14.6. Свайные работы

14.6. Свайные работы

14.6.1. Монтаж копра (сборка, подъем, вывешивание и перемещение), а также его демонтаж следует выполнять по имеющейся в паспорте схеме или по проекту, утвержденному главным инженером строящей организации, под непосредственным наблюдением мастера, механика или производителя работ.

14.6.2. С башни (фермы) копра перед ее подъемом должны быть удалены все незакрепленные детали, инструмент и другие предметы.

При подъеме копра, собранного в горизонтальном положении, следует приостановить все работы в радиусе, равном длине поднимаемой конструкции плюс 5 м.

14.6.3. Если по тем или иным причинам нужно прекратить подъем фермы, то последняя устанавливается на подведенные под нее клетки, а лебедка разгружается. Запрещается удерживать поднимаемую ферму копра тормозом лебедки.

14.6.4. Предельная масса молота и масса сваи для данного копра указываются на ферме копра или его раме. Запрещается превышать предельные массы. На копре устанавливается ограничитель подъема.

14.6.5. Грузоподъемные тросы должны направляться на барабаны лебедок через отводные блоки, установленные в верхней части копра и оборудованные ограничителями.

14.6.6. Подтаскивание сваи производится только через отводной блок, закрепленный у основания копра, по прямой линии в пределах видимости мотористом лебедки.

14.6.7. Для забивки наклонных свай разрешается применять только универсальные или специально приспособленные копры.

14.6.8. Рабочие площадки копра и лестницы для подъема должны иметь перила высотой не менее 1 м с бортовыми и средней досками; последняя располагается между перилами и бортовой доской.

На вертикальных лестницах, а также на лестницах с углом наклона к горизонту более 75° при высоте более 5 м устраиваются, начиная с 3 м, ограждения в виде дуг (колец) на расстоянии друг от друга не более 1 м с продольными связями (полосами).

14.6.9. Стальные канаты и такелажные приспособления, применяемые на свайных работах, должны соответствовать требованиям Госгортехнадзора. Коэффициент запаса прочности каната при механическом приводе - не менее 6, при ручном - 4,5.

14.6.10. Каждый копр должен иметь звуковую сигнализацию, которая подается перед пуском свайного молота.

14.6.11. Передвижение копра осуществляется по рельсовым путям или прочному горизонтальному основанию под наблюдением мастера или производителя работ. Состояние путей для передвижения копра необходимо проверять перед началом смены и в процессе работы. Во время работы копр следует закреплять на рельсах противоугонными устройствами.

Передвигать или поворачивать копры разрешается только при выключенной подаче пара (сжатого воздуха).

14.6.12. Совместный подъем сваи (шпунта) с надетым на нее сваебойным снарядом разрешается при достаточной грузоподъемности лебедки. В противном случае свая (шпунт) и сваебойный снаряд должны подниматься раздельно (последовательно).

При подъеме сваю следует удерживать от раскачивания и кручения с помощью расчалок. Крюк крана необходимо снабжать замыкающими приспособлениями.

14.6.13. При срезке верхушек не забитых до конца свай необходимо принимать меры против внезапного падения срезаемой части сваи.

14.6.14. Установка свай и сваебойного оборудования производится без перерыва до полного их закрепления на месте; не допускается оставлять их на весу. При невозможности закончить установку и закрепление поднимаемый груз (свая, молот) должен быть опущен на твердое основание.

14.6.15. При забивке свай на суше или в воде работа копра с подмостей или эстакады разрешается при условии, что последние построены по проекту, утвержденному главным инженером строящей организации, с учетом требований техники безопасности.

14.6.16. Для подачи пара (сжатого воздуха) должны применяться жесткие паровоздушные трубопроводы с шарнирным соединением. Гибкие паропроводные шланги высокого давления используются только в пределах копра и должны иметь минимальную длину.

Шланги, подводящие пар или сжатый воздух к копру, должны испытываться на прочность при давлении, в 2 раза превышающем рабочее.

14.6.17. Соединение паровых (воздушных) шлангов друг с другом и со свайным молотом выполняется не менее чем двумя хомутами. Запрещается применять проволочные скрутки.

14.6.18. При забивке свай плавучим копром необходимо обеспечить надежную расчалку последнего к якорям (или мертвякам), закрепленным на берегу или дне водоема. Постоянная связь с берегом должна осуществляться с помощью дежурной лодки, катера или по надежному пешеходному мостику.

Плавучий копр должен быть обеспечен спасательными лодками, кругами и поясами.

