VI. Требования к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ

VI. Требования к проведению аварийно-спасательных и других
неотложных работ

77. Оповещение АСК об аварийной ситуации с ВС (аварийное оповещение) осуществляется оперативными органами ОВД с помощью системы аварийного оповещения за время, не превышающее 25 секунд.

78. Для оповещения АСК применяются сигналы "Тревога" и "Готовность".

Сигнал "Тревога" подается тогда, когда авиационное событие произошло внезапно или до аварийной (вынужденной) посадки ВС на данном аэродроме остается менее 10 минут.

Сигнал "Готовность" подается, когда до аварийной (вынужденной) посадки ВС на данном аэродроме остается 10 минут и более.

79. При аварийном оповещении в передаваемом сообщении указывается следующее:

код аварийной ситуации в соответствии с Аварийным планом (указывается при оповещении по сигналу "Тревога");

место авиационного события (место сбора АСК);

характер авиационного события;

время авиационного события или время аварийной (вынужденной) посадки ВС;

тип ВС;

количество пассажиров и экипажа на борту ВС.

АСК по мере получения сообщается дополнительная информация, в том числе количество топлива, наличие, характер и степень опасности грузов на борту ВС, их количество и местонахождение.

Место авиационного события на аэродроме указывается по графическому плану аэродрома. Место авиационного события в районе аэродрома указывается по карте района аэродрома.

80. При получении сигналов "Тревога", "Готовность" диспетчер СПАСОП и старшие расчетов АСК подтверждают получение сигналов согласно схеме оповещения.

81. Если авиационное событие произошло после сигнала оповещения "Готовность", то органом ОВД немедленно подается сигнал оповещения "Тревога" и все действия АСК проводятся в соответствии с требованиями настоящих Правил.

82. После получения сигнала "Тревога" по решению руководителя оператора аэродрома собирается оперативный штаб оператора аэродрома.

Задачи оперативного штаба:

организация связи и передача первичной и дополнительной информации дополнительным силам и средствам;

принятие мер для сопровождения прибывающих дополнительных сил и средств к месту авиационного события или определение зон сосредоточения;

оповещение эксплуатанта аварийного ВС, получение информации о наличии на борту опасных грузов, и передача этой информации РЛЧС;

согласование с органом ОВД вопросов закрытия различных зон аэродрома, выделения коридоров для использования в аварийной ситуации, передачи речевых сообщений и извещений NOTAM <34> о понижении категории по УТПЗ, обеспечиваемой на аэродроме;

--------------------------------

<34> Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1649; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 9 декабря 2020 г., N 0001202012090019).

уведомление органа, осуществляющего функции по расследованию авиационных событий;

уведомление служб или организаций о необходимости проведения специального метеонаблюдения;

получение информации о количестве и перечне членов экипажа и пассажиров; точной пассажирской ведомости (манифесте) <35>, включая пассажиров с физическими недостатками, лишенных способности передвигаться, а также слепых и глухих; наличии грузов, в том числе опасных, включая их количество и место размещения (если это известно);

--------------------------------

<35> Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128 (зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2009 г., регистрационный N 14645), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 21 декабря 2009 г. N 242 (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2010 г., N 16191), от 22 ноября 2010 г. N 263 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2010 г., N 19244), от 16 ноября 2011 г. N 284 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2011 г., N 22723), от 27.12.2012 N 453 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2013 г., N 27176), от 25 ноября 2013 г. N 362 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 г., N 31356), от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 г., N 31362), от 3 марта 2014 г. N 60 (зарегистрирован Минюстом России 18 сентября 2014 г., N 34093), от 26 февраля 2015 г. N 34 (зарегистрирован Минюстом России 1 апреля 2015 г., N 36663), от 15 июня 2015 г. N 187 (зарегистрирован Минюстом России 22 июля 2015 г., N 38147), от 18 июля 2017 г. N 263 (зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2017 г., N 47712), от 18 сентября 2018 г. N 333 (зарегистрирован Минюстом России 12 ноября 2018 г., N 52652), от 14 июня 2019 г. N 183 (зарегистрирован Минюстом России 26 июля 2019 г., N 55416), от 22 апреля 2020 г. N 138 (зарегистрирован Минюстом России 26 июня 2020 г., N 58784).

