4. Требования к судам, перевозящим лесные грузы

4. Требования к судам, перевозящим лесные грузы

4.1. Надводный борт, лесная грузовая марка судна

4.1.1. Судно-лесовоз, перевозящее лесной груз в трюмах и на палубе и использующее при этом лесной надводный борт, должно удовлетворять требованиям Регистра в части: условий нагрузки на верхнюю палубу <*>, остойчивости <**>, условий назначения лесного надводного борта <***>.

--------------------------------

<*> Правила классификации и постройки морских судов. Т. 1. - СПб.: Морской Регистр судоходства, 1995 (ч. II, п. 1.3.2).

<**> Там же, ч. IV, разделы 2 и 3.

<***> Правила о грузовой марке морских судов. - СПб.: Морской Регистр судоходства, 1995 (п. 5.1).

4.1.2. Судно, иное чем лесовоз, при перевозке лесных грузов в трюмах и на палубе должно использовать соответствующую сезонную грузовую марку.

4.2. Набор, конструкции

4.2.1. Палубные рамы и обухи для крепления найтовов должны быть надежно прикреплены в районе палубного стингера или в других усиленных местах.

Прочность рымов должна быть не ниже прочности найтовов. Расстояние между рымами определяется в соответствии с действующими Правилами Регистра о грузовой марке морских судов.

4.2.2. Суда-лесовозы, перевозящие пакеты длинномерного круглого леса с поперечным размещением на верхней палубе, должны быть дооборудованы специальными устройствами, обеспечивающими несмещаемость пакетов.

4.2.3. Палубы и крышки грузовых люков судов, планируемых под перевозки кряжей тропических пород дерева, должны иметь усиленный набор и допускать распределенную нагрузку не менее 2 тс/кв. м. Бортовой набор (от ватерлинии порожнем до верхней палубы) таких судов должен быть усиленным.

Фальшборт, комингсы трюмов, леерное ограждение кранов и палуб в районе грузовых работ должны быть повышенной прочности.

В трюмах и твиндеках должно быть предусмотрено необходимое количество рымов для крепления канифас-блоков. На грузовой палубе у продольных комингсов грузовых люков дополнительно должно быть предусмотрено необходимое количество рымов для крепления кряжей.

4.3. Грузовые помещения

4.3.1. Подготовка грузовых помещений и судовых устройств к перевозке лесных грузов должна осуществляться в соответствии с требованиями РД 31.11.21.16-96.

Грузовые помещения должны быть сухими, чистыми и не иметь запаха. Следы нефтепродуктов и других посторонних веществ необходимо удалить до начала погрузки.

4.3.2. Горловины междудонных танков, воздушные, мерительные трубы должны быть водонепроницаемыми.

4.3.3. Льяла, приемные патрубки осушительной системы должны быть очищены от мусора и грязи.

4.3.4. Закрытия (крышки люков, горловин, шахт, вентиляторов, иллюминаторов, дверей и т.п.) должны удовлетворять требованиям правил технической эксплуатации судов.

Бортовые иллюминаторы, расположенные ниже главной палубы, должны быть задраены до начала погрузки палубного груза и могут открываться только после его выгрузки. Иллюминаторы, расположенные вблизи ватерлинии с глухими крышками и в редко посещаемых помещениях, должны быть закрыты крышками и надежно задраены.

4.3.5. Суда, перевозящие лесные грузы зимой в зимней сезонной зоне, должны быть оборудованы системой обогрева междудонных танков.

На судах, оборудованных датчиками и сигнализацией уровней жидкостей, их состояние должно быть проверено до начала погрузки.

4.4. Дополнительные требования к подготовке грузовых помещений до и после перевозки шпал и других лесоматериалов, пропитанных каменноугольным, креозотовым, сланцевым маслами или другими подобными им антисептиками

4.4.1. До начала погрузки деревянный настил, обшивка, рыбинсы и деревянные крышки льял должны быть побелены густым раствором гашеной извести.

4.4.2. Настил (пайол) трюмов, стрингеры покрывают слоем не менее 10 см древесных сухих опилок.

4.4.3. На опилки под первый ярус груза пропитанных лесоматериалов укладывают поперек судна через каждые 1,5 - 2,0 м деревянные прокладки толщиной 50 - 100 мм.

4.4.4. После окончания выгрузки шпал и других лесоматериалов, пропитанных каменноугольным или сланцевым маслами или подобными им антисептиками, и удаления опилок, мусора трюмы моют раствором, включающим пасту марки МЛ-6 - для соленой воды, пасту МЛ-2 - для пресной или кальцинированную соду с последующей мойкой и просушиванием. Удаление с судна всех загрязненных отходов должно выполняться с соблюдением требований МК МАРПОЛ 73/78.

