§ 17 ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА. Выставление оценок, штрафные баллы, определение победителя

§ 17. Выставление оценок, штрафные баллы,
определение победителя

1. Выставление оценок производится арбитрами непосредственно после окончания каждого выступления. После этого арбитры передают протоколы в секретариат для дальнейшей обработки результатов. Общая сумма баллов, полученная спортсменами за выступление, отображается на видеотабло. В случае отсутствия электронной системы организации судейства на месте соревнований, после каждого выступления объявляются общее количество баллов за технику и артистизм (раздельно и вместе) и (если есть техническая возможность) оценки каждого из судей. На выставление оценки судьям отводится 2 минуты после окончания выступления.

Каждый судья выставляет в протоколе соревнований оценку от нуля до максимально возможной с шагом 0,05 балла по каждому критерию.

Правила предусматривают снижение оценки за использование каких-либо приемов или действий, способных спровоцировать получение травмы спортсменами или зрителями. Фехтовальный бой в арт-фехтовании ведется без каких-либо защитных приспособлений. Безопасность участников обеспечивается за счет освоения ими специфики ведения постановочных поединков и за счет грамотного применения действий защиты и нападения.

2. После каждого выступления судьи заносят оценки в личные протоколы. В любой дисциплине максимальное количество баллов - 30. Баллы распределяются между технической и артистической сторонами выступления следующим образом: технический аспект - максимум 18 баллов, артистический аспект - максимум 12 баллов.

2.1. Оценка за технику исполнения ("Технический аспект"):

Критерии
Количество баллов
Базовая техника фехтования, мастерство владения оружием, безопасность, слаженность действий
10 баллов
Сложность программы, общий уровень, оснащенность действиями
8 баллов
Максимальное количество баллов
18 баллов

При оценивании базовой техники фехтования учитывается правильность принятия боевой стойки, держания оружия, выполнения основных приемов маневрирования, позиций и защит, техника выполнения основных приемов нападения и разновидностей действий.

Мастерство владения оружием характеризуют согласованность (временная, пространственная, ритмическая) действий партнеров, логичность действий в боевых связках и виртуозность владения оружием (которая проявляется в "легкости" и в относительно высокой скорости маневрирования и противодействия оружием и защитным снаряжением без потерь качества исполнения).

Критерий "безопасность" учитывает, насколько спортсмены владеют спецификой ведения постановочных поединков, насколько грамотно исполняют атакующие и защитные действия и выполняют требования правил безопасности и технического регламента.

Слаженность действий подразумевает пространственно-временную согласованность взаимодействий, взаимоперемещений и движений оружием партнеров, отсутствие сбоев в выступлении.

Сложность композиции, с одной стороны, отражает насыщенность программы технически сложными комбинациями элементов боя с высоким качеством их выполнения, а с другой стороны, отображает общий уровень мастерства фехтовальщиков, оснащенность действиями в ведении условного поединка, количество спортсменов в выступлении, количество одновременно используемого оружия, наличие и свойства исторического защитного снаряжения и т.п.

2.2. Оценка за артистичность исполнения ("Артистический аспект"):

Критерии
Максимальное количество баллов
Артистизм, выразительность (музыкальная, пластическая, эмоциональная)
Композиционное построение программы, оригинальность сюжета/постановки, костюмы и оружие, защитное снаряжение, декорации, общее впечатление
12 баллов

Артистизм в оценивании эстетико-художественной стороны выступления рассматривается судьями как воплощение выбранного образа. Также в этом критерии учитывается наличие в номере сюжета, его драматическая целостность.

Выразительность (музыкальная, пластическая, эмоциональная) учитывает построение композиции с учетом музыкальных акцентов, красоту движений тела, свободу движений, удачные акценты при построении фехтовальных фраз, органичность постановки и звукового сопровождения.

Композиционное построение постановки подразумевает распределение действия по сценическому пространству, интересные сценические акценты, выбор ракурсов, наиболее удачных для зрителей, уровень светового и звукового сопровождения.

Общее впечатление подразумевает впечатление, производимое выступлением в целом - насколько едино и органично оно смотрится.

Артистизм, выразительность и композиционное построение являются основными компонентами оценки. Остальные составляющие носят поощрительный характер. Особое место занимает компонент "Соответствие эпохе костюмов, оружия/оригинальность сюжета". "Соответствие оружия и костюмов заявленной эпохе" является условием, обязательным к выполнению в дисциплинах "Арт-фехтование - дуэт - античность", "Арт-фехтование - дуэт - от XVI века", "Арт-фехтование - группа - античность", "Арт-фехтование - группа - от XVI века". А "оригинальность сюжета" имеет равноценное значение для выступлений в дисциплинах "Арт-фехтование - дуэт - свободный стиль", "Арт-фехтование - группа - свободный стиль".