составление точного списка пострадавших с указанием их фамилии и медицинских организаций, куда они отправлены;

уведомление государственных судебно-медицинских учреждений Российской Федерации и моргов (при наличии погибших), определение мест для временного размещения тел погибших (при необходимости);

оповещение (в случае необходимости) родных или ближайших родственников пострадавших, организация взаимодействия и оказание помощи родственникам погибших и пострадавших при авиационном событии;

инструктаж сотрудника аэропорта, ответственного за связь со средствами массовой информации и общественностью, относительно официальных заявлений, касающихся авиационного события;

принятие решения и оповещение всех задействованных служб и органов об окончании работ по ликвидации ЧС;

организация в зоне ожидания условий обеспечения жизнедеятельности (обеспечение питьевой водой и питанием), а также возможности получения первой и медицинской помощи;

организация в зоне ожидания опроса пассажиров с фиксацией их фамилии, адреса, номера телефона и где их можно будет найти в течение следующих 72 часов.

83. По сигналу "Тревога" АСК с аварийно-спасательными средствами и снаряжением прибывает к месту авиационного события и приступает к выполнению действий по тушению пожара и ликвидации ЧС. Если авиационное событие еще не произошло, АСК с аварийно-спасательными средствами и снаряжением прибывает к месту сбора АСК.

84. По сигналу "Готовность" АСК приводится в состояние готовности к немедленному выезду и выполнению задач по предназначению и по указанию РЛСЧ прибывает к месту сбора АСК с аварийно-спасательными средствами.

85. Время развертывания аварийно-спасательного подразделения СПАСОП в любой точке каждой ВПП с обеспечением подачи основных ОТВ с производительностью не менее 50% от минимально требуемой для установленной категории ВПП по УТПЗ не должно превышать 3 минут, а с обеспечением подачи основных ОТВ со 100% суммарной производительностью, - 4 минут.

Время развертывания аварийно-спасательного подразделения СПАСОП с обеспечением подачи основных ОТВ со 100% суммарной производительностью в любой точке, удаленной от торцов каждой ВПП до 1000 м по курсу взлета (посадки) внутри контролируемой зоны аэропорта, не должно превышать 5 минут.

86. Время прибытия РЛЧС в любую точку каждой ВПП не должно превышать 5 минут с момента объявления сигнала "Тревога".

Время прибытия РЛЧС в любую точку, удаленную от торцов каждой ВПП до 1000 м по курсу взлета (посадки) внутри контролируемой зоны аэропорта, не должно превышать 6 минут с момента объявления сигнала "Тревога".

87. Время прибытия расчета здравпункта в любую точку каждой ВПП не должно превышать 6 минут с момента объявления сигнала "Тревога".

Время прибытия расчета здравпункта в любую точку каждой ВПП, удаленную от торцов каждой ВПП до 1000 м по курсу взлета (посадки) внутри контролируемой зоны аэропорта, не должно превышать 8 минут с момента объявления сигнала "Тревога".

88. Время прибытия остальных расчетов АСК в любую точку каждой ВПП, а также в любую точку, удаленную от торцов каждой ВПП до 1000 м по курсу взлета (посадки) внутри контролируемой зоны аэропорта, не должно превышать 10 минут с момента объявления сигнала "Тревога".

89. ПА и другим транспортным средствам, используемым для ликвидации ЧС на аэродроме и в районе аэродрома, при следовании к месту авиационного события должно быть предоставлено преимущество в движении перед всеми другими транспортными средствами на аэродроме.

90. Выезд и следование аварийно-спасательного подразделения СПАСОП к месту авиационного события, месту сбора АСК, на позиции готовности включает в себя: сбор личного состава аварийно-спасательного подразделения, надевание боевой одежды пожарного и снаряжения, выезд из мест несения дежурства, движение по кратчайшему маршруту, доклад о прибытии в назначенное место.

Следование аварийно-спасательного подразделения СПАСОП к месту авиационного события по сигналу "Тревога" осуществляется с использованием специальных световых и звуковых сигналов.

Следование аварийно-спасательного подразделения СПАСОП на позиции готовности, на место сбора АСК осуществляется с соблюдением правил движения на аэродроме без использования специальных световых и звуковых сигналов.

Следование аварийно-спасательного подразделения СПАСОП к месту авиационного события или на позиции готовности, или место сбора АСК может быть приостановлено или отменено только по команде РЛЧС.

91. В случае вынужденной остановки в пути следования к месту авиационного события (позициям готовности, месту сбора АСК) ПА одного из аварийно-спасательных отрядов аварийно-спасательного подразделения СПАСОП, в том числе ПА, на котором следует начальник аварийно-спасательного подразделения, остальные ПА с аварийно-спасательными отрядами продолжают движение без остановки к указанному ранее месту (местам).