4.5. Подготовка верхней палубы под погрузку лесоматериалов

4.5.1. Грузовые палубы, крышки люков должны быть очищены от остатков груза, сепарации, снега, льда; на них не должно быть остатков смазочных материалов, подтеков из систем гидравлики и т.п.

Палубные шпигаты, портики должны быть очищены от мусора и льда.

Съемные трапы и другое съемное оборудование, препятствующее размещению и плотной укладке лесоматериалов, должны быть сняты и уложены в местах, обеспечивающих их сохранность и надежное крепление.

К началу погрузки на верхнюю палубу должны быть разнесены найтовы крепления в соответствии со схемой крепления данных сортиментов лесного груза и, при необходимости, установлены стойки.

Люковые крышки и другие отверстия на открытой палубе, над которыми укладывается груз, должны быть надежно закрыты, а вентиляторы и воздушные трубы надежно защищены от попадания воды.

4.5.2. Максимальное теоретическое количество груза P в тоннах, допускаемое в укладке в районе каждого трюма, определяется по формуле:

                       P = q x l x (B - 1),                  (4.1)

где:

l - длина грузового люка, м;

B - ширина судна в районе грузового люка или самого люка, м;

q - допустимая удельная нагрузка на люковые крышки, тс/кв. м.

4.5.3. Максимальную теоретическую высоту каравана H в метрах определяют по формулам:

                           H = q x мю;

                           H = q / гамма,                    (4.2)

где:

мю - удельный погрузочный объем груза, куб. м/т;

гамма - плотность древесины, т/куб. м.

4.6. Кренометры и оборудование для кренования

4.6.1. Суда, выполняющие перевозки леса на верхней палубе, должны быть снабжены жидкостными кренометрами и переносным или стационарным оборудованием для проведения кренования.

4.7. Техническая документация по остойчивости, остойчивость

4.7.1. Суда, перевозящие лесные грузы, должны быть снабжены информацией об остойчивости, содержащей типовые случаи нагрузки с палубным лесным грузом.

4.7.2. Информация об остойчивости должна учитывать увеличение массы палубного лесного груза вследствие намокания, обледенения, изменений расходуемых запасов, влияния свободной поверхности жидкости; в ней также должна быть указана наибольшая допустимая для данного судна высота укладки палубного лесного груза.

4.7.3. Остойчивость судна во время рейса, включая процессы погрузки и выгрузки, должна быть положительной.

В течение рейса судно не должно иметь крена, вызванного некачественной укладкой груза, неправильным расходованием запасов и прочими причинами.

Следует, по возможности, избегать избыточной остойчивости, так как это может привести к стремительной качке судна и вызвать большие напряжения в найтовах.

4.8. Наставление по креплению грузов

4.8.1. "Наставление по креплению грузов" должно включать перечень и/или план размещения стационарных и съемных устройств для крепления груза, к которому следует приложить максимально полную документацию на каждый тип устройства.

4.8.2. "Наставление по креплению грузов" должно включать план или комплект планов с изображением:

4.8.2.1. Продольного и поперечного сечения и горизонтальных проекций грузовых палуб судна с размещением на них лесных грузов различного вида.

4.8.2.2. Возможных вариантов размещения лесных грузов одного вида.

4.8.2.3. Символов, регулирующих применение устройств для крепления грузов с учетом местоположения грузов. В данном Наставлении эти символы должны обозначать одно и то же на протяжении всего документа.

4.9. Найтовы

4.9.1. Найтовы, используемые для крепления лесного палубного груза, должны выдерживать разрывную нагрузку не менее 133,4 кН (13600 кгс), а соединительные скобы, талрепы и прочие элементы найтовов и их крепление должны выдерживать разрывную нагрузку не менее 138,3 кН (14100 кгс).

После предварительной вытяжки найтов из стального каната должен иметь удлинение не более 5% при 80-процентной нагрузке от прочности на разрыв.

4.9.2. В состав основных найтовов должны включаться:

- талрепы с всегда доступными откидными гаками (глаголь-гаками), снабженные стопорными устройствами;

- отрезки длиннозвенных цепей или другие эквивалентные устройства для регулирования длины найтовов.

Допускается в системе крепления палубного груза иметь устройства, обеспечивающие дистанционную отдачу найтовов.

Концы найтовов должны иметь огоны с заделанными коушами.

Талреп или иное натягивающее устройство должно обеспечивать нагрузку в поперечном найтове не менее: 27 кН (2700 кгс) - в горизонтальной части, 16 кН (1600 кгс) - в вертикальной части.

