Приложение 18. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНСПЕКТИРОВАНИЮ ТРАСС

Приложение N 18
к Правилам вида спорта
"спортивное ориентирование"

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНСПЕКТИРОВАНИЮ ТРАСС

1. Общие положения

1.1. Инспектирование проводится с целью проверки соответствия трасс

спортивных соревнований и спортивных карт Правилам вида спорта "спортивное ориентирование".

1.2. Инспектирование трасс осуществляют специалисты инспектора трасс, которые во время проведения спортивных соревнований исполняют обязанности спортивных судей инспекторов трасс.

1.3. Для подготовки и проведения МВС ОПС назначает инспектора трасс из числа лиц включенных в утвержденный ОСФ "Список специалистов - инспекторов трасс, допущенных к работам по приему спортивных карт и трасс МВС по виду спорта "спортивное ориентирование".

1.4. Инспектор трасс, привлекается к работе ОПС и является помощником технического делегата.

1.5. Инспектирование трасс проводится на местности по спортивным картам, подготовленным для проведения конкретных спортивных соревнований.

1.6. Инспектирование проводится в два этапа:

первый этап - на предварительной стадии подготовки трасс;

второй этап - непосредственно перед соревнованиями (за несколько дней до их начала) и в ходе соревнований.

1.7. С целью организации работ инспектор должен заблаговременно связаться с ОПС и согласовать порядок и время работ, прочие организационные вопросы.

1.8. Во время проведения первого и второго этапов инспектирования ОПС обязана обеспечить наличие необходимой оргтехники (компьютер, принтер, сканер) и пакетов соответствующего картографического и дистанционного программного обеспечения.

2. Порядок предварительного инспектирования трасс.

2.1. На первом этапе инспектирования инспектору трасс представляются:

электронная версия и отпечаток спортивной карты всего района соревнований;

электронная версия и отпечаток спортивной карты со всеми КП, для данного вида программы (сводная карта);

электронная версия спортивной карты со всеми трассами вида программы;

техническая информация (в части, касающейся СТО).

2.2. На первом этапе, инспектор производит следующее:

определяет пригодность района для проведения соответствующего вида программы;

проверяет соответствие предъявленных трасс параметрам определенных Правилами вида спорта и Техническими условиями;

проверяет покрытие района спортивных соревнований устойчивой мобильной связью;

проверяет пригодность выбранных мест старта, финиша, ПВК, ТНО, и других зон и объектов трассы;

проверяет правильность и корректность выбора точек КП на местности и правильность составления их легенд;

проверяет соответствие оборудования КП;

проверяет качество СТО и состояние материально-технической базы, в том числе маркированных и обозначенных участков трассы, пунктов питания и медицинского обслуживания;

проверяет соответствие спортивной карты требованиям спортивной дисциплины вида программы;

проверяет подготовку лыжных ходов и велопутей;

составляет дефектную ведомость в которой отражаются необходимые доработки в спортивной карте и трассах вида программы.

3. Порядок окончательного инспектирования трасс.

3.1. На втором этапе судье инспектору представляют следующие документы и оборудование:

размеченные на местности точки для постановки КП;

исправленный и скомплектованный по возрастным категориям спортсменов тираж спортивных карт;

подготовленное к установке на местности оборудование КП;

отпечаток спортивной карты со всеми КП, для данного вида программы (сводная карта);

3.2. На втором этапе судья инспектор производит следующее:

проверяет исполнение замечаний, предъявленных и согласованных на первом этапе;

проверяет правильность расположения КП на местности;

выявляет изменения на местности, появившиеся после первого этапа инспектирования (такие, которые могут повлиять на результаты соревнований), с целью их оперативного внесения в тираж спортивных карт;

проверяет тираж и правильность комплектования спортивных карт для всех возрастных категорий вида программы;

проверяет оборудование, в том числе подготовку к постановке на местности станций электронной системы отметки;

3.3. В день проведения вида программы судья инспектор должен:

удостовериться в правильности оборудования ТНО, КП, маркированных и обозначенных и других участков трассы;

удостовериться в правильности размещения спортивных карт на ПВК и легенд КП в соответствующей зоне старта.

4. Подготовка к предварительному инспектированию.

Для подготовки инспектора трасс к работам на местности ему необходимо проделать следующую работу.

4.1. Проанализировать по представленным картографическим материалам пригодность района для проведения видов программы спортивных соревнований и официальной тренировки.