Старшее должностное лицо СПАСОП на ПА, совершившего вынужденную остановку, сообщает о случившемся начальнику аварийно-спасательного подразделения СПАСОП и диспетчеру СПАСОП.

При движении по сигналу "Тревога" аварийно-спасательный отряд на ПА, совершивший вынужденную остановку по причинам, не связанным с его неисправностью, таким как дорожно-транспортное происшествие, внезапные препятствия, продолжает движение к месту авиационного события с последующим оформлением событий, ставших причиной вынужденной остановки.

Начальник аварийно-спасательного подразделения должен принять меры по прибытию и/или доставке аварийно-спасательного отряда и аварийно-спасательных средств с ПА, совершившего вынужденную остановку, на место авиационного события.

92. По решению начальника аварийно-спасательного подразделения (РТП) при наличии сведений о возникновении пожара на терпящем (потерпевшем) бедствие ВС, обнаружении признаков пожара при следовании к месту авиационного события, риска возникновения пожара после прибытия на место авиационного события, газодымозащитники должны надеть СИЗОД - дыхательные аппараты со сжатым воздухом (далее - ДАСВ), до начала действий на месте авиационного события. При этом включение в ДАСВ производится только по команде командира звена ГДЗС.

93. При размещении транспортных средств, задействованных в тушении пожара и ликвидации ЧС, на месте авиационного события должны выполняться следующие требования:

не допускать в период проведения действий по тушению пожара и проведению АСР приближение к месту авиационного события транспортных средств, за исключением транспортных средств СПАСОП, а также других транспортных средств по указанию РЛЧС, на расстояние ближе 100 м к аварийному ВС;

не допускать приближение к месту авиационного события транспортных средств, за исключением транспортных средств СПАСОП, в условиях любого тумана, который не позволяет видеть эвакуируемых людей;

избегать езды по любым обломкам ВС;

не допускать блокирование зоны въезда или выезда, аварийных подъездных дорог, используемых транспортными средствами при тушении пожара и ликвидации ЧС.

94. По прибытии к аварийному ВС начальник аварийно-спасательного подразделения, РЛЧС должны принять меры по установлению связи с экипажем ВС по имеющимся каналам связи или вести связь с экипажем ВС, используя принятые сигналы руками "земля - ВС", указанные в приложении N 9 к настоящим Правилам.

95. Противопожарное оборудование аварийно-спасательного подразделения СПАСОП по прибытии к аварийному ВС должно быть развернуто для обеспечения возможности его применения, в том числе при отсутствии очевидных признаков пожара.

96. В случае возникновения пожара на месте авиационного события на аэродроме или в районе аэродрома - основная задача аварийно-спасательного подразделения СПАСОП заключается в создании условий для эвакуации пассажиров и экипажа, находящихся на борту ВС, путем локализации пожара.

97. Эвакуация травмированных людей из опасных условий и зон, находящихся под угрозой пожара, должна осуществляться таким образом, чтобы не ухудшать их состояние. Всех эвакуированных людей необходимо направлять в зону сбора.

При спасании людей допускаются все способы выполнения действий по тушению пожара и проведению АСР, в том числе связанные с риском повреждения ВС или аварийно-спасательных средств.

При тушении пожара и проведении АСР следует пользоваться штатными дверями и люками ВС.

Личный состав аварийно-спасательного подразделения СПАСОП в случаях, когда аварийные трапы и другие штатные средства эвакуации имеются на ВС и используются в момент прибытия аварийно-спасательного подразделения СПАСОП, не должен вмешиваться в действия экипажа ВС.

Личный состав аварийно-спасательного подразделения СПАСОП, в случае повреждения штатных средств эвакуации, должен использовать приставные лестницы или трапы.

98. По прибытии на место авиационного события РЛЧС:

устанавливает границы территории, на которой проводятся АСР;

оценивает обстановку, анализирует достаточность сил и средств для ликвидации ЧС и при необходимости принимает решение о вызове дополнительных сил и средств;

устанавливает порядок управления и обеспечивает непосредственное руководство ликвидацией ЧС;

организует на месте авиационного события условия обеспечения жизнедеятельности эвакуируемых людей в зависимости от погодных условий, продолжительности и места тушения пожара и ликвидации ЧС, в том числе места укрытия от неблагоприятных погодных факторов (осадков, ветра, солнца), одеяла, переносные обогревательные системы;

осуществляет расстановку прибывающих сил и средств на месте ЧС;

определяет районы сосредоточения прибывающих дополнительных сил и средств;

определяет маршруты и организует беспрепятственный проезд к месту авиационного события дополнительных сил и средств;

организует ограничение движения транспорта, не задействованного в ликвидации ЧС, на прилегающей к месту авиационного события территории;

устанавливает связь с РТП, старшими расчетов АСК, выполняющими неотложные работы, оперативным штабом и пропускными пунктами;

обеспечивает непрерывное и свободное передвижение к зоне эвакуации с места авиационного события и медицинской эвакуации транспортных средств медицинских организаций, привлекаемых оператором аэродрома к работам по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС по планам взаимодействия;

выбирает зону ожидания, заранее установленных Аварийным планом, наиболее подходящую с точки зрения удаленности от места авиационного события и количества эвакуируемых с места авиационного события пассажиров и экипажа;

организует учет пострадавших и непострадавших.

