3.1. Развитие железнодорожного транспорта и продолжение реформирования отрасли

3.1. Развитие железнодорожного транспорта и продолжение
реформирования отрасли

Железнодорожный транспорт общего пользования остается ведущим звеном транспортной системы России. В долгосрочной перспективе железнодорожные перевозки останутся самым экономически эффективным способом транспортировки значительных по объемам стабильных потоков массовых грузов, доставляемых на средние и дальние расстояния.

Российские железные дороги имеют возможность обеспечить значительный прирост перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов и эффективно использовать транзитный потенциал страны.

При выполнении грузовых перевозок на средние расстояния железнодорожный транспорт конкурирует с автомобильным и речным транспортом. Перевозка нефтеналивных грузов является сферой конкуренции с трубопроводным, морским и речным транспортом.

При выполнении пассажирских перевозок на дальние расстояния железнодорожный транспорт общего пользования конкурирует с авиационным транспортом, при осуществлении пригородных и межобластных перевозок - с автомобильным и в некоторых случаях - с речным транспортом.

Эффективность железнодорожного транспорта будет определяться динамикой обновления основных производственных фондов отрасли, темпами роста спроса на железнодорожные перевозки, результатами реализации структурной реформы отрасли, эффективностью тарифной политики в регулируемых государством естественно-монопольных секторах деятельности, интенсивностью использования российских участков международных транспортных коридоров.

На перспективу до 2010 года значительную долю на рынке грузовых и пассажирских перевозок будет занимать ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"). В собственности указанной компании будет находиться вся существующая в настоящее время инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования.

ОАО "РЖД" должна выступать на рынке транспортных услуг не только как ведущий общенациональный железнодорожный перевозчик, интегрированный в евроазиатскую транспортную систему, но и как партнер других транспортных компаний, обеспечивающий им недискриминационный доступ к инфраструктуре.

В процессе структурного реформирования железнодорожного транспорта на рынке перевозок будут улучшаться условия для развития компаний-операторов, владеющих собственным парком грузовых вагонов. Из состава ОАО "РЖД" будут выделяться дочерние и зависимые компании, осуществляющие дальние пассажирские и пригородные перевозки, грузовые перевозки специальным подвижным составом, услуги по ремонту технических средств и некоторые другие виды деятельности.

Стабильность взаимодействия железнодорожного транспорта общего пользования с грузовладельцами, ускорение грузодвижения и снижение транспортных издержек во многом будут зависеть от эффективности деятельности организаций железнодорожного транспорта необщего пользования. Это требует согласованного государственного регулирования тарифов, условий перевозок и требований к безопасности перевозочного процесса со стороны государственных регулирующих органов.

Ключевым вопросом развития железнодорожного транспорта остается повышение его инвестиционной привлекательности и разработка принципиально новых механизмов привлечения средств для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры общего пользования. Особое внимание должно быть уделено привлечению инвестиций для опережающего развития инфраструктуры железнодорожного транспорта в Азиатской части страны для обеспечения, освоения ресурсной базы и активизации экономического роста.

При привлечении частных инвестиционных ресурсов в развитие железнодорожного транспорта необходимо учитывать необходимость адекватного развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.

Продолжение структурной реформы железнодорожного транспорта ведется на основе положений Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте <*>, которая предусматривает поэтапное дерегулирование деятельности железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг, совершенствование государственного регулирования естественно-монопольного сектора на железнодорожном транспорте и обеспечение недискриминационного доступа пользователей к его инфраструктуре.

--------------------------------

<*> Утверждена Правительством Российской Федерации в 2001 году.

Реформирование федерального железнодорожного транспорта предусматривает поэтапное вхождение железнодорожного транспорта в рынок транспортных услуг, коммерциализацию отрасли, сокращение определенного законодательством естественно-монопольного сектора на железнодорожном транспорте. Целями структурной реформы являются: повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития; формирование единой гармоничной транспортной системы страны; снижение совокупных затрат на перевозки грузов; удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом.

Реформа осуществляется на принципах сохранения единой государственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления, государственного контроля за деятельностью железнодорожного транспорта, обеспечения управляемости, бесперебойности, устойчивости функционирования железнодорожного транспорта, безопасности движения поездов и экологической безопасности.

В ходе дальнейшего развития реформы предполагается:

обеспечить финансовую прозрачность всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учета;

обеспечить гарантированный недискриминационный доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта независимых перевозчиков и операторов подвижного состава;

повысить материальную заинтересованность работников железнодорожного транспорта, сохранить социальные гарантии работникам;

продолжить совершенствование тарифной политики с целью обеспечения нормальной рентабельности инвестированного в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта капитала и стимулирования конкуренции в отрасли;

предусмотреть поэтапное прекращение перекрестного субсидирования убыточных социально-ориентированных видов перевозок за счет доходов от иных видов перевозок и услуг;

завершить выделение из ОАО "РЖД" объектов социально-бытового и иного непроизводственного назначения;

разработать принципы выделения из ОАО "РЖД" комплексов по пассажирским и грузовым перевозкам, а также по ремонтно-эксплуатационной деятельности;

выделить в составе ОАО "РЖД" комплексы пригородных и дальних пассажирских перевозок, с последующим созданием компаний пригородных перевозок;

предусматривать создание отделенных от инфрастуктуры компаний -перевозчиков грузов;

обеспечить выделение из состава единого хозяйствующего субъекта ремонтно-эксплуатационной базы.

При проведении реформы будет обеспечено дальнейшее сохранение централизованного диспетчерского управления, государственного регулирования развития железнодорожной инфраструктуры общего пользования, в первую очередь международных и национальных транспортных коридоров, предусмотрена недопустимость выполнения одним хозяйствующим субъектом деятельности в естественно-монопольном и потенциально конкурентом секторах.