3. Хронометраж состоит из времени самого выступления в целом и времени, затраченного на демонстрацию собственно арт-фехтования:

Дисциплина
Максимальная продолжительность выступления
Минимальное время показа арт-фехтования
Арт-фехтование - дуэт
4 минуты
2 минуты
Арт-фехтование - группа
6 минут
3 мин. 30 сек.
Арт-фехтование - упражнение соло
2 минуты
1 мин. 20 сек.
Арт-фехтование - упражнение группа
2 мин. 30 сек.
2 минуты

Превышение временного регламента и несоблюдение продолжительности показа приемов фехтования штрафуется снижением оценки.

Время выступления: хронометраж осуществляется судьей-хронометристом при помощи секундомера. Отсчет времени ведется с момента начала выступления и прекращается с окончанием выступления.

Началом выступления считается любой из вариантов, осуществленный спортсменами первым:

- выход первого участника на сцену (в случае, если до начала выступления на сцене никого нет)

- первое движение участника на сцене (в случае, если к началу выступления спортсмен(ы) уже заняли исходное положении на сцене)

- включение звукового сопровождения (в случае, если звуковое сопровождение начинается раньше движения участников или их выхода на сцену).

Окончанием выступления считается любой из вариантов, осуществленный спортсменами последним:

- последнее движение участников на сцене (в случае, если они остаются на сцене)

- уход последнего из участников со сцены (в случае, если участники покидают сцену)

- остановка звукового сопровождения (в случае, если это происходит после окончания любых движений участников)

- прекращение светового сопровождения (в случае, если световое сопровождение прекращается после всех остальных вариантов окончания выступления).

Возможны и иные варианты начала/окончания выступлений спортсменов. В этом случае тренер обязан заранее проинформировать судейскую коллегию о тех или иных особенностях выступления и согласовать возможность тех или иных вариантов. В этом случае перед началом соревнований главный судья инструктирует судей-хронометристов конкретно по каждому выступлению.

Время, затраченное непосредственно на фехтование: хронометраж осуществляется судьей-хронометристом при помощи секундомера. Отсчет времени начинается с любого движения, связанного с фехтовальной практикой и прекращается по ее окончании.

Началом фехтовальной практики можно считать:

- для дисциплин "Арт-фехтование - упражнение соло" и "Арт-фехтование - упражнение группа" - первое действие спортсмена, связанное с фехтованием (принятие боевой стойки с обязательной демонстрацией атакующего или защитного действия/позиции оружием, осуществление какого-либо иного фехтовального приема или действия);

- для дисциплин "Арт-фехтование - дуэт" и "Арт-фехтование - группа" - первое контактное противодействие партнеров оружием. Принятие спортсменами боевой стойки, перемещения в ней и манипуляции оружием без непосредственного контакта клинками (древками) оружия партнеров не считается началом фехтовальной практики.

Фехтовальная практика не обязательно должна быть непрерывной на протяжении всего выступления. В случае наступления паузы (но не окончания) в фехтовальной практике секундомер не выключается еще 10 секунд. В случае невозобновления спортсменами фехтовальной практики по истечении 10-секундной паузы, хронометраж прерывается. И возобновляется с продолжением фехтовальной практики до следующей паузы в ней. Время фехтовальной практики по ходу всего выступления суммируется. Продолжением фехтовальной практики считается первое после паузы противодействие оружием.

Для выступления в дисциплинах "Арт-фехтование - дуэт" и "Арт-фехтование - группа" обязательным и преобладающим, идущим в зачет фехтовальной практики, является противодействие оружием и наличие в выступлении приемов фехтования, характерных для одного из видов европейского длинноклинкового (длиннодревкового) холодного оружия. Противодействие длинноклинковым (длиннодревковым) оружием и элементами защитного снаряжения или костюма (например, меч против щита, шпага против плаща и т.п.) допустимо и идет в зачет фехтовальной практики, но оно не должно преобладать в поединке.

Противодействие длинноклинковым (длиннодревковым) оружием и другой разновидностью холодного оружия, не являющегося длинноклинковым (длиннодревковым), (например, шпага против кинжала и т.п.) допустимо и идет в зачет фехтовальной практики, но оно не должно преобладать в поединке.

Под противодействием оружием во всех определениях понимается непосредственный контакт клинками (древками) оружия партнеров.