14.6.19. Забивка свай со льда разрешается только по специально разработанному проекту, утвержденному главным инженером строящей организации; при этом рабочая площадка должна быть очищена от снега.

Складывать сваи и другие материалы на льду разрешается только при достаточной прочности ледяного покрова и на расстоянии не менее 25 м от места забивки. Лунки во льду для погружения свай до начала работ должны быть закрыты прочными щитами.

14.6.20. Запрещается находиться под поднятым и незакрепленным свайным молотом.

14.6.21. Во время перерыва в работе свайный молот должен быть опущен в нижнее положение и закреплен на стреле копра.

14.6.22. При работе копровой лебедки нельзя допускать ее резкого торможения, чтобы не перегружать трос.

14.6.23. На барабане лебедки всегда должно оставаться не менее двух витков троса. Лебедка должна быть снабжена тросоукладчиком.

14.6.24. При забивке свай дизель-молотом необходимо:

заливать в бачок молота только отфильтрованное дизельное топливо;

не допускать подскакивания ударной части до верхней траверсы;

немедленно прекращать работы при обнаружении погнутости направляющих штанг;

запрещать запускать дизель-молот, наливая на головку поршня бензин.

14.6.25. Закреплять вибропогружатель на головке сваи или оболочки следует по специально разработанному для данного типа вибропогружателя и сваи (оболочки) проекту.

14.6.26. До начала работы и не менее 2 раз в смену необходимо тщательно осматривать вибропогружатель: болтовые соединения, сварные швы наголовника, концевые гайки, соединения проводов и другие детали.

При обнаружении замыкания на корпус вибропогружателя или каких-либо других неисправностей работу необходимо прекратить и принять меры к их устранению. Не допускается забивка сваи при неплотном соединении ее с наголовником, а также при наличии боковых колебаний и стука.

14.6.27. Вибропогружатель следует включать только после опускания его на сваю и ослабления поддерживающих полиспастов. Ослабленное состояние полиспастов должно сохраняться в течение всей работы вибратора (в случае аварии с наголовником вибратор может упасть и вызвать динамический рывок полиспаста). При каждом перерыве в работе вибратор необходимо выключать.

14.6.28. Грузоподъемность используемого для вибропогружения крана должна составлять не менее удвоенного суммарного веса вибропогружателя и погружаемой сваи (оболочки).

14.6.29. Поднимать и опускать подмывные трубы, устройства для удаления грунта из полости оболочки и труб следует специальными лебедками или кранами.

14.6.30. Пробуренные скважины для грунтовых свай должны быть перекрыты щитами.

При устройстве скважин взрывным способом надо соблюдать требования "Единых правил безопасности при взрывных работах" с Изменениями N 9.

14.6.31. "Бабы" для ручной забивки свай должны быть снабжены достаточным количеством ручек: массой до 100 кг - четырьмя, свыше 100 кг - шестью. Ручки должны быть гладкими, иметь сечение овальной формы и располагаться по периметру "бабы" равномерно и с достаточным зазором, чтобы избежать повреждения пальцев работающих.

14.6.32. При забивке свай с подвесных подмостей необходимо тщательно проверить их устойчивость и прочность, а также в течение всего времени производства работ расчаливать их веревками (канатами). Запрещается устраивать подмости высотой более 3 м.

14.6.33. При забивке свай с помощью ворота или лебедки необходимо соблюдать следующие требования:

ворот или лебедка должны быть надежно закреплены;

подшипник ворота должен быть прочным и надежно закрепляться в теле ворота и захватываться хомутами;

аншпуги должны быть прочными, изготовленными из упругого и вязкого дерева;

лебедка должна иметь надежно действующие храповую собачку с пружиной и ленточный тормоз, препятствующие обратному вращению барабана лебедки.

Запрещается использовать лебедку при наличии каких-либо неисправностей, а также лебедки, не имеющие тормозов.

14.6.34. При возникновении необходимости удалить загнившую часть сваи опорной стойки моста следует принять следующие меры безопасности:

ремонтируемая свая или стойка освобождается от всяких нагрузок;

перед снятием поперечных и продольных горизонтальных схваток опоры взамен их должны быть поставлены необходимые временные дополнительные схватки, связи и крепления, обеспечивающие надежную устойчивость опоры;

при ремонте опор моста движение по нему должно быть ограничено в пределах, исключающих перегрузку конструкции опоры, или закрыто.

14.6.35. При ремонте всего комплекса деревянных опор, свай и стоек без разборки пролетного строения необходимо вывешивать пролетные строения в порядке очередности на временные опоры.