4.2. Проверить правильность определения:

планируемого РВП в возрастных категориях;

параметров трасс всех возрастных категорий вида программы.

4.3. Ознакомиться с планировкой трасс всех возрастных категорий вида программы. Следует обратить особое внимание на сложность трасс (этапов между КП и точек КП) возрастных категорий М10, Ж10, М11, Ж11, М12, Ж12, М13, Ж13, М14. Ж14.

4.4. Инспектору следует выработать свои предложения (новые варианты трасс целиком или определенных частей) и согласовать изменения с представителями службы СТО, в случае обнаружения ошибок, например:

трассы возрастных категорий МЭ, ЖЭ спланированы примитивно, имеются грубые ошибки, трассы монотонны и другие замечания;

для младших возрастных категорий предложены слишком сложные трассы.

При проведении соревнований в ЛД или ВД, следует внимательно проанализировать предполагаемые пути движения спортсменов, особенно преодоление спусков и подъемов, места подхода и ухода с КП, возможные места встречного движения.

Согласованные со службой СТО изменения следует внести во все соответствующие документы до выхода на местность.

4.5. По списку легенд проверить правильность описания точек КП и их соответствие местоположению КП на спортивной карте.

4.6. Проверить оборудование КП и трасс.

4.7. Следует проверить наличие у ОПС необходимого количества комплектов оборудования КП и средств отметки, соответствие этих средств уровню готовящихся соревнований, получить подтверждение об обеспечении трасс соответствующим количеством судей-контролеров КП.

4.8. Убедиться в том, что количество КП каждой трассы не превышает вместимости отметок индивидуального чипа электронной системы отметки.

4.9. Совместно с оборудованием КП проверить правильность оформления бирок КП.

4.9.1. Бирка является документом, с одной стороны, удостоверяющим правильность установки службой СТО данного КП, с другой стороны - после приемки инспектором трасс точки КП, является документом подтверждающим эту правильность его подписью или иной отметкой на ней.

4.9.2. Бирка КП представляет из себя полоску плотной бумаги размером 5 x 10 см, состоящую из двух отдельно герметизированных частей: собственно бирки и отрывного талона (все вместе далее по тексту - "Бирка"). На каждой части должно быть нанесено обозначение КП. В КД на колышке каждого КП закрепляется одна бирка.

Если на инспектируемой площади района соревнований планируется последовательное проведение нескольких видов программы, то бирки КП должны иметь трех- или четырехзначные цифры. Например: 235, где 2 - второй вид программы, 35 - обозначение КП; или 3112, где 3 - третий вид программы, 112 - обозначение КП.

4.9.3. Аналогичные бирки используются в ЛД на соревнованиях в ЗН и в ВД, но на точке КП их должно быть по две, на каждой опоре, запланированной для крепления над трассой переметов.

Для КП, используемых в ЛД для соревнований на МТ на обеих бирках должны быть указаны соответствующие возрастные категории и порядковый номер КП для этих возрастных категорий. Допускается объединение несколько возрастных категорий под единым кодом.

4.9.4. В процессе последующей работы по оборудованию и контролю подготовки трассы бирка остается на своем месте до демонтажа (снятия) оборудования КП. Отрывной талон снимается после установки знака КП и средств отметки, доставляется на старт службой СТО и служит свидетельством факта правильной установки КП.

4.10. Проверить наличие и правильность подготовки всех необходимых разметок, маркировок и специальных знаков (указателей).

4.10.1. В частности, для соревнований на МТ убедиться в однородности цвета разметки. На МТ для различных трасс или их частей целесообразно иметь разметку резко отличающихся друг от друга цветов (например красный и синий) и отличную от цвета общего фона окружающей местности.

4.11. Подготовиться для проведения полевых работ. Инспектору рекомендуется иметь с собой на местности следующий материал:

чистую (без КП) спортивную карту всей площади, на которой находятся КП данного вида программы, в масштабе 1:10000 или 1:7500 (для лучшей читаемости и возможности более четко вносить исправления).

сводную контрольную карту со всеми КП вида программы;

список легенд всех КП вида программы.

4.12. Если на инспектируемой площади планируется проведение двух или нескольких видов программы, то их инспектирование целесообразно совместить. В этом случае КП разных видов программы рекомендуется наносить на сводную карту разными цветами.

5. Работа инспектора на местности во время предварительного инспектирования трасс.

