13.9. Лесные грузы

13.9. Лесные грузы

13.9.1. К работам по перегрузке круглого леса допускаются лица, имеющие квалификацию докера-механизатора и прошедшие обучение безопасным методам и приемам работы с лесными грузами.

13.9.2. Комплектование специализированных бригад по перегрузке круглого леса в портах следует производить с таким расчетом, чтобы на одной технологической линии число рабочих, проработавших на грузовых работах менее 6 месяцев, составляло не более 30% от общего числа рабочих в технологической линии.

13.9.3. Комплектование бригад для перегрузки круглого леса в портах, а также для перегрузки круглого леса с помощью стропов и из воды должно производиться из числа докеров-механизаторов, прошедших предварительное обучение безопасным методам и приемам работы с лесными грузами на рабочих местах и проработавших на грузовых работах не менее 6 месяцев.

13.9.4. Старшими технологических звеньев (звеньевыми) во всех случаях должны назначаться докеры-механизаторы, имеющие опыт работы с лесными грузами и квалификацию не ниже III класса.

13.9.5. Перегрузку лесных грузов следует по возможности производить пакетным способом с применением специальных грузозахватных приспособлений.

Перегрузка непакетированного круглого леса должна производиться преимущественно с помощью лесных грейферов. Перегрузка круглого леса с помощью стальных стропов допускается только с применением роликовых скоб. Строповка груза производится двумя стропами способом "в удав".

13.9.6. Строповка круглого леса и других лесных грузов длиной до 3,0 м допускается одним стропом "в удав" с применением роликовой скобы.

13.9.7. При погрузке леса из воды в случае ручной строповки для формирования "подъема" должно быть устроено наплавное сооружение, состоящее из бонов. Разрыв между звеньями бонов не должен превышать 250 мм, а их ширина должна быть не менее 1,0 м; верхняя сторона бревен должна покрываться настилом из плотно подогнанных досок толщиной не менее 50 мм или стесываться и не иметь выступающих гвоздей, скоб и т.п.

13.9.8. Ширина переходных бонов или мостков, с которых рабочие проталкивают лес для формирования "подъема", должна быть не менее 1,2 м с настилом из досок толщиной не менее 50 мм.

13.9.9. У места работы по погрузке леса из воды постоянно должны находиться спасательные средства (спасательные круги, линь, багры).

Рабочие, работающие на плотах, должны быть одеты в спасательные жилеты.

13.9.10. При выгрузке леса из воды и выборке его из плотов ("сигар") во избежание перегрузки крана необходимо определять массу "подъема" по объему, относительной плотности древесины и сплоточной ведомости.

Для выборки леса из плотов ("сигар") места работы должны быть обеспечены специальными переносными мостками, имеющими с нижней стороны металлические шипы.

13.9.11. Перед выгрузкой леса из трюмов в воду (погрузкой из воды в трюм) акваторию рабочей зоны следует ограничить специальным ограждением из буев или бонов с соответствующими предупредительными знаками.

13.9.12. При выгрузке леса из трюмов в воду запрещается производить навешивание гаков самоотцепа на качающемся "подъеме". При качке с креном судна более 5° выгрузка запрещается.

13.9.13. Передвижение рабочих по обледенелым и мокрым бревнам на штабелях, платформах, полувагонах, автомашинах и палубах судов при скорости ветра свыше 12 м/с запрещается.

13.9.14. В торце штабелей круглого леса должны быть установлены подпорные устройства, предупреждающие раскатывание (развал) штабеля.

13.9.15. Производить укладку леса на штабель в трюме или на палубе судна следует ровными рядами, так, чтобы не было откосов, уступов, "колодцев".

13.9.16. Для разворота "подъема" леса в нужном направлении должны применяться багры.

13.9.17. Раскатку бревен следует производить с применением металлических ломов, багров или ручных крючков (багорков).

13.9.18. Для обеспечения безопасности портовых рабочих при загрузке круглого леса в подпалубное пространство судовладелец по согласованию с Государственной инспекцией труда устанавливает норматив свободного пространства между верхним рядом бревен и нижней кромкой комингса трюма (твиндека) по типам судов с учетом их рациональной загрузки и обеспечения безопасности мореплавания.

