Приложение 2. к Правилам, утвержденным приказом Минтранса России от 26 ноября 2020 г. N 517 (пп. 13, 43) | ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ АВАРИЙНОГО ПЛАНА

Приложение N 2
к Правилам, утвержденным
приказом Минтранса России
от 26 ноября 2020 г. N 517
(пп. 13, 43)

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ АВАРИЙНОГО ПЛАНА

1. Планирование мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме гражданской авиации представляет собой процесс подготовки оператора аэродрома к действиям на случай возникновения ЧС на территории аэродрома или в районе аэродрома. Целью планирования мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме является сведение к минимуму последствий ЧС, прежде всего с целью спасения жизни людей и обеспечения полетов воздушных судов. План мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме (Аварийный план) определяет порядок действий аварийно-спасательных сил оператора аэродрома и дополнительных сил и средств.

2. Все мероприятия, предусмотренные Аварийным планом, должны содержать инструкции для АСК оператора аэродрома дополнительных сил и средств.

3. Аварийный план согласовывается всеми службами оператора аэродрома и организациями, личный состав которых входит в АСК, дополнительными силами, а также уполномоченным органом в области гражданской авиации, и утверждается руководителем оператора аэродрома.

Согласование Аварийного плана уполномоченным органом в области гражданской авиации осуществляется на соответствие его требованиям настоящего Приложения. Срок рассмотрения уполномоченным органом в области гражданской авиации Аварийного плана не может превышать 30 календарных дней со дня представления Аварийного плана в уполномоченный орган в области гражданской авиации.

4. Все службы оператора аэродрома и организации, личный состав которых входит в АСК, дополнительные силы должны иметь копию Аварийного плана.

5. Все мероприятия, предусмотренные Аварийным планом, при их разработке и изменении должны быть проверены до их утверждения оператором аэродрома путем проведения учений (тренировок) со всеми задействованными аварийно-спасательными силами в условиях, приближенных к реальным. Утвержденные мероприятия должны проверяться на предмет их эффективности в ходе учений (тренировок).

6. Проверка эффективности мероприятий Аварийного плана по каждому типу аварийной ситуации, связанной с ВС, осуществляется в ходе полномасштабных (комплексных) учений.

7. Все мероприятия, предусмотренные Аварийным планом, должны быть разработаны таким образом, чтобы их можно было выполнить в светлое и в темное время суток в любых погодных условиях.

8. План мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме (Аварийный план) содержит:

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1.1. Назначение и область применения Аварийного плана оператора аэродрома.

1.2. Перечень нормативных правовых актов и методических документов, используемых при разработке Аварийного плана.

1.3. Краткое (аннотационное) описание структуры и содержания Аварийного плана оператора аэродрома.

1.4. Порядок разработки (составления) Аварийного плана оператора аэродрома.

Определяется степень участия служб (подразделений) оператора аэродрома в составлении плана.

1.5. Порядок введения в действие Аварийного плана.

1.6. Порядок подготовки, введения в действие, регистрации и рассылки поправок к Аварийному плану. Порядок периодической проверки соответствия Аварийного плана предъявляемым требованиям и проверки эффективности и возможности выполнения мероприятий, предусмотренных Аварийным планом.

1.7. Хранение и ведение контрольного экземпляра.

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АСОП НА АЭРОДРОМЕ И В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА.

2.1. Характеристики аэродрома и района аэродрома.

Должна содержаться информация о:

характеристиках всех ВПП (длина, ширина, класс, посадочные курсы);

типах ВС, к эксплуатации которых пригоден аэродром;

категории каждой ВПП по УТПЗ;

районе аэродрома по АСОП;

системе противопожарного водоснабжения на аэродроме и в районе аэродрома по АСОП;

месте сбора АСК;

позициях готовности;

зонах ожидания;

зонах сосредоточения;

месте (помещении) для работы оперативного штаба;

месте для временного размещения тел погибших.

2.2. Аварийно-спасательные силы и средства, находящиеся в постоянной готовности к действиям по тушению пожара и ликвидации ЧС на аэродроме и в районе аэродрома.

2.2.1. Структура АСК оператора аэродрома.

Должна содержаться информация об:

организационной структуре АСК;

минимальной численности дежурной смены АСК;

численности аварийно-спасательного подразделения СПАСОП и каждого расчета, выполняющего неотложные работы;

организации дежурства аварийно-спасательных сил и средств;

основных задачах АСК, РЛЧС, аварийно-спасательного подразделения СПАСОП и расчетов, выполняющих неотложные работы;

мероприятиях, выполняемых в режиме повседневной деятельности и направленных на поддержание постоянной готовности АСК к действиям по тушению пожара и ликвидации ЧС, в том числе в части проведения профессиональной подготовки личного состава АСК.

2.2.2. Оснащение АСК оператора аэродрома.

