III. Основные функции Организации
9. Организации обеспечивают выполнение следующих работ по организации дорожного движения:
1) разработка проектов организации дорожного движения (далее - ПОДЦ). Типовое положение структурного подразделения Организации по разработке документации по организации дорожного движения приведено в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям;
2) разработка комплексных схем организации дорожного движения (далее - КСОДД);
3) моделирование дорожного движения. Типовое положение структурного подразделения Организации по анализу и моделированию транспортных и пешеходных потоков приведено в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям;
4) мониторинг дорожного движения. Типовое положение структурного подразделения Организации по мониторингу дорожного движения приведено в приложении N 6 к настоящим Методическим рекомендациям;
5) автоматизированное управление дорожным движением. Типовое положение структурного подразделения Организации по автоматизированному управлению дорожным движением приведено в приложении N 7 к настоящим Методическим рекомендациям.
10. При разработке ПОДЦ Организации обеспечивают выполнение следующих работ:
1) анализ существующей дорожно-транспортной ситуации;
2) обследование интенсивности транспортных потоков;
3) камеральная обработка результатов полевых работ, в том числе создание и наполнение банка дорожных данных, а также обработка данных об интенсивности транспортных потоков;
4) подготовка проектных решений, при необходимости вариантов проектирования, в том числе схем дислокации дорожных знаков и разметки;
5) расчет объемов строительно-монтажных работ;
6) расчет технико-экономических показателей в случае разработки ПОДЦ для территории одного или нескольких муниципальных образований;
7) согласование проектной документации с уполномоченными организациями.
11. При разработке КСОДД для сетей или участков дорог Организации обеспечивают выполнение следующих работ:
1) анализ сложившейся ситуации по организации дорожного движения на территории, в отношении которой осуществляется разработка КСОДД;
2) подготовка предложений и решений по основным мероприятиям организации дорожного движения (варианты проектирования);
3) проведение укрупненной оценки предлагаемых вариантов проектирования с использованием моделирования дорожного движения с последующим выбором предлагаемого к реализации варианта;
4) формирование мероприятий по организации дорожного движения для предлагаемого к реализации варианта проектирования;
5) определение очередности реализации мероприятий;
6) проведение оценки требуемых объемов финансирования мероприятий по организации дорожного движения и эффективности организации дорожного движения вследствие их реализации.
12. При моделировании транспортных и пешеходных потоков Организации обеспечивают выполнение следующих работ:
1) предварительный анализ и выбор средств программного обеспечения для моделирования, в том числе:
обозначение целей и задач разрабатываемого проекта организации движения;
выявление наиболее проблемных участков, узлов, сегментов и перегонов, элементов обустройства, технических средств регулирования в том числе с точки зрения влияния на устойчивое функционирование сети в целом;
ранжирование проблемных элементов сети в зависимости от уровней обслуживания, задержек и других показателей;
предварительный прогноз развития ситуации с дорожным движением на рассматриваемом участке с учетом темпов роста автомобилизации, существующих планов развития территории и транспортной инфраструктуры на краткосрочный и среднесрочный период;
планирование состава работ и формулировка задачи модельного эксперимента;
подбор наиболее подходящих методов моделирования и программного обеспечения;
выработка предварительных рекомендаций по совершенствованию организации дорожного движения на рассматриваемом участке, увеличению его пропускной способности, снижению величины задержек, повышению безопасности;
2) сбор и подготовка исходных данных для построения модели, в том числе: подготовка полного набора качественных исходных данных, необходимых для построения модели (необходимые типы исходных данных, выбранные технологии проведения замеров, расположение мест проведения замеров, временной промежуток замеров, прочие источники данных) <1>;
--------------------------------
<1> "Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Использованию программных продуктов математического моделирования транспортных потоков при оценке эффективности проектных решений в сфере организации дорожного движения" (согласованы Минтрансом России 13.07.2017).
