2. Основные задачи
2.1. Предварительный анализ и выбор средств программного обеспечения для моделирования, в том числе:
- обозначение целей и задач разрабатываемого проекта организации движения;
- выявление наиболее проблемных участков, узлов, сегментов и перегонов, элементов обустройства, технических средств регулирования в том числе с точки зрения влияния на устойчивое функционирование сети в целом;
- ранжирование проблемных элементов сети в зависимости от уровней обслуживания, задержек, и других показателей;
- предварительный прогноз развития ситуации с дорожным движением на рассматриваемом участке с учетом темпов роста автомобилизации, существующих планов развития территории и транспортной инфраструктуры на краткосрочный и среднесрочный период;
- планирование состава работ и формулировка задачи модельного эксперимента;
- подбор наиболее подходящих методов моделирования и программного обеспечения;
- выработка предварительных рекомендаций по совершенствованию организации дорожного движения на рассматриваемом участке, увеличению его пропускной способности, снижению величины задержек, повышению безопасности и т.д.;
2.2. Сбор и подготовка исходных данных для построения модели, а также ввод полученных данных в модель, в том числе:
- подготовка полного набора качественных исходных данных, необходимых для построения модели (необходимые типы исходных данных, выбранные технологии проведения замеров, расположение мест проведения замеров, временной промежуток замеров, прочие источники данных) <5>;
--------------------------------
<5> "Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Использованию программных продуктов математического моделирования транспортных потоков при оценке эффективности проектных решений в сфере организации дорожного движения" (согласованы Минтрансом России 13.07.2017).
- ввод полученных данных в модель согласно руководствам к конкретным программным продуктам;
2.3. Верификация и валидация модели, в том числе:
- проверка отсутствия ошибок непосредственно при вводе численных параметров;
- уточнение корректности базовых настроек и соотношений элементов модели;
- учет специфических факторов;
- проведение сравнительного анализа наблюдаемых выходных характеристик реальной системы и итоговых данных, получаемых в результате выполнения имитационных экспериментов над компьютерной моделью;
2.4. Выполнение экспериментов, интерпретация и анализ их результатов, в том числе:
- внесение изменений в модель согласно разработанным планам мероприятий;
- проведение серии экспериментов;
- обработка полученных наборов статистических показателей качества функционирования рассматриваемых вариантов схем организации дорожного движения и сравнение с базовым сценарием или между собой;
- разработка предложений по корректировке предлагаемых проектных решений (при необходимости);
- оценка предлагаемых проектных решений на основе результатов моделирования;
2.5. Прогнозирование и построение модели перспективной ситуации, в том числе:
- осуществление прогноза уровня транспортной нагрузки на перспективу с использованием макромодели транспортного спроса. В случае отсутствия такой модели использование экстраполяционных моделей, основанных на существующих тенденциях с учетом перспектив изменения структуры спроса;
- оценка адекватности полученных прогнозных значений нагрузки с точки зрения возможности физически прибыть в зону моделирования;
- анализ и учет возможных изменений в рамках других проектов, которые могут оказать влияние на рассматриваемый участок;
- моделирование перспективных проектов развития транспортной системы города с использованием транспортной модели;
- запуск модели с перспективным спросом и анализ на наличие неоправданно высоких задержек;
- подробная опись изменений в отчетной документации
2.6. Формирование отчетных материалов, в том числе:
- формирование ведомостей, форм учета исходных данных;
- документирование решений, принятых в процессе построения модели;
- составление отчета по результатам проведения моделирования в рамках разработки ПОДД <6>;
--------------------------------
<6> "Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Использованию программных продуктов математического моделирования транспортных потоков при оценке эффективности проектных решений в сфере организации дорожного движения" (согласованы Минтрансом России 13.07.2017).
2.7. Сопровождение модели, актуализация данных, в том числе:
- актуализация информационных ресурсов автоматизированной системы мониторинга транспортных потоков и дорожно-транспортных условий;
- накопление и актуализация информации для системы мониторинга транспортных потоков и отраслевых баз данных;