Должна содержаться информация об аварийно-спасательных средствах и оснащении аварийно-спасательного подразделения СПАСОП и каждого расчета АСК, привлекаемых для проведения неотложных работ.

2.2.3. Управление, связь и оповещение.

2.2.3.1. Управление.

Должна содержаться информация о:

должностном лице оператора аэродрома, ответственном за организацию АСОП и осуществляющем общее руководство ликвидацией ЧС;

должностных лицах, входящих в состав оперативного штаба, руководителе штаба и его заместителе;

должностном лице, являющемся РЛЧС;

должностном лице, осуществляющем руководство тушением пожара;

должностных лицах, ответственных за взаимодействие с эксплуатантами ВС, общественностью, гражданами и СМИ;

должностных лицах, ответственных за работу с пассажирами в зоне ожидания;

обязанностях, полномочиях и ответственности вышеуказанных лиц в случае возникновения аварийной ситуации;

месте (помещении) для работы оперативного штаба;

транспортном средстве повышенной проходимости, выделяемом в качестве подвижного пункта управления для РЛЧС.

2.2.3.2. Связь и оповещение.

Должна содержаться информация о:

должностных лицах, имеющих право объявлять АСК сигналы "Тревога" и "Готовность", а также лицах, имеющих право объявлять тревогу аварийно-спасательному подразделению СПАСОП;

должностных лицах, осуществляющих информирование и оповещение административных и правоохранительных органов, уполномоченного органа в области гражданской авиации, уполномоченного органа по надзору в области гражданской авиации, дополнительных сил и средств, эксплуатанта ВС;

общей схеме оповещения и связи при ЧС;

типовых сообщениях при аварийном оповещении.

В схеме должны быть определены все имеющиеся каналы аварийного оповещения, связи и информирования, связывающие соответствующим образом:

экипаж аварийного ВС;

органы ОВД;

РЛЧС;

аварийно-спасательное подразделение СПАСОП;

расчеты, выполняющие неотложные работы;

пункт связи СПАСОП;

руководство оператора аэродрома;

представителей эксплуатанта ВС;

административные и правоохранительные органы;

уполномоченный орган в области гражданской авиации;

уполномоченный орган по надзору в области гражданской авиации;

дополнительные силы и средства.

На схеме должны быть обозначены виды связи и, по возможности, тип используемой аппаратуры, очередность оповещения.

Аварийный план может содержать схемы оповещения для каждого типа аварийных ситуаций.

2.2.4. Время развертывания (прибытия) АСК.

Должна содержаться информация об оперативно-тактических возможностях АСК в табличной форме:

времени развертывания ПА в самых удаленных точках каждой ВПП и районах, удаленных от торцов каждой ВПП до 1000 м по курсу взлета (посадки) внутри контролируемой зоны аэропорта;

времени развертывания аварийно-спасательного подразделения СПАСОП в самых удаленных точках каждой ВПП и районах, удаленных от торцов каждой ВПП до 1000 м по курсу взлета (посадки) внутри контролируемой зоны аэропорта;

времени прибытия РЛЧС и каждого расчета, входящего в состав АСК для выполнения неотложных работ, в самых удаленных точках ВПП, а также в районах, удаленных от торцов каждой ВПП до 1000 м по курсу взлета (посадки) внутри контролируемой зоны аэропорта.

В данном пункте должна содержаться (при наличии) информация о введенных мерах для обеспечения нормативного времени развертывания аварийно-спасательного подразделения, времени прибытия РЛЧС, расчетов, входящих в состав АСК для выполнения неотложных работ.

2.3. Дополнительные силы и средства.

Должна содержаться информация о:

перечне всех дополнительных сил и средств, их составе, основных задачах и порядке их привлечения;

порядке взаимодействия с эксплуатантами ВС, базирующимися на аэродроме.

Раздел 3. ТУШЕНИЕ ПОЖАРА И ЛИКВИДАЦИЯ ЧС НА АЭРОДРОМЕ И В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА.

3.1. Виды аварийных ситуаций.

Должна содержаться информация о перечне возможных видов аварийных ситуаций на аэродроме и в районе аэродрома:

А1 - внезапное авиационное событие на аэродроме. Код при аварийном оповещении "КРАСНЫЙ".

К данному виду относятся авиационные события с ВС при наличии (предположении наличия) угрозы для жизни и здоровья пассажиров и экипажа. Наличие (предположение наличия) угрозы для жизни и здоровья пассажиров и экипажа определяет руководитель полетов на основании сложившейся ситуации и (или) доклада командира ВС;

А2 - авиационное событие в районе аэродрома. Код при аварийном оповещении "ЖЕЛТЫЙ";

А3 - авиационное событие в полете (аварийная (вынужденная) посадка ВС). Код при аварийном оповещении "СИНИЙ";

А4 - авиационное событие на земле. Код при аварийном оповещении "ЗЕЛЕНЫЙ".

