в оказании государственных услуг);

- политическая значимость (способность оказывать влияние на функционирование органа государственной власти <24>);

--------------------------------

<24> В контексте настоящих методических рекомендаций, если это специально не оговорено, под органом государственной власти подразумеваются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации или города федерального значения.

- экономическая значимость (способность оказывать влияние на возможность причинения прямого и косвенного ущерба государственному унитарному предприятию).

При этом бизнес-процесс организации сферы здравоохранения считается способным причинить ущерб жизни и здоровью людей, если он задействован (обеспечивает) в управлении или обеспечении работоспособности механизмов и устройств, нарушение функционирования которых может привести:

- к авариям, катастрофам с человеческими жертвами;

- к бактериологическому, радиационному или химическому заражению;

- к отключению приборов, обеспечивающих жизненно важные функции организма;

- к нарушению технологий производства и хранения фармацевтической и медицинской продукции;

- к иным последствиям, пагубно влияющим на жизнь и здоровье людей.

Бизнес-процесс организации сферы здравоохранения считается способным привести к отсутствию доступа в оказании государственных услуг, если он задействован:

- в управлении, контроле или мониторинге и поддержании бесперебойного функционирования элементов инфраструктуры доступа к государственной услуге;

- в аналитической, экспертной, учетной деятельности, необходимой для обеспечения функционирования государственных органов власти, оказывающих государственные услуги;

- в обеспечении взаимодействия государственных органов власти, оказывающих государственные услуги.

Бизнес-процесс организации сферы здравоохранения считается оказывающим влияние на функционирование органа государственной власти, если он задействован:

- в аналитической, экспертной, учетной деятельности, необходимой для принятия управленческих решений органом государственной власти;

- в управлении, контроле или мониторинге и поддержании бесперебойного функционирования элементов инфраструктуры взаимодействия органов государственной власти;

- в управлении, контроле или мониторинге и поддержании бесперебойного функционирования элементов инфраструктуры оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

- в поддержании бесперебойного функционирования элементов системы управления, необходимой для реализации возложенных на орган государственной власти полномочий.

Бизнес-процесс организации сферы здравоохранения считается оказывающим влияние на возможность причинения прямого и косвенного ущерба государственному унитарному предприятию, если он задействован:

- в аналитической, экспертной, учетной деятельности, необходимой для принятия управленческих решений руководством государственного унитарного предприятия;

- в обеспечении взаимодействия с организациями кредитно-финансовой сферы, включая страховые компании, биржи, банки, казначейство, налоговые органы.

Для обоснования неприменимости для таких бизнес-процессов остальных показателей, определенных постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 N 127, используется раздел "Допущения и ограничения" настоящих методических рекомендаций.

36. В случае если осуществление критического бизнес-процесса организации сферы здравоохранения зависит от осуществления иных критических бизнес-процессов, оценка проводится исходя из совокупного масштаба возможных последствий от нарушения или прекращения функционирования всех выполняемых критических бизнес-процессов.

37. Результаты оценки критичности бизнес-процессов в деятельности организации сферы здравоохранения фиксируются в разделе оценки критичности Реестра бизнес-процессов организации сферы здравоохранения (Приложение 7).

2.4.4. Формирование Перечня критических бизнес-процессов

38. После оценки критичности бизнес-процессов в деятельности организации сферы здравоохранения, из Реестра исключаются бизнес-процессы, которые не являются критическими, и формируется описательная часть Перечня критических бизнес-процессов организации сферы здравоохранения. Форма Перечня критических бизнес-процессов организации сферы здравоохранения представлена в Приложении 9.