4.1. Общие положения

4.1. Общие положения

4.1.1. Работы на болотах следует производить только при наличии технологических карт на данную операцию, в которых устанавливается порядок выполнения операций, приводится потребность в приспособлениях, обеспечивающих безопасность работы, указываются места рабочих и необходимые средства защиты.

Технологическая последовательность операций должна быть такой, чтобы выполненная операция не являлась источникам производственной опасности при выполнении последующих.

4.1.2. Даты начала и конца прохода, проезда и производства строительных работ на болоте и на льду объявляются приказом.

4.1.3. Бесперебойная работа строительного отряда в указанных условиях достигается в том случае, если гарантирована проходимость строительной техники по слабой торфяной почве, исключающая аварийные ситуации для строительной техники и угрозу здоровью и жизни людей.

4.1.4. Для обеспечения гарантированной проходимости строительной техники по слабой торфяной толще по условиям техники безопасности работ до начала их производства необходимо:

определить несущую способность торфяной залежи;

назначить минимальную допустимую толщину промерзшего слоя, обеспечивающую безопасность прохода техники по торфяной залежи;

установить продолжительность промораживания торфяной залежи на требуемую глубину;

назначить допустимые удельные давления на грунт гусеничного трактора;

установить допустимое время стоянки землеройной техники на одном месте при отрицательных температурах воздуха в соответствии с величиной коэффициента запаса прочности промерзшего болотного грунта.

4.1.5. По условиям техники безопасности работа землеройно-транспортной техники допускается на болотистых грунтах с несущей способностью, приведенной в табл. 3.

Таблица 3

┌────┬───────────┬───────────┬──────────┬──────┬──────┬─────┬───────┬───────────┐
│Тип │Общая ха-  │ Основные  │Характер  │Влаж- │Коэф- │Сте- │Пример-│Осадка при │
│бо- │рактеристи-│  внешние  │деформаций│ность,│фици- │пень │ная не-│нагрузке   │
│лота│ка грунта  │ признаки  │под на-   │%     │ент   │раз- │сущая  │0,5 кгс/кв.│
│    │           │           │грузкой   │      │порис-│ложе-│способ-│см, % пер- │
│    │           │           │          │      │тости │ния, │ность, │воначальной│
│    │           │           │          │      │      │%    │кгс/   │мощности   │
│    │           │           │          │      │      │     │кв. см │залежи     │
├────┼───────────┼───────────┼──────────┼──────┼──────┼─────┼───────┼───────────┤
│I-А │Уплотненный│Осушенный  │Сжатие при│< 600 │< 7   │< 60 │> 0,5  │< 30       │
│    │торф, обла-│или уплот- │незначи-  │      │      │     │       │           │
│    │дающий     │ненный вы- │тельном   │      │      │     │       │           │
│    │структурной│шележащий  │боковом   │      │      │     │       │           │
│    │прочностью │минераль-  │расширении│      │      │     │       │           │
│    │           │ный слой   │          │      │      │     │       │           │
│    │           │           │          │      │      │     │       │           │
│I-Б │Рыхлый     │Влажность  │То же     │600 - │< 20  │< 40 │> 0,3  │30 - 50    │
│    │торф, обла-│близка к   │          │1500  │      │     │       │           │
│    │дающий     │максималь- │          │      │      │     │       │           │
│    │структурной│ной. Корот-│          │      │      │     │       │           │
│    │прочностью │кое время  │          │      │      │     │       │           │
│    │           │удерживает │          │      │      │     │       │           │
│    │           │вертикаль- │          │      │      │     │       │           │
│    │           │ные откосы │          │      │      │     │       │           │
│    │           │           │          │      │      │     │       │           │
│I-В │Аморфный   │Торф высо- │Преимуще- │< 400 │< 5   │> 60 │< 0,3  │При отсут- │
│    │грунт      │кой степени│ственно   │      │      │     │       │ствии выше-│
│    │(торф)     │разложения │выдавлива-│      │      │     │       │лежащих бо-│
│    │вязкоплас- │или сапро- │ние из    │      │      │     │       │лее плотных│
│    │тичной кон-│пель, уп-  │контура   │      │      │     │       │слоев - до │
│    │систенции  │лотненные  │загружения│      │      │     │       │полного вы-│
│    │           │вышележащи-│          │      │      │     │       │давливания │
│    │           │ми слоями  │          │      │      │     │       │           │
│    │           │           │          │      │      │     │       │           │
│II-Б│Аморфный   │Торф высо- │Выдавлива-│400 - │4 - 10│> 40 │0 <*>  │До полного │
│    │грунт      │кой степени│ние из    │1000  │      │     │       │выдавлива- │
│    │(торф)     │разложения │контура   │      │      │     │       │ния        │
│    │мягкоплас- │или сапро- │загружения│      │      │     │       │           │
│    │тичной кон-│пель при   │          │      │      │     │       │           │
│    │систенции  │влажности, │          │      │      │     │       │           │
│    │           │близкой к  │          │      │      │     │       │           │
│    │           │максималь- │          │      │      │     │       │           │
│    │           │ной        │          │      │      │     │       │           │
│    │           │           │          │      │      │     │       │           │
│III │Аморфный   │Жидкие слои│Растекание│Не ограничены│-    │0      │Под нагруз-│
│    │грунт теку-│сплавинных │          │      │      │     │       │кой расте- │
│    │чей консис-│болот      │          │      │      │     │       │кается     │
│    │тенции     │           │          │      │      │     │       │           │
└────┴───────────┴───────────┴──────────┴──────┴──────┴─────┴───────┴───────────┘