13.9.19. Подача круглого леса в подпалубное пространство должна производиться при помощи канифас-блоков с соблюдением требований п. п. 4.2.14 - 4.2.15 настоящих Правил.

Работающие в трюме должны находиться в безопасной зоне, в стороне, противоположной движению бревен. Запрещается подравнивание бревен в "подъем" на весу.

13.9.20. При погрузке леса судовыми средствами запрещается одновременно подавать груз в смежные люки грузовых трюмов.

13.9.21. Установка стоек должна производиться с применением судовых или береговых грузоподъемных средств.

13.9.22. При строповке леса грузовые стропы должны находиться на равном расстоянии от торцов "подъема", исключающем перекос, но не менее 0,5 м и не более половины длины подъема, заключенного между стропами.

13.9.23. При перегрузке леса запрещается:

(01) ходить по бревнам, приподнятым стропом;

(02) находиться в просвете люка трюма;

(03) производить раскатку леса без применения багров, ломов или ручных багорков;

(04) держать стропы в натянутом состоянии в момент отдачи болта роликовой скобы грузового стропа;

(05) подавать лес в подпалубное пространство путем раскачивания "подъема";

(06) применять "восьмерки" вместо роликовых скоб.

13.9.24. Перегрузка круглого леса с помощью грейферов должна производиться с соблюдением следующих условий:

(01) грейфер должен полностью заполняться бревнами и обжимать их, исключая возможность выпадения отдельных бревен. При зажатии отдельных бревен челюстями грейфера, крановщик должен произвести повторный захват груза;

(02) снятие и установка стоек с помощью грейфера запрещается;

(03) выгрузка леса и снятие "шапки" с платформ и полувагонов разрешается только после освобождения груза от крепежных стяжек и материалов и принятия мер по предотвращению падения бревен.

13.9.25. Складирование круглого леса производить в соответствии с Приложением 3.

Допускается складирование короткомерного леса длиной до 1,0 м и дров "навалом" и "конусом" с помощью лесного грейфера. Нахождение людей на таких штабелях запрещается.

13.9.26. При перегрузке лесных грузов с помощью лесного грейфера нахождение людей на штабеле, в проходах, проездах между штабелями и в зоне перемещения груза запрещается.

13.9.27. Укладка леса грейферами в штабели без прокладок проводится при условии, что штабель размещается между достаточно прочными подпорными стойками, а высота штабеля не превышает высоту подпорных устройств. Разборка таких штабелей вручную не допускается.

13.9.28. При перегрузке круглого леса с использованием торцевальной машины необходимо выполнять следующие требования:

(01) управление работой торцевальной машины должно быть дистанционным;

(02) для управления работой торцевальной машины назначается портовый рабочий, имеющий удостоверение на право управления, удостоверение сигнальщика и II квалификационную группу по электробезопасности;

(03) работа по торцеванию леса должна производиться без применения ручного труда.

13.9.29. Выгрузка "шапок" полувагонов и платформ должна производиться двумя стропами в "люльку"; снятие стяжек и других крепежных материалов "шапки" производится на причале (складе).

13.9.30. При необходимости расформирования "шапок" на полувагоне или платформе перед выгрузкой следует произвести раскрепление "шапки", снятие крепежных материалов, принимая меры, предупреждающие возможный развод (раскатывание) бревен.

13.9.31. Выгрузка короткомерного леса через люки крытых вагонов запрещается.

13.9.32. Перегрузка балансов при помощи автопогрузчиков без предварительного их пакетирования или применения специальных захватов запрещается.

При перегрузке автопогрузчиком пакетов с короткомерным круглым лесом подъем и перемещение пакетов с нарушенной обвязкой не допускаются.

13.9.33. Конструкция мерных станков для пропсов, балансов и другого леса должна обеспечивать свободное навешивание стропов на пакет ("подъем").

13.9.34. При работах, связанных с передвижением портовых рабочих по мокрому и скользкому лесу, необходимо пользоваться специальной обувью или специальными приспособлениями, предупреждающими скольжение ног.

13.9.35. Шпалы и другие лесоматериалы, обработанные креозотом или другими антисептиками, должны поступать и перегружаться в порту только в пакетированном виде.