§ 1 ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА. Определение арт-фехтования

§ 1. Определение арт-фехтования

Арт-фехтование - это вид спортивной деятельности, выраженный в ведении условного постановочного поединка или выполнении упражнений со спортивным аналогом холодного оружия (далее - оружие), в соответствии с правилами соревнований.

Упомянутое ведение условного постановочного поединка - это показ судьям и зрителям заранее отрепетированного костюмированного боя на холодном оружии, поставленного с учетом специфики арт-фехтования. В свою очередь, специфика арт-фехтования складывается из следующих основных положений:

- все участники одной постановки - партнеры, входящие в состав одной команды, а не соперники;

- все действия участников постановочного поединка заранее известны и отрепетированы;

- поединок ведется без специального защитного снаряжения;

- спортсмены используют спортивные аналоги холодного оружия, имеющие защитный наконечник и не заточенные;

- запрещены любые импровизации в действиях участников;

- запрещены уколы/удары в тело партнера;

- при выполнении атакующих действий оружие останавливается в 15 - 20 см от тела партнера или же проносится по касательной к корпусу партнера на расстоянии не менее 15 см от тела;

- спортсмены владеют базовой техникой современного спортивного фехтования на рапирах и саблях, что во многом обеспечивает их безопасность при дальнейшей работе с оружием;

- основной составляющей боя является противодействие длинноклинковым (длиннодревковым) оружием;

- результатом выступления на соревнованиях является оценка судей, складывающаяся из оценки за технику владения оружием и оценки за артистический аспект.

Арт-фехтование объединяет в себе европейское фехтовальное искусство всех эпох, от античности до наших дней, а также включает "вневременное" фехтование в свободном стиле.

Арт-фехтование требует от спортсменов хорошей общефункциональной и специальной подготовки, широкого набора знаний, умений и навыков, а также:

- двигательной подготовленности и высокого уровня проявления психофизиологических свойств;

- совершенной техники фехтования на различных видах европейского холодного оружия;

- способности выступать в разных амплуа, хореографических навыков, выразительности, актерского мастерства;

- знаний исторических костюмов, оружия и истории эпохи в целом.

1. Спортивные дисциплины (далее - дисциплины).

Соревнования по арт-фехтованию проводятся по следующим спортивным дисциплинам (далее - дисциплины), включенным в ВРВС:

- "Арт-фехтование - дуэт - античность" (0200091811Л);

- "Арт-фехтование - дуэт - от XVI века" (0200101811Л);

- "Арт-фехтование - дуэт - свободный стиль" (0200111811Л);

- "Арт-фехтование - группа - античность" (0200121811Л);

- "Арт-фехтование - группа - от XVI века" (0200131811Л);

- "Арт-фехтование - группа - свободный стиль" (0200141811Л);

- "Арт-фехтование - упражнение соло" (0200071811Л);

- "Арт-фехтование - упражнение группа" (0200081811Л).

Во всех дисциплинах спортсмены представляют судейской коллегии заранее отрепетированные композиции. Любые импровизации запрещены.

Заявленные выступления должны в точности соответствовать требованиям дисциплин (см. разделы 2 - 5 данных правил). В случае невыполнения требований к дисциплине выступление дисквалифицируется.

2. Требования к оружию и контроль оружия.

В практике арт-фехтования используются спортивные аналоги колющих, рубяще-колющих, и режущих видов оружия, соответствующих выбранной дисциплине.

Используемое оружие должно представлять собой аналог оружия военного или светского типа. Либо его описание должно быть упомянуто в каком-либо печатном источнике. Во всех дисциплинах оружие, представляющее собой исторический аналог, должно быть изготовлено из исторически достоверных материалов. Соответствие историческому оружию не только по внешнему виду, но и по тактико-техническим характеристикам (ТТХ) и массо-габаритным параметрам, за исключением ТТХ и параметров, противоречащих требованиям безопасности (п. 1, п. 6) является поводом для повышения оценки за технический аспект.

В дисциплинах "Арт-фехтование - от 16 века", "Арт-фехтование - упражнение соло", "Арт-фехтование - упражнение группа", "Арт-фехтование - свободный стиль" в неинерционном оружии разрешено использование клинков, применяемых в современном спортивном фехтовании.