ввод полученных данных в модель, согласно руководствам использования конкретных программных продуктов;
3) ввод полученных данных в модель;
4) верификация модели, в том числе:
проверка отсутствия ошибок непосредственно при вводе численных параметров;
уточнение корректности базовых настроек и соотношений элементов модели;
учет специфических факторов;
проведение сравнительного анализа наблюдаемых выходных характеристик реальной системы и итоговых данных, получаемых в результате выполнения имитационных экспериментов над компьютерной моделью;
5) валидация модели;
6) выполнение экспериментов, интерпретация и анализ их результатов, в том числе:
внесение изменений в модель согласно разработанным планам мероприятий;
проведение серии экспериментов;
обработка полученных наборов статистических показателей качества функционирования рассматриваемых вариантов схем организации дорожного движения и сравнение с базовым сценарием или между собой;
разработка предложений по корректировке предлагаемых проектных решений (при необходимости);
оценка предлагаемых проектных решений на основе результатов моделирования;
7) прогнозирование и построение модели перспективной ситуации (при необходимости), в том числе:
осуществление прогноза уровня транспортной нагрузки на перспективу с использованием макромодели транспортного спроса. В случае отсутствия такой модели использование экстраполяционных моделей, основанных на существующих тенденциях с учетом перспектив изменения структуры спроса;
оценка адекватности полученных прогнозных значений нагрузки с точки зрения возможности физически прибыть в зону моделирования;
анализ и учет возможных изменений в рамках других проектов, которые могут оказать влияние на рассматриваемый участок;
моделирование перспективных проектов развития транспортной системы города с использованием транспортной модели;
запуск модели с перспективным спросом и анализ на наличие неоправданно высоких задержек;
подробная опись изменений в отчетной документации;
8) формирование отчетных материалов, в том числе:
формирование ведомостей, форм учета исходных данных;
документирование решений, принятых в процессе построения модели;
составление отчета по результатам проведения моделирования в рамках разработки ПОДД <2>.
--------------------------------
<2> "Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Использованию программных продуктов математического моделирования транспортных <...>.
9) сопровождение модели, актуализация данных, в том числе:
актуализация информационных ресурсов автоматизированной системы мониторинга транспортных потоков и дорожно-транспортных условий;
накопление и актуализация информации для системы мониторинга транспортных потоков и отраслевых баз данных.
13. При осуществлении мониторинга дорожного движения Организации обеспечивают выполнение следующих работ:
1) сбор, обработка, накопление и анализ данных об основных параметрах дорожного движения, в том числе:
регистрация значений параметров дорожного движения на стационарных постах учета и (или) координатно-временных параметров движения (далее - треки ГЛОНАСС/GPS) с применением транспортных средств, оснащенных средствами навигации, движущихся по заданному маршруту (контрольное транспортное средство) с соблюдением особых условий выполнения маневров обгона, установленных в пункте 28 Порядка мониторинга дорожного движения, утвержденного приказом Минтранса России от 18.04.2019 N 114 (зарегистрирован Минюстом России 18.06.2019, регистрационный N 54951) (далее - Порядок мониторинга);
осуществление обработки основных параметров дорожного движения посредством оценки и упорядочения значений параметров дорожного движения (интенсивность дорожного движения, состав транспортных средств, средняя скорость движения транспортных средств, среднее количество транспортных средств в движении, приходящееся на один километр полосы движения (плотность движения) пропускная способность дороги) и расчета параметров эффективности организации дорожного движения (средняя задержка транспортных средств в движении на участке дороги, временной индекс, уровень обслуживания дорожного движения, показатель перегруженности дорог, буферный индекс);
разработка графических материалов, выполненных на картографической подоснове схемы города, разделенной на условные транспортные районы:
матрицы корреспонденции (отдельно для легковых и грузовых автомобилей);
картограммы интенсивности движения по улично-дорожной сети (далее - УДС);
картограммы скоростей сообщения по элементам УДС;
сопоставление данных мониторинга дорожного движения с критическими значениями параметров дорожного движения в соответствии с приложением N 2 Порядка мониторинга;
осуществление регулярного пополнения объема данных мониторинга дорожного движения;
2) разработка мероприятий по повышению эффективности организации дорожного движения путем размещения на дороге технических средств организации дорожного движения;
3) подготовка предложений по оптимизации циклов светофорного регулирования, управление светофорными объектами, включая адаптивное управление, в том числе выполнение следующих работ:
изучение условий дорожного движения с целью внесения предложений по совершенствованию работы светофорных объектов для улучшения условий и обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов;
разработка предложений по изменению существующих программ светофорного регулирования на участках автомобильных дорог и транспортных узлах, направленных на улучшение условий дорожного движения, повышение пропускной способности и безопасности дорожного движения;
обеспечение рациональной работы дорожных контроллеров, детекторов различного типа (контактного действия, бесконтактные детекторы, видео и инфракрасные детекторы, проходные детекторы, детекторы присутствия, детекторы стоп-линий, тактические детекторы, стратегические детекторы) на обслуживаемых участках дорожной сети;
разработка технических заданий на переоборудование, изменение режимов работы светофорных объектов, основных требований на их проектирование;
ведение базы данных о реализованных мероприятиях по изменению режимов работы светофорных объектов;
4) формирование отчетных материалов, в том числе:
формирование задания на проведение обследования основных параметров дорожного движения;
создание форм учета значений основных параметров дорожного движения;
разработка форм отчетных данных об основных параметрах дорожного движения;
определение значений уровней обслуживания дорожного движения в соответствии с приложением N 2 к Порядку мониторинга;
подготовка заключения, содержащего информацию о результатах мониторинга дорожного движения;
5) информирование пользователей автомобильных дорог о состоянии организации дорожного движения.
