9.2. ОБСЛУЖИВАНИЕ ГИДРОСАМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ НА МОРСКИХ СУДАХ

9.2. ОБСЛУЖИВАНИЕ ГИДРОСАМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ
НА МОРСКИХ СУДАХ

9.2.1. Гидросамолеты [самолеты-амфибии, гидровертолеты (в дальнейшем - гидросамолеты)] хранят и обслуживают на берегу и на плаву, а палубные вертолеты - на берегу и борту морского судна. Места стоянок для гидросамолетов на берегу должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к стоянкам ВС, базирующихся на суше. Стоянки на воде оборудуют в гавани - у якорных точек (крестовин) и самоориентирующихся на плаву причалов, а также вблизи берега - у швартового причала или пирса. Стоянки на воде должны иметь приспособления для швартовки воздушного судна, обеспечивать удобную заправку ГСМ, свободный подход к местам работы на ВС, размещение средств обслуживания и инструмента. Стоянки оснащают средствами обслуживания ВС на воде, пожарными средствами, обеспечивают связью и освещением.

Для подъема гидросамолета на берег (спуска на воду) у берега располагают спуско-подъемное устройство - гидроспуск.

9.2.2. Находящиеся на воде гидросамолеты подлежат швартовке. Правила и средства швартовки на якорной стоянке (у причала, пирса), а также особенности их швартовки при штормовом ветре и сильном волнении водной поверхности устанавливаются эксплуатационной документацией.

Порядок обустройства, испытания и проверки технического состояния мест стоянок гидросамолетов на воде, гидроспусков и МС на берегу устанавливается Наставлением по аэродромной службе (разд. "Гидроаэродромы").

9.2.3. Инженерно-технический персонал, допускаемый к работе на гидросамолетах, должен знать особенности их ТО на воде, в том числе правила подъема ВС на берег (спуска на воду), буксировки, встречи и установки на МС, применения инструмента, приспособлений и средств обслуживания, заправки ГСМ и других работ.

9.2.4. При обслуживании палубного вертолета на борту морского судна используют полетную палубу или специальную стоянку, которые оснащают швартовочными устройствами, исключающими перемещение вертолета на судне, и средствами палубного обслуживания.

На борту судна содержат необходимые средства обслуживания, запас ГСМ, спецжидкостей, газов, расходных материалов, запасные изделия, а также средства заправки ВС горюче-смазочными материалами. В комплект СНО специального применения включают приспособление, исключающее обжатие амортизационных стоек шасси при хранении ВС на борту морского судна. При стоянке вертолета лопасти винтов закрепляют от раскачивания или снимают (складывают).

9.2.5. Специалисты, ответственные за ТО, обязаны встречать рулящий гидросамолет, заводить в вырез причала, подводить к пирсу и швартовать. Заруливать ВС в вырез причала запрещается.

В самоориентирующийся на плаву причал (закрепленный в одной точке) гидросамолет вводят в вырез против ветра. В вырез причала любого типа гидросамолет вводят, соблюдая установленные ЭД для данного типа ВС ограничения по силе и направлению ветра, высоте волны. Если сила ветра и высота волн превышают допустимые, гидросамолет подводят и швартуют на якорной стоянке.

9.2.6. Перемещение гидросамолетов по акватории осуществляют рулением или буксировкой.

Руление гидросамолета по акватории разрешают производить только его пилоту. Другим категориям специалистов выполнять руление запрещается.

Гидросамолет буксируют приспособленными для этого плавсредствами (буксирами, катерами, весельными лодками). При буксировке гидросамолета им управляет пилот или другой подготовленный специалист, а буксировочным плавсредством - его экипаж. На борту буксировщика находится авиаспециалист, если это требуется ЭД.

Экипаж плавсредства проходит специальную подготовку, к буксировке ВС его допускают приказом руководителя авиапредприятия. Ответственность за буксировку гидросамолета возлагают на руководителя экипажа плавсредства.

9.2.7. Специалисты, осуществляющие буксировку ВС, должны знать и выполнять следующие основные правила:

- подходить к ВС и маневрировать около него на малой скорости, с учетом скорости и направления ветра, состояния водной поверхности и направления течения воды;

- подходить к гидросамолету, стоящему на якоре, с подветренной стороны (сзади гидросамолета), а к дрейфующему - с наветренной стороны;

- не допускать подхода плавсредства под крыло и фюзеляж, а также подхода борт о борт с ВС без выключения вала гребного винта при работающем двигателе на плавсредстве;

- для буксировки использовать только предназначенные для этого буксировочные тросы и узлы на гидросамолете;

- буксировать на скоростях не выше предусмотренных РЛЭ, при допустимой скорости ветра и высоте волны;

- при буксировке принимать меры по предупреждению столкновения ВС с надводными препятствиями, обходить мели и подводные препятствия.

9.2.8. Для обеспечения безопасного маневрирования в акватории гидроаэродрома:

- причалы (якорные стоянки) располагают в стороне от гидроспуска на глубине, обеспечивающей безопасность от повреждения подводной части гидросамолета;

- причалы и якорные стоянки размещают друг от друга на расстояниях, предусмотренных Наставлением по аэродромной службе (раздел "Гидроаэродромы");

- для предотвращения повреждений гидросамолетов на акватории и в гавани гидроаэродрома устанавливают окрашенные плавучие знаки (бакены, буйки, вехи). В темное время суток на них зажигают цветные огни.