На соревнованиях обязательным и преобладающим в выступлении является противодействие оружием и наличие в выступлении приемов фехтования, характерных для одного из видов европейского длинноклинкового (длиннодревкового) холодного оружия. При соблюдении этих условий в постановке допускается использование спортивных аналогов оружия любой эпохи и любого континента.

Противодействие длинноклинковым (длиннодревковым) оружием и элементами защитного снаряжения (например, меч против щита и т.п.) допустимо, но оно не должно преобладать в поединке. В противном случае это повод для снижения оценки.

Для ведения поединка допускается использование в качестве оружия его бытовых имитаторов.

Длинноклинковым считается оружие с длиной клинка от острия до гарды от 0,6 метра, длиннодревковым - с длиной древка от 1,3 метра. Длина бытовых имитаторов, применяемых для фехтования, должна составлять не менее 0,6 метра. В упражнениях "соло" и "группа" разрешено использование оружия и его бытовых имитаторов общей длиной от 0,45 метра.

Все вопросы по поводу возможного использования тех или иных видов оружия согласовываются с Главной судейской коллегией (ГСК) на этапе подачи заявок на участие в соревнованиях.

В дисциплинах "Арт-фехтование - упражнение соло" и "Арт-фехтование - упражнение группа" разрешены к использованию спортивные аналоги только европейских видов холодного оружия, а также допускается использование бытовых имитаторов европейского оружия, трости и палки.

В случае нарушения требований, предъявляемых правилами соревнований к оружию спортсменов, выступление дисквалифицируется.

Неоправданное сюжетом использование спортивного оружия, применяемого в современном спортивном фехтовании (рапира, шпага, сабля) является поводом для снижения оценки за артистический аспект.

Перед началом соревнований судейской коллегией проводится контроль оружия. Контроль оружия включает в себя внешний осмотр оружия на предмет его целостности и безопасности для исполнителей, зрителей и других участников. Все замечания судейской коллегии касательно оружия участников должны быть немедленно исполнены. Ответственным лицом в данном вопросе выступает тренер команды. В случае невыполнения рекомендаций судейской коллегии команда отстраняется от участия в соревнованиях.

3. Требования к костюму для выступления.

Костюм спортсмена должен стилистически соответствовать выбранной эпохе. Исторической реконструкции костюма не требуется, но историческая стилизация должна быть качественной и создавать узнаваемость эпохи. Историческая стилизация предполагает подчеркнутую, узнаваемую имитацию оригинальных особенностей моды, стиля, фасона одежды, вооружения, экипировки определенной исторической эпохи с учетом социального положения и роли персонажа.

Костюм, исторически не соответствующий воплощаемому образу и сюжету, является поводом для снижения оценки за артистический аспект.

Костюм должен быть удобным и опрятным. Все детали костюма должны быть хорошо закреплены.

4. Требования к историческому защитному снаряжению (доспехи, шлемы, щиты и пр.).

В практике арт-фехтования используются спортивные аналоги исторического защитного снаряжения (доспехи, шлемы, щиты и т.п.), если таковое составляет с избранным оружием исторически сложившийся комплект вооружения и соответствует выбранной дисциплине, эпохе, сюжету и образу.

Используемое снаряжение должно представлять собой аналог соответствующего исторического защитного снаряжения военного или светского типа. Либо его описание должно быть упомянуто в каком-либо печатном источнике. Во всех дисциплинах защитное снаряжение, представляющее собой аналог исторического, должно быть изготовлено из исторически достоверных материалов. Соответствие историческому защитному снаряжению не только по внешнему виду, но и по тактико-техническим характеристикам и массо-габаритным параметрам является поводом для повышения оценки за технический аспект. Абсолютно точной исторической реконструкции защитного снаряжения не требуется.

Используемое защитное снаряжение должно быть удобным и опрятным. Все детали снаряжения должны быть хорошо закреплены.

Обоснованное использование защитного снаряжения, существенно усложняющего выполнение технических действий и, соответственно, увеличивающее сложность композиций, является поводом для повышения оценки за технический аспект.

Отсутствие у исполнителя защитного снаряжения, исторически соответствующего воплощаемому образу и сюжету, является поводом для снижения оценки за артистический аспект.