14. При автоматизированном управлении дорожным движением Организации обеспечивают выполнение следующих работ:
1) оценка текущей дорожно-транспортной ситуации, в том числе:
сбор и анализ данных о транспортной ситуации, включая показатели потоков на индивидуальном и общественном транспорте, особенности действующей организации дорожного движения, параметры элементов транспортной инфраструктуры и иные факторы;
обеспечение автоматического поиска и прогнозирования мест заторов с выбором соответствующих управляющих воздействий;
обеспечение возможности визуального наблюдения за движением транспортных средств на участках дорожной сети и автомагистралях с помощью телевизионной аппаратуры;
фото- и видеофиксация условий дорожного движения на участках дорожной сети;
2) управление распределением транспортных средств на дорогах, в том числе:
разделение движения транспортных средств на однородные группы в зависимости от скорости и направления движения, а также распределение их по времени движения;
использование детекторов, формирующих сигналы прохождения транспортных единиц с разделением их по типам автомобилей;
автоматическое информирование участников движения с помощью динамических информационных табло и управляемых дорожных знаков о дорожно-транспортной ситуации (ДТП, заторы, дорожные работы и т.д.) в процессе движения транспортных потоков;
организация движения грузового транспорта, включая эксплуатацию систем весового контроля;
организация приоритетного движения муниципального и коммерческого городского общественного пассажирского транспорта;
разработка предложений по оптимизации схем организации дорожного движения;
изучение и подготовка предложений о возможности внедрения передового зарубежного опыта организации дорожного движения и опыта других регионов России, используемых методов, средств управления дорожным движением, программных продуктов по корректировке режимов управления светофорными объектами;
3) реагирование на изменение ситуации на дорогах посредством использования технических средств организации дорожного движения и средств информирования пользователей дорог, в том числе:
развитие интерактивных сервисов информирования о дорожно-транспортной обстановке;
обеспечение рациональной работы видеодетекторов, больших информационных табло, табло управляемых дорожных знаков, цифровых табло времени на обслуживаемых участках дорожной сети;
обеспечение эффективной работы информационной системы для сообщения участникам движения о фактической загрузке магистралей, рекомендуемых направлениях движения, состоянии окружающей среды;
разработка предложений по изменению существующих схем организации дорожного движения на отдельных участках УДС и транспортных узлах, направленных на улучшение условий дорожного движения, повышение пропускной способности и безопасности дорожного движения;
4) взаимодействие с оперативными службами при возникновении дорожно-транспортных и иных чрезвычайных происшествий на дорогах, в том числе:
осуществление информационного воздействия с экстренными оперативными службами города;
разработка вариантов оперативных решений на основе предусмотренных сценариев управления;
эксплуатация и развитие ситуационного центра, реагирование в кризисных и в нештатных ситуациях, возникающих в процессе дорожного движения, оперативное информирование населения о планируемых изменениях в организации дорожного движения и изменениях текущей дорожно-транспортной ситуации;
5) управление работой светофорных объектов и управляемых дорожных знаков для оптимизации движения транспортных средств, в том числе при возникновении чрезвычайных происшествий, в том числе:
подготовка оперативных решений, выбор сценариев управления движением, в зависимости от складывающейся дорожно-транспортной ситуации, на основе данных, поступающих от смежных и внешних систем;
централизованное координированное управление техническими средствами регулирования и организации дорожного движения по разработанным сценариям;
анализ и прогноз параметров транспортного потока с учетом постоянных и переменных показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги, параметров транспортного потока и метеорологических условий;
анализ и прогноз дорожно-транспортных ситуаций и дорожных условий;
выявление ДТП и других инцидентов, оперативное реагирование на них, а также информирование участников движения, специальных и экстренных служб.