------------------------------------

<*> При отсутствии более прочного покровного слоя.

4.1.6. Нормированная толщина промерзшего слоя торфяной залежи, обеспечивающая проходимость строительной техники в зависимости от ее грузоподъемности, не должна быть меньше значений, приведенных в табл. 4. Данные таблицы следует использовать при разработке мероприятий по регулированию движения и усилению (в случае необходимости) несущей способности торфяной залежи, соответствующей массе тяжелых транспортных средств в процессе производства земляных работ.

Таблица 4

┌───────────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│                 Тип машины                │ Наименьшая толщина │
│                                           │промерзшего верхнего│
│                                           │ слоя болота, см, с │
│                                           │  растительностью   │
│                                           ├──────────┬─────────┤
│                                           │ торфяной │ моховой │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Автомобиль с нагрузкой на ось до 7 тс, гу- │  12 - 15 │ 15 - 20 │
│сеничные машины или тракторы массой до 12 т│          │         │
│                                           │          │         │
│Автомобиль с нагрузкой на ось до 12 тс, гу-│  15 - 20 │ 25 - 30 │
│сеничные тягачи и тракторы массой до 25 т  │          │         │
│                                           │          │         │
│Автомобиль с нагрузкой на ось свыше 12 тс, │  25 - 30 │ 35 - 48 │
│груженые автомобили с прицепом             │          │         │
└───────────────────────────────────────────┴──────────┴─────────┘

Примечание. Минимальная толщина промерзания для торфяного грунта и тундрового мерзлого грунта, перемешанного с моховыми покрытиями, должна быть на 15 - 20% больше приведенных.

4.1.7. Продолжительность промораживания торфяной залежи на требуемую глубину, время намораживания торфяных слоев и дата окончания работ по устройству промороженного основания могут быть определены расчетом в зависимости от температуры воздуха.

4.1.8. Для обеспечения беспрепятственного проезда машин следует учитывать допустимые давления для того или иного вида грунта с максимальным их превышением на 25 - 30% (табл. 5).

Таблица 5

┌──────────────────────┬────────────────────┬────────────────────┐
│ Характеристика торфа │    Влажность по    │Допустимое давление,│
│                      │ отношению к массе  │  МПа (кгс/кв. см)  │
│                      │  сухого торфа, %   │                    │
├──────────────────────┼────────────────────┼────────────────────┤
│Очень плотный         │      200 - 400     │    0,060 (0,60)    │
│слабоувлажненный      │                    │                    │
│                      │                    │                    │
│Плотный               │      400 - 600     │    0,042 (0,42)    │
│среднеувлажненный     │                    │                    │
│                      │                    │                    │
│Рыхлый увлажненный    │      600 - 1000    │    0,033 (0,33)    │
│                      │                    │                    │
│Очень рыхлый          │     1000 - 1500    │    0,015 (0,15)    │
│сильноувлажненный,    │                    │                    │
│сапропель             │                    │                    │
│                      │                    │                    │
│Жидкий, сапропель     │       > 1500       │   < 0,007 (0,07)   │
└──────────────────────┴────────────────────┴────────────────────┘

4.1.9. Значения средних давлений для отдельных типов гусеничных машин не должны превышать норм, приведенных в табл. 6.

Таблица 6

┌──────┬───────────┬─────────┬─────────┬─────────┬───────────────┐
│Марка │   Масса   │ Ширина  │ Опорная │ Площадь │Среднее удель- │
│машины│снаряженной│  звена  │  длина  │опирания,│ное давление,  │
│      │машины, кг │гусеницы,│гусеницы,│ кв. см  │МПа (кгс/кв.   │
│      │           │   мм    │   мм    │         │см)            │
├──────┼───────────┼─────────┼─────────┼─────────┼───────────────┤
│ДТ-54 │5400       │   390   │  1795   │  14000  │0,039 (0,39)   │
│Т-100 │11400      │   500   │  2375   │  23750  │0,048 (0,48)   │
│Т-140 │15100      │   700   │  2570   │  36000  │0,042 (0,42)   │
│ГАЗ-47│3750 + 1000│   390   │  3630   │  28314  │0,017 (0,17)   │
│      │<*>        │         │         │         │               │
│АТЛ   │6300 + 2000│   314   │  3058   │  18910  │0,034 - 0,047  │
│      │<*>        │         │         │         │(0,34 - 0,47)  │
│ГТТ   │8200 + 2000│   540   │  4047   │  43686  │0,020 - 0,024  │
│      │<*>        │         │         │         │(0,20 - 0,24)  │
└──────┴───────────┴─────────┴─────────┴─────────┴───────────────┘

------------------------------------

<*> Масса машины в снаряженном состоянии + масса груза.