Гидросамолеты, стоящие в гавани гидроаэродрома, расположенной вблизи фарватера реки (озера), обозначают знаками. В светлое время суток на ВС вывешивают знак - два перекрещивающихся круга, выкрашенные в черный цвет, а в темное время на гидросамолете зажигают якорный огонь, обозначающий гидросамолет, стоящий на якоре.

9.2.9. В целях предупреждения повреждения ВС при швартовке и хранении вырезы причалов бочки и крестовины должны быть обложены мягким материалом и обшиты брезентом или обложены резиной (покрышками колес).

При длительной стоянке гидросамолета на плаву ежедневно проверяют надежность его швартовки, осадку поплавков (лодки) по положению ватерлинии относительно уровня воды. При необходимости проверяют отсутствие воды в поплавках (лодке) и устраняют коррозию на деталях, выполняют другие работы для поддержания ВС в исправном положении.

Хранить гидросамолеты в загруженном состоянии на плаву и на суше запрещается.

9.2.10. Стационарное (временное) спуско-подъемное устройство должно обеспечивать спуск на воду (подъем на берег) гидросамолета с максимальной взлетной массой.

Для подъема гидросамолета на берег (спуска на воду) допускается вместо лебедки гидроспуска использовать тягач (автомобиль, трактор), имеющий достаточное для данного типа ВС тяговое усилие на крючке (лебедке) и массу. Водитель тягача должен быть подготовлен и допущен к выполнению этих работ приказом руководителя авиапредприятия, а тягач оборудован и оснащен необходимыми средствами. Перед подъемом (спуском) ВС должностное лицо, ответственное за выполнение работ, проверяет:

- исправность и пригодность для подъема (спуска) ВС данного типа спуско-подъемного устройства, буксировочных и буксировочно-подъемных тросов, колодок, лебедок, тягача, расчалок;

- положение ВС на выкатном шасси (тележке);

- готовность акватории гавани к приему спускаемого ВС или готовность площадки на берегу.

Подъем (спуск) ВС производят со скоростью не более 5 км/ч. Производить подъем (спуск) гидросамолета при скорости встречного и попутного ветра более 20 м/с и бокового ветра более 15 м/с запрещается.

Самолеты типа амфибия разрешается поднимать на берег с помощью работающего двигателя. Подъем гидросамолета на выкатном шасси (тележке) с работающими двигателями запрещается.

9.2.11. После подъема гидросамолета на берег (посадки на сушу после взлета с воды) тщательно проверяют отсутствие воды в поплавках (лодке), внутри крыла, в других возможных местах ее скопления. На ВС, базирующихся на морской акватории, проводят противокоррозионную обработку (промывку пресной водой), устраняют коррозию на их деталях. Вертолет, постоянно хранящийся на палубе судна, обрабатывают пресной водой или специальной жидкостью в сроки, установленные ЭД, а также после полета над морем на малой высоте. Для указанной обработки палуба должна быть оборудована системой обмыва.

9.2.12. Оперативное ТО, включая подъем ВС на берег и спуск на воду, осуществляют специалисты подразделения, ответственного в авиапредприятии за данный вид обслуживания. Ответственным за подъем (спуск) ВС на берег (воду) является руководитель выполняемого на ВС технического обслуживания. При посадке ВС в гидроаэропортах (на временных аэродромах), не предоставляющих услуг по ТО (из-за отсутствия ИТП с соответствующей подготовкой или по другим причинам), техническое обслуживание ВС осуществляется в порядке, определяемом п. 6.1.16 НТЭРАТ ГА.

Оперативное ТО палубных вертолетов осуществляет ИТП, за которым они закреплены.

9.2.13. Периодическое ТО гидросамолетов и палубных вертолетов выполняют, как правило, на берегу специалисты подразделения, ответственного в АТБ за данный вид обслуживания, в необходимых случаях - совместно с закрепленными за конкретным ВС специалистами.

При наличии необходимых технологических средств и подготовленных специалистов периодическое ТО палубных вертолетов допускается проводить на борту морского судна.

При периодическом ТО гидросамолетов и палубных вертолетов особое внимание уделяют:

- выявлению и устранению их коррозионных повреждений;

- противокоррозионной обработке элементов ВС, подвергающихся коррозии;

- контролю технического состояния подводной части гидросамолета, герметичности горловин и люков.

9.2.14. Запуск и опробование двигателей при ТО гидросамолетов производят специалисты, допущенные в установленном порядке к выполнению этих работ, или пилоты. Двигатели запускают с разрешения руководителя работ при нахождении гидросамолета на берегу и на воде.

При запуске двигателей гидросамолета на берегу соблюдают правила, предусмотренные ЭД для производства данной работы на суше. Перед запуском особое внимание уделяют креплению гидросамолета на выкатном шасси (тележке), правильности установки упорных колодок под колеса.

Запуск двигателей гидросамолета, находящегося на воде, разрешается производить только его пилоту. Подготовку к запуску (проворачивание воздушного винта и другие подготовительные работы) проводят на причале (пирсе), а запуск и опробование - после буксировки гидросамолета в установленное место акватории гидроаэродрома.

9.2.15. Обслуживание судовых механизмов и устройств, применяемых при эксплуатации палубных вертолетов, осуществляют (по договоренности авиапредприятия - владельца вертолета и заказчика) специалисты судовой команды, прошедшие необходимую подготовку и допущенные к этим работам приказом капитана судна.