4.9.3. Если используются тросовые зажимы для формирования огонов при разовых перевозках, то во избежание значительного снижения прочности тросовых найтовов должны быть выполнены следующие условия:

- количество и размер используемых тросовых зажимов должны быть в прямой зависимости от диаметра стального троса, их должно быть не менее четырех, каждый отстоять от другого не менее чем на 1500 мм;

- "седло" тросового зажима должно накладываться на нагруженную часть троса, U-образная часть - на короткий конец троса;

- тросовые зажимы должны быть затянуты так, чтобы они явно вошли в трос, и потом дополнительно затянуты после того, как будут обтянуты найтовы.

Резьба талрепов, струбцин, соединительных скоб должна быть смазана, что увеличивает их держащую силу и предотвращает коррозию.

4.9.4. Все найтовы и элементы крепления палубного лесного груза должны быть отмаркированы и иметь свидетельства, копии которых должны храниться на судне.

Испытание, маркировка и освидетельствование найтовов и элементов крепления палубного лесного груза должны производиться в соответствии с существующими правилами. После испытания элементы найтова не должны подвергаться никакой обработке, которая могла бы изменить их прочность (термической, гальванической и др.), а также не должны иметь повреждений и остаточных деформаций.

Перед каждым использованием должен проводиться визуальный осмотр найтовов и мест их крепления.

4.9.5. Расстояние между поперечными найтовами, установленное Правилами о грузовой марке морских судов, в зависимости от наибольшей высоты груза над открытой палубой вблизи от найтова:

- при высоте 4 м и менее расстояние должно быть не более 3,0 м;

- при высоте 6 м и более расстояние должно быть не более 1,5 м;

- при промежуточных высотах среднее расстояние должно быть получено линейной интерполяцией.

Если высота палубного лесного груза превышает 6,0 м, или удельный погрузочный объем груза менее 2,0 куб. м/т, или судно не использует лесную грузовую марку, то количество и общая прочность найтовов определяется по п. 8.1.16.

4.9.6. При необходимости применения продольных найтовов прочность последних и их элементов должна быть не ниже прочности поперечных найтовов. Продольные найтовы должны быть оснащены вспомогательными стальными тросами достаточной длины для их обтягивания шпилем, грузовыми лебедками и брашпилем.

4.9.7. Перед выходом в рейс натяжные элементы найтовов должны быть набиты не более чем на половину рабочего хода для обеспечения возможности обтягивания в течение рейса.

4.10. Деревянные стензели (стойки)

4.10.1. Деревянные стензели рекомендуется использовать только для формирования каравана в процессе грузовых работ. Прочность деревянных стензелей не должна учитываться при расчетах несмещаемости груза.

4.10.2. В верхнем отрезе диаметр стензелей должен быть не менее 180 мм; по высоте стензели должны выступать над верхней наружной кромкой палубного груза не менее чем на 1,1 м.

Толщина сортиментов перевозимых пиломатериалов, используемых для составных стензелей, должна быть не менее 63 мм.

Каждый стензель в шпоре должен быть подогнан по внутренним размерам башмака и надежно зафиксирован в нем так, чтобы исключить самопроизвольный выход стензеля из башмака при качке, крене, а также вымораживание в период плавания при минусовых температурах.

В случае необходимости стензели могут быть прикреплены металлическим кронштейном к усиленным точкам в районе фальшборта, комингса люка и т.п.

4.10.3. Расстояние между стензелями не должно превышать 3,0 м.

4.10.4. Если стензели опираются на планширь фальшборта, то их прочность не должна превышать прочность фальшборта.

4.11. Балластировка, бункеровка судна

4.11.1. До начала погрузки судно должно быть отбалластировано в соответствии с "Информацией об остойчивости" и принятой схемой загрузки.

4.11.2. Заполнение балластных танков, где это возможно по техническим условиям, должно производиться при давлении в балластных трубопроводах не более 147,1 кПа (1,5 кгс/кв. см).

Опрессовку балластных танков следует, по возможности, производить самотеком при отсутствии крена, дифферента и до погрузки лесного груза на палубу.

4.11.3. Система обогрева балластных танков должна быть проверена и, по возможности, включена до входа судна в зону минусовых температур.

Обогрев помещений бака, юта, туннеля гребного вала и т.п. должен быть включен заблаговременно.

4.11.4. При погрузке судна, когда температура наружного воздуха ниже 0°, балластировку судна следует производить, по возможности, морской водой; балластные танки, расположенные вблизи машинной переборки, надлежит заполнять в первую очередь. Не следует оставлять пустыми танки, через которые проходят балластные трубопроводы.

Во избежание размораживания воздушных, мерительных труб и танков двойного дна необходимо:

- если судно без дифферента и крена, удалить воду из мерильных и воздушных труб до верхнего уровня заполненных балластных танков (пиков);

- при дифференте действовать с учетом конструктивных особенностей судна.

4.11.5. Бункеровка должна быть произведена с учетом требований "Информации об остойчивости судна" до начала погрузки или, в крайнем случае, до приема лесного груза на палубу.