3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Психологическая помощь семьям с детьми и их социально-психологическое сопровождение
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка и реализация индивидуальных программ психологического сопровождения граждан, в том числе законных представителей несовершеннолетних детей
|
Консультативная, психологическая помощь и социально-психологическое сопровождение лиц из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот
|
|
Психологическое консультирование родителей или лиц, их замещающих, по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним в преодолении социально-психологических проблем
|
|
Реализация психологической помощи, направленной на активизацию потенциала членов семей с детьми, признанными нуждающимися в социальном обслуживании и/или реабилитации (абилитации)
|
|
Оказание психологической помощи и социально-психологического сопровождения семьям, воспитывающим детей-инвалидов
|
|
Психологическая помощь и социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей, испытывающих трудности в социальной адаптации
|
|
Оказание профилактической психологической помощи семье и ребенку
|
|
Установление и поддержание необходимых контактов, в том числе с членами семей, воспитывающих детей, испытывающих трудности в социальной адаптации, учебными заведениями или работодателями
|
|
Формирование совместно с ведомствами социально-реабилитационного пространства, в том числе с участием ближайшего окружения семей с детьми
|
|
Разработка рекомендаций и проведение занятий с целью содействия семьям с детьми в развитии навыков, необходимых для решения социальных и личных проблем
|
|
Проведение психологического обследования семей с детьми (в том числе, анкетирования и тестирования)
|
|
Проведение психологической подготовки кандидатов в замещающие семьи, а также психологической подготовки детей к устройству в замещающую семью
|
|
Подготовка психологического заключения о возможности стать замещающими родителями
|
|
Оказание консультационной психологической помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка
|
|
Необходимые умения
|
Устанавливать контакт с разными категориями семей с детьми, в том числе с использованием русского жестового языка
|
Подбирать эффективные формы и методы психологической помощи семьям с детьми в соответствии с поставленными задачами
|
|
Разрабатывать и реализовывать программы в форме групповых и индивидуальных психологических занятий для семей с детьми по вопросам отклонений в поведении и развитии детей (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры)
|
|
Проводить консультирование по психологическим проблемам функционирования замещающих семей
|
|
Применять способы и методы психологической поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов
|
|
Разрабатывать рекомендации по организации социально-реабилитационного пространства для семей с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и согласовывать их со специалистами межведомственной группы и ближайшим окружением семьи
|
|
Оказывать психологическую поддержку семьям с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации
|
|
Проводить психологические и социально-психологические мероприятия по активизации собственных реабилитационных ресурсов членов семей с детьми, признанными нуждающимися в социальном обслуживании и (или) реабилитации
|
|
Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации
|
|
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи семьям с детьми
|
|
Обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц
|
|
Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей
|
Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения, психологической помощи семьям с детьми
|
|
Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
|
|
Порядок предоставления социальных услуг
|
|
Основы социальной психологии, психологии малых групп, психологии личности
|
|
Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)
|
|
Особенности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях
|
|
Основы русского жестового языка как лингвистической системы
|
|
Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг
|
|
Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения развития), педагогическая психология, основы геронтологии, психодиагностика, патопсихология
|
|
Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений)
|
|
Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм
|
|
Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении
|
|
Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей
|
|
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания, в том числе социокультурные группы глухих)
|
|
Инструментарий, методы работы с семьей
|
|
Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству представления документации
|
|
Границы компетенции разных специалистов, работающих с семьей, границы автономности семьи/вмешательства со стороны специалистов
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдать требования профессиональной этики
|
Принимать все меры для восстановления внутрисемейных связей, подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью <8>
|