4.1.10. Практически можно считать, что тракторы и экскаваторы болотной модификации с давлением на грунт 0,025 МПа (0,25 кгс/кв. см) могут работать с предусмотренной технологическими параметрами нагрузкой на осушенной болотной залежи; если залежь не осушена, то допустим лишь один проход.

Тракторы и экскаваторы общего назначения, имеющие давление на грунт около 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см), для работы на поверхности слабого грунта непригодны.

4.1.11. Допустимое время стоянки на промороженном грунте не должно превышать значений, приведенных в табл. 7.

Таблица 7

┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│Коэффициент запаса│         Допустимое время стоянки, ч,        │
│  прочности <*>   │         при температуре воздуха, °C         │
│                  ├─────────┬────────────┬─────────────┬────────┤
│                  │-5 и выше│от -5 до -10│от -10 до -15│ниже -15│
├──────────────────┼─────────┼────────────┼─────────────┼────────┤
│       1,1        │   0,0   │    0,0     │     0,0     │   0,0  │
│       1,2        │   0,0   │    0,1     │     0,2     │   0,5  │
│       1,3        │   0,1   │    0,5     │     2,0     │   4,0  │
│       1,4        │   0,3   │    2,4     │     8,0     │  20,0  │
│       1,5        │   1,0   │    7,0     │    24,0     │  24,0  │
│       1,6        │   2,0   │   18,0     │      -      │    -   │
│       1,7        │   5,0   │   24,0     │      -      │    -   │
│       2,0        │  24,0   │     -      │      -      │    -   │
└──────────────────┴─────────┴────────────┴─────────────┴────────┘

------------------------------------

<*> Отношение расчетной нагрузки на ледяной покров к фактической.

4.1.12. Рекомендуемые конструкции земляного полотна в зависимости от типа болота, категории дороги и глубины залегания торфяной толщи предоставлены в табл. 8.

Таблица 8

┌──────┬─────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│ Тип  │ Глубина │  Рекомендуемая конструкция земляного полотна  │
│болота│болота, м│              по категории дороги              │
│      │         ├────────┬───────────────────┬──────────────────┤
│      │         │   I    │     II и III      │      IV и V      │
├──────┼─────────┼────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│I-А   │< 2      │Полное  │Полное выторфовыва-│Массивная насыпь, │
│      │         │выторфо-│ние; торф в нижней │отсыпаемая на по- │
│      │         │вывание │части насыпи       │верхность залежи  │
│      │         │        │                   │                  │
│      │2 - 4    │То же   │То же              │То же             │
│      │         │        │                   │                  │
│I-Б   │3        │-"-     │Полное выторфовыва-│-"-               │
│      │         │        │ние или дренажные  │                  │
│      │         │        │прорези (для плот- │                  │
│      │         │        │ных торфов); торф в│                  │
│      │         │        │нижней части насыпи│                  │
│      │         │                            │                  │
│      │4        │Вертикальные дрены          │-"-               │
│      │         │                            │                  │
│II-А  │< 2      │Полное  │Полное выторфовыва-│Облегченная плава-│
│      │         │выторфо-│ние; торф в нижней │ющая насыпь       │
│      │         │вывание │части насыпи       │                  │
│      │         │                            │                  │
│      │2 - 6    │Посадка на минеральное дно  │То же             │
│      │         │болота                      │                  │
│      │         │                            │                  │
│II-Б  │< 6      │-       │Вертикальные дрены │Земляное полотно  │
│      │         │        │(для плотных тор-  │на промороженном  │
│      │         │        │фов); торф в нижней│основании         │
│      │         │        │части насыпи       │                  │
│      │         │        │                   │                  │
│      │6        │Свайная │Вертикальные дрены │Облегченная плава-│
│      │         │эстакада│(для плотных тор-  │ющая насыпь       │
│      │         │        │фов)               │                  │
│      │         │                            │                  │
│III-А │< 6      │Посадка насыпи на минераль- │Плавающие жесткие │
│      │         │ное дно болота <*>          │конструкции; уси- │
│      │         │                            │ленные насыпи     │
│      │         │                                               │
│III-Б │6        │Свайная │Прокладка трассы по болоту экономиче- │
│      │         │эстакада│ски нецелесообразна                   │
└──────┴─────────┴────────┴──────────────────────────────────────┘

------------------------------------

<*> Для дорог I и III категорий.

4.1.13. Организация и технологические приемы строительства земляного полотна на болотах должны быть приведены в соответствующих технологических картах.