99. Все расчеты, выполняющие неотложные работы и прибывающие на место авиационного события, должны докладывать РЛЧС о своем прибытии и численности личного состава.

100. По прибытии к месту авиационного события расчетом поддержания порядка проводятся действия по ограничению доступа посторонних лиц к месту авиационного события (оцепление места авиационного события), движения транспорта на прилегающей к нему территории, принимаются меры по обеспечению охраны места авиационного события, общественного порядка и пресечения мародерства (охране личных вещей, снятых с ВС), а также по организации беспрепятственного проезда к месту авиационного события транспортных средств, задействованных в тушении пожара и ликвидации ЧС.

На место авиационного события должен быть разрешен доступ только тех лиц, которые уполномочены выполнять действия по тушению пожара и проведению АСР.

Для предотвращения доступа к месту тушения пожара и проведения АСР посторонних лиц, включая представителей средств массовой информации, расчетом поддержания порядка устанавливаются средства маркировки и ограничения доступа, в том числе ленты, заграждения, знаки, информационные плакаты (таблички).

101. Действия персонала, участвующего в тушении пожара и ликвидации ЧС, должны содержать меры по обеспечению сохранности потерпевшего бедствие ВС, его составных частей и обломков, бортовых и наземных средств объективного контроля, предметов, находящихся на борту этого ВС либо вовлеченных в авиационное событие извне.

Перемещение потерпевшего бедствие ВС, его составных частей и обломков, бортовых и наземных средств объективного контроля, предметов, находящихся на борту этого ВС, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области гражданской авиации <36>.

--------------------------------

<36> Воздушный кодекс Российской Федерации.

102. РЛЧС должны быть предприняты меры по закрытию доступа в зоны местонахождения погибших до прибытия представителей следственных органов и представителей органов по расследованию авиационного события.

103. После эвакуации пострадавших в зону сбора и тушения пожара аварийно-спасательное подразделение СПАСОП осуществляет меры по обеспечению безопасности на месте авиационного события, включая предотвращение повторных возгораний, участвует по решению РЛЧС в проведении неотложных работ.

104. Непосредственно перед возвращением в аварийно-спасательную станцию аварийно-спасательными отрядами аварийно-спасательного подразделения СПАСОП проводятся следующие мероприятия:

проверка наличия личного состава аварийно-спасательного подразделения, принимавшего участие в тушении пожара и проведении АСР;

сбор и проверка комплектности закрепленных за аварийно-спасательными отрядами аварийно-спасательных средств, размещение и крепление их на ПА.

О завершении сбора и готовности к следованию в место постоянной дислокации начальники аварийно-спасательных отрядов докладывают начальнику аварийно-спасательного подразделения (РТП) и диспетчеру СПАСОП.

Следование в место постоянной дислокации осуществляется по указанию начальника аварийно-спасательного подразделения (РТП) с выключенными специальными световыми и звуковыми сигналами и с соблюдением правил движения по аэродрому.

105. Восстановление готовности аварийно-спасательного подразделения СПАСОП к действиям по тушению пожара и проведению АСР осуществляется непосредственно по прибытии в место постоянной дислокации и не должно превышать 40 минут. Данное мероприятие включает в себя:

- визуальный осмотр начальником аварийно-спасательного подразделения состояния подчиненного личного состава;

- заправку ПА горюче-смазочными материалами и ОТВ;

- замену неисправных аварийно-спасательных средств, а также сушку промокших пожарных рукавов и замену их на сухие;

- техническое обслуживание транспортных средств по возращении с пожара;

- заправку (замену) воздушных баллонов СИЗОД;

- зарядку (замену) аккумуляторных батарей средств связи и освещения;

- мойку транспортных средств и водопенных коммуникаций ПА.

По завершении указанных мероприятий диспетчеру СПАСОП сообщается информация о готовности аварийно-спасательного подразделения к выполнению задач по предназначению.