К данному виду относятся авиационные события с ВС на аэродроме при наличии (предположении наличия) угрозы для жизни и здоровья пассажиров и экипажа. Наличие (предположение наличия) угрозы для жизни и здоровья пассажиров и экипажа определяет руководитель полетов на основании сложившейся ситуации и (или) доклада командира ВС. При отсутствии возможности однозначной оценки наличия или отсутствия угрозы для жизни и здоровья пассажиров и экипажа объявляется код "КРАСНЫЙ";

А5 - пожары на территории и объектах инфраструктуры аэропорта. Код при аварийном оповещении "ПОЖАР";

А6 - аварии на объектах инфраструктуры аэропорта. Код при аварийном оповещении "АВАРИЯ";

А7 - акты незаконного вмешательства на ВС и в деятельность гражданской авиации. Коды при аварийном оповещении "НАБАТ", "ДИВЕРСИЯ";

А8 - стихийные бедствия. Код при аварийном оповещении "СТИХИЯ".

Для каждой аварийной ситуации А1 - А5 должна содержаться информация об:

аварийном оповещении, включая оповещение дополнительных сил и средств;

организации сбора и выезда личного состава АСК к месту ЧС или в установленное место сбора АСК (на позиции готовности для аварийно-спасательного подразделения СПАСОП);

основных процедурах ликвидации ЧС;

мероприятиях, выполняемых по завершении тушения пожара и ликвидации ЧС.

Для каждой аварийной ситуации А6 - А8 должна содержаться информация об организационных документах оператора аэродрома, в которых определены силы и средства, привлекаемые к ликвидации ЧС, и порядок их действий при аварийном оповещении.

3.2. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧС НА АЭРОДРОМЕ И В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА.

3.3.1. В данном пункте должна содержаться информация о перечне основных процедур, выполняемых АСК и дополнительными силами и средствами.

Используется следующая классификация таких процедур:

ПРОЦЕДУРА 1. Тушение пожара на ВС;

ПРОЦЕДУРА 2. Спасание (эвакуация из ВС) пассажиров и членов экипажа:

при пожаре на ВС;

при отсутствии пожара на ВС;

ПРОЦЕДУРА 3 Покрытие ВПП пеной при аварийной (вынужденной) посадке ВС;

ПРОЦЕДУРА 4. Оцепление и контроль доступа в зону ЧС;

ПРОЦЕДУРА 5. Обслуживание пассажиров и членов экипажа ВС, потерпевшего бедствие:

пострадавших;

не пострадавших;

ПРОЦЕДУРА 6. Подъезд и сопровождение дополнительных сил и средств на место ЧС;

ПРОЦЕДУРА 7 Эвакуация с места авиационного события и медицинская эвакуация пассажиров и членов экипажа;

ПРОЦЕДУРА 8 Ограничение (запрет) полетов на аэродроме;

ПРОЦЕДУРА 9 Опасный груз;

ПРОЦЕДУРА 10 Обслуживание встречающих (провожающих);

ПРОЦЕДУРА 11 Организация работы информационного центра аэропорта при аварийных ситуациях;

ПРОЦЕДУРА 12 Организация работы пресс-центра при аварийных ситуациях;

ПРОЦЕДУРА 13 Выгрузка ВС;

ПРОЦЕДУРА 14 Эвакуация, удаление, перемещение ВС с рабочей площади аэродрома;

ПРОЦЕДУРА 15 Обработка погибших;

ПРОЦЕДУРА 16 Ликвидация пожара на объектах инфраструктуры аэропорта.

Для каждой процедуры описываются конкретные действия аварийно-спасательных сил и средств.

Раздел 4. ПРИЛОЖЕНИЯ.

1. Организационная структура АСК.

2. Графический план аэродрома с координатной сеткой

3. Карта района аэродрома с координатной сеткой.

4. Табель оснащения АСК.

Составляется в форме таблицы, в которой указываются:

РЛЧС, аварийно-спасательное подразделение СПАСОП и наименование расчетов, выполняющих неотложные работы;

минимальный перечень транспортных средств, оборудования и техники, находящихся на вооружении для выполнения задач по предназначению, с указанием типа и марки;

основное место базирования (нахождения) техники, оборудования и снаряжения;

должностное лицо, ответственное за техническое состояние и готовность технических средств, выделяемых для оснащения аварийно-спасательного подразделения СПАСОП и каждого расчета, выполняющего неотложные работы.

5. План подачи автотранспорта для каждого расчета, выполняющего неотложные работы.

6. Схема аварийного оповещения и список телефонов оповещения.

7. Планы взаимодействия (соглашения, договоры) с дополнительными силами и средствами.

8. Инструкция по организации радиосвязи при тушении пожара и ликвидации ЧС на аэродроме и в районе аэродрома.

9. Меры безопасности при тушении пожара и ликвидации ЧС на аэродроме и в районе аэродрома

10. Типовые схемы расстановки сил и средств на месте ЧС.