Окончанием фехтовальной практики, как правило, считается:

- для дисциплин "Арт-фехтование - упражнение соло" и "Арт-фехтование - упражнение группа" - любое последнее действие спортсмена, связанное с фехтованием (принятие боевой стойки с обязательной демонстрацией атакующего или защитного действия/позиции оружием, осуществление какого-либо иного фехтовального приема или действия);

- для дисциплин "Арт-фехтование - дуэт" и "Арт-фехтование - группа" - последнее противодействие партнеров оружием, "смерть" всех (всех, кроме одного) исполнителей.

Возможны и иные варианты окончания фехтовальной практики. В этом случае тренер обязан заранее проинформировать судейскую коллегию о тех или иных особенностях выступления и согласовать возможность тех или иных вариантов. В этом случае перед началом соревнований главный судья инструктирует судей-хронометристов конкретно по каждому выступлению.

Любое выступление должно заканчиваться "салютом", адресованным зрителям и судьям (аналог финального поклона артистов театра). Выбор "салюта" свободный. Время исполнения финального "салюта" не учитывается во времени, отведенном для показа арт-фехтования, и не учитывается в общей продолжительности выступления. Финальный "салют" не оценивается судьями. За отсутствие финального "салюта" исполнителям начисляется штраф в 1 балл, который вычитается из суммарной оценки за выступление.

4. Штрафные санкции и дисквалификация.

Превышение времени выступления:

- на 11 - 30 секунд - снимается 0,5 балла от общей оценки;

- на 31 секунду - 1 минуту - снимается 2 балла от общей оценки;

- более чем на 1 минуту - снимается 5 баллов от общей оценки;

- более чем на 2 минуты - выступление останавливается главным судьей, и не оценивается.

Снижение времени фехтовальной практики:

- время снижено на 11 секунд - 30 секунд - штраф 5 баллов от общей оценки;

- время снижено на 31 секунду - 1 минуту - штраф 10 баллов от общей оценки;

- время снижено более чем на 1 минуту - выступление не оценивается и дисквалифицируется.

Нарушение правил безопасности и технического регламента, требований к выступлениям в каждой из дисциплин:

- до 10 баллов по усмотрению судейской коллегии.

Отсутствие в программе обязательных компонентов:

- за отсутствие в программе каждого обязательного компонента оценка снижается на 1 балл.

Потеря оружия участниками выступления:

- однократная потеря оружия во время выступления штрафуется снижением оценки за технику выступления на 1 балл;

- потеря оружия более одного раза за выступление штрафуется снижением оценки за технику выступления на 2 балла.

Нарушение целостности сценического костюма (снаряжения):

- в зависимости от степени нарушения штрафуется снижением оценки за артистический аспект на 0,25 - 1,00 балл.

Отсутствие финального "салюта":

- штрафуется снижением оценки за выступление на 1 балл.

Судейская коллегия имеет право отстранить участников от выступления, если сочтет их действия слишком жестокими или опасными для спортсменов или зрителей, а также ведущими к срыву последующих выступлений.

Эти штрафные санкции одинаковы для всех дисциплин за исключением непредвиденных обстоятельств, не зависящих от воли спортсменов.

Выступление дисквалифицируется в случае, если:

- спортсмены нарушают требования правил соревнований в части используемого оружия;

- соревновательная программа не соответствует требованиям правил соревнований к дисциплине, в которой заявлено выступление;

- спортсмены грубо нарушают правила безопасности;

- время выступления превышает допустимое больше чем на 2 минуты.

5. Подведение итогов и определение победителей.

Показателем результативности выступающих спортсменов служит полученная ими итоговая сумма баллов. Победителем считается тот спортсмен/спортсмены (в зависимости от дисциплины), который/которые набрал(и) наибольшую сумму баллов по итогам соревнований.

5.1. Итоговая сумма баллов определяется следующим образом:

- (Оценка судейской бригады А + Оценка судейской бригады Б) - штрафные баллы.

- Оценка судейской бригады А определяется как среднее арифметическое (с двумя знаками после запятой) всех выставленных арбитрами судейской бригады А оценок;

- Оценка судейской бригады Б определяется как среднее арифметическое (с двумя знаками после запятой) всех выставленных арбитрами судейской бригады Б оценок.

6. В случае набора спортсменами в одной дисциплине равного количества баллов при распределении мест следует руководствоваться следующими критериями:

- сначала спортсмен(ы), не имеющий(щие) ни одного штрафного балла;

- если рассматриваемые спортсмены имеют штрафные баллы, то преимущество имеет спортсмен(ы), получивший(шие) наилучшую оценку за технический аспект;

- если равенство остается - спортсмен(ы), имеющий(щие) наилучшую оценку за артистический аспект;

- если равенство остается - решение за судейской коллегией.