5.1. Работу следует начинать с полевого обследования арены соревнований. Вместе с инспектором трасс в ней должны принимать участие технический делегат, представитель службы СТО и представитель ОПС.

5.2. Особенно тщательно следует проанализировать и проиграть мысленно функционирование арены соревнований в эстафетах, индивидуальных соревнованиях, проводимых в несколько кругов со сменой спортивных карт. В этих спортивных дисциплинах успех проведения зависит от правильной организации арены соревнований. Следует заострить внимание на тех элементах арены соревнований, которые будет очень сложно или невозможно переделать на местности после издания тиража спортивных карт с нанесенными трассами. Это, прежде всего, ТНО, КП (или этапы) для зрителей и прессы, предпоследние и последний КП.

5.3. С представителем ОПС необходимо проанализировать и подробно осмотреть на местности:

5.3.1. Пути подхода (и ухода) участников к арене соревнований от доставившего их транспорта или (и) от места размещения. Отметить их на карте для последующего включения в информационный бюллетень.

5.3.2. Места расположения представителей, тренеров, специалистов, зрителей в ходе соревнований.

5.3.4. Места расположение туалетов.

5.3.5. Места для разминки спортсменов перед стартом, в том числе место окончательной подготовки (тестирования) лыжного инвентаря.

5.3.6. Места для расположения зрителей, тренеров и специалистов во время проведения соревнований, необходимо согласовать точки для смотровых (зрительских) КП и размечаемые участки трассы для зрителей.

5.3.7. Места парковки служебного и индивидуального автотранспорта.

5.3.8. Место старта (стартовый городок). Здесь надо согласовать:

линию технического старта;

места размещение спортивных карт (ПВК) и легенд всех стартующих возрастных категорий;

при групповых и общих стартах промерить шагами размеры зон регистрации, накопителя, самой стартовой площадки. В ключевых точках полезно забить колышки с разметкой.

5.3.9. Место финиша. Намечается финишный коридор от последнего КП, финишный створ, размещение СИТ и секретариата, коридор от финишного створа до места выхода из него.

В эстафетах - место передачи эстафеты и место размещения спортивных карт последующих этапов.

В соревнованиях, где предусматривается смена спортивных карт - место ПВК, где будет проводиться смена.

5.3.10. В соревнованиях на МТ со штрафными кругами расположение ПО, оценочных и штрафных кругов, информационного табло.

5.3.11. Места расположения щитов информации и удобство пользования ими.

5.3.12. Места размещения участников и зрителей, парковки транспорта, расположения туалетов, пути от парковки к арене и другие зоны, проверяются в целях изоляции их от планируемых трасс.

5.4. При наличии замечаний по результатам всей этой работы следует совместно с техническим делегатом согласовать внесение изменений с ОПС и службой СТО.

5.4.1. Следует внести согласованные изменения в имеющуюся или создать новую схему арены соревнований.

5.4.2. Если по итогам обследования арены соревнований возникнет необходимость исправления (или перепланирования) трасс, то это надо сделать сразу, не выходя на местность, и внести все соответствующие изменения во всю документацию.

5.5. Работа на местности. Инспектирование трасс может проводиться как совместно с представителем службы СТО, так и инспектором трасс самостоятельно.

5.6. Во время инспектирования соревнований по ЛД (при отсутствии снежного покрова) инспектору должны быть предъявлены прочищенные и обозначенные на карте предполагаемые лыжные ходы.

5.7. План обхода района соревнований рекомендуется строить по трассам МЭ, ЖЭ или по трассам иных самых старших возрастных категорий, придерживаясь предполагаемых (наиболее вероятных) путей движения спортсменов на этапах между КП, попутно посещая все близлежащие КП других возрастных категорий.

При необходимости следует неоднократно возвращаться в уже пройденные участки, чтобы проверить правильность и этичность спортивной карты на этапах с решающим выбором пути других возрастных категорий.

5.8. При инспектировании трасс ЛД в ЗН следует обратить внимание на недопустимость противохода движения спортсменов разных возрастных категорий, особенно на склонах и в районах КП, в таких местах трассы для разных возрастных категорий должны быть спланированы с движением спортсменов в одном направлении.

5.9. ТНО должна быть расположена так, чтобы не стартовавшие спортсмены не видели направления ухода с нее на трассу. Если ТНО не совмещена с ПВК, то расстояние до ТНО должно позволить, движущемуся спортсмену выбрать путь на первый КП до прихода не нее. Целесообразно обратить внимание на приемлемые условия движения на этом отрезке (твердый грунт, отсутствие препятствий). Этот размеченный участок трассы должен быть спланирован так, чтобы не провоцировать преждевременный выход спортсмена на трассу, минуя ТНО.

5.10. Работа на точке КП. Прежде всего, следует определить этичность и пригодность точки для постановки КП. В процессе "взятия" КП спортсмен должен сначала видеть объект КП, описанный легендой, а потом призму, но не в коем случае КП не должен быть спрятан.

5.10.1. Точки, которые невозможно однозначно описать символами легенд КП не следует использовать для постановки КП.

5.10.2. Необходимо определить правильность геометрического расположения точки КП относительно всех визуально и азимутально сопряженных с нею соседних точек (объектов местности).

Проверка визуально сопряженных точек проводится способами прямых и обратных засечек.

Проверка азимутально сопряженных точек, прокладкой контрольных ходов с использованием компаса. В случаях проверки плана с использованием навигационных устройств, следует учитывать не стабильность магнитного склонения на ряде участков местности, поэтому начальные измерения проводятся компасом, затем фактическое магнитное склонение корректируется в навигационном устройстве, относительно загруженной в него спортивной карты. Количественные критерии точности приведены в Таблице N 1.

Таблица N 1

Средние величины допустимых погрешностей
взаимного планового и высотного расположения точек
на спортивной карте М 1:7500

Точки
Средние погрешности расположения точек на спортивной карте
планового расположения
(мм)
высотного расположения
(h - высота сечения рельефа)
Визуально-сопряженные
0,4
0,5 h
Азимутально-сопряженные
0,8
1,0 h
Несопряженные
2,0 на расстояниях до 300 метров
10% - на больших расстояниях
2,0 h - до разницы в 10 h
10% при большей разнице

5.10.3. Оцениваются условия видимости знака КП и отмечающихся на КП спортсменов этой и других возрастных категорий. Рекомендуется иметь с собой знак КП, повесить его в предполагаемой точке и посмотреть на него с разных сторон (вероятных направлений подходов спортсменов к КП).

5.10.4. Оцениваются локальные возможности возникновения у КП "встречного бега", не определяемые рисунком трассы, например уход с КП в обход завала, заболоченного участка, крутого склона, вдоль линейного объекта в направлении подхода с предыдущего этапа.

5.10.5. При необходимости точка КП смещается относительно указанного в спортивной карте и легенде места, например, за бугор, камень, корч по ходу этапа, либо переносится на другой объект для соблюдения оптимальных условий видимости.

5.10.6. Находясь в точках КП надо спрогнозировать возможность и последствия возникновения троп и выработать соответствующие рекомендации, например, перенести точку, выкосить траву, натоптать специальные тропы.

5.10.7. В ЛД к точке КП следует предъявить особые требования - место КП должно строго соответствовать Правилам: снег должен быть уплотнен, чтобы позволить отмечаться нескольким спортсменам и при необходимости разворачиваться. Профиль лыжного хода в этом месте должен позволять спортсмену остановиться и уверенно стоять на КП.

5.10.8. В ВД для оборудования КП должна предусматриваться ровная расчищенная от растительности и завалов площадка.

5.10.9. В ЛД и ВД установка КП на спуске или подъеме запрещены. Планировка трассы не должна провоцировать спортсменов на выбор вариантов со встречным движением в районе КП.

5.10.9. Во всех случаях, когда точка забракована, необходимо наметить один - два резервных варианта пригодных для переноса точки КП, осмотреть и проверить их на местности, повесить свои временные обозначения, и предложить вариант постановки КП службе СТО.

Это ускорит принятие согласованного решения и избавит инспектора трассы от необходимости повторного выхода на местность.

5.11. Всю информацию, полученную в процессе инспектирования, следует, находясь на местности фиксировать.

5.11.1. Небольшие неточности и пропуски карты надо исправлять замерами и построениями на планшете или комментариями. Например, "дать знак N 401 вместо N 403", "убрать знак N 406", "заменить знак N 505 знаком N 506".

5.11.2. Каждое замечание должно иметь свой порядковый номер, проставляемый на выноске от места его нахождения. Эти же номера записываются столбиком по порядку и сопровождаются описанием дефекта и/или способом его устранения.

5.11.3. В случае больших ошибок или изменений на местности, на больших площадях - эти участки помечаются (обводятся) с пояснением типа: "отснять заново", "уточнить проходимость", "отснять вырубку и дороги", "не использовать".

Инспектор трассы не должен заниматься существенными по времени доработками спортивной карты, а должен потребовать этого от службы СТО.

Именно с этой точки зрения очень полезна совместная работа инспектора и специалиста службы СТО, который может тут же оперативно исправить спортивную карту, а инспектор трасс его на месте проверить.

5.11.4. Исправления и дополнения списка легенд КП делаются и фиксируются параллельно с иными замечаниями.

5.11.5. При переносе точки КП новое его местоположение точно строится на спортивной карте.

5.11.6. Во избежание во время работы на местности пропуска точек отдельных КП обозначение каждого проинспектированного КП фиксируется в списке легенд или зачеркивается на сводной спортивной карте.

5.12. Описанной процедуре контроля должны подвергнуться районы официальных тренировок. Оборудование трасс, средства отметки, спортивные карты должны соответствовать принятым для соответствующих спортивных соревнований. Лыжные ходы должны быть подготовлены единообразно с аналогичными ходами в районах соответствующих спортивных соревнований.

5.13. При проведений накануне соревнований открытой тренировки, инспектором совместно с представителем службы СТО разрабатывается оперативный план контроля правильности оборудования трасс.

6. Итоги предварительного инспектирования.

По окончании полевых работ первого (предварительного) этапа инспектирования производятся следующие действия.

6.1. Составляется дефектная ведомость.

6.1.1. Замечания и комментарии к ним излагаются в порядке номеров, присвоенных им во время полевых работ.

6.1.2. Карта с обозначенными на ней неточностями и необходимыми исправлениями прилагается к дефектной ведомости. Номера замечаний в карте и дефектной ведомости должны совпадать.

6.1.3. Список легенд с правками прилагается к дефектной ведомости и должен отражать все исправления сделанные инспектором трасс.

6.2. Производится согласование замечаний и предложений инспектора трасс с представителем СТО и внесение всех исправлений в электронные версии спортивных карт, трасс и легенд.

6.3. Инспектор должен убедиться, что его замечания внесены в электронные версии документов.

6.4. При подготовке электронных версий спортивных карт с трассами необходимо проконтролировать наличие необходимых разрывов в окружностях КП, линиях этапов, правильность нумерации КП, и расположения цифр порядковых номеров КП. Цифры и другие элементы трассы, нанесенной на спортивную карту не должны закрывать на спортивной карте объекты, необходимые для ориентирования.

6.5. Обратить внимание на то, чтобы таблица легенд КП была напечатана на белом фоне (допускается вырезка содержания рабочего поля или за рамочного оформления).

Если при использовании электронной системы отметки ОПС предусматривает резервную отметку компостером, в этом случае на поле карты должны быть предусмотрены три резервные клетки, пригодные для компостерной отметки.

7. Окончательное инспектирование. Работа на втором этапе инспектирования при окончательном оборудовании трасс и проведении соревнований.

7.1. Подготовка к инспектированию. До выхода на местность судье инспектору трасс следует выполнить следующее:

7.1.1. Проверить, внесены ли в спортивные карты, подготовленные для спортсменов трассы, легенды и те изменения, которые отсутствовали в процессе предварительной инспекции.

7.1.2. Проверить однородность тиража спортивных карт с нанесенными на них трассами, легендами, аварийным азимутом, другими информационными записями и качество их герметизации.

7.1.3. Испытать тиражные отпечатки (1 - 2 штуки) на влагоустойчивость. Например, погрузить в воду на 15 - 20 секунд и высушить, после этого краски не должны изменять цвет и расплываться.

7.1.4. Проверить правильность технической информации и всей информации, касающейся СТО. Особое внимание обратить на легенды, параметры трасс.

7.1.5. Проверить оборудование трасс:

знаки КП;

таблички обозначения КП в соревнованиях на МТ;

номера КП в соревнованиях по ЛД в ЗН;

7.1.6. Проверить подготовку станции электронной системы отметки, правильность программирования таймера активации - дезактивации, компостеры, планки (или другие приспособления для крепления станций и компостеров, например переметы).

7.1.7. Активация станций электронной системы отметки должна произойти до начала установки их на местности. Работоспособность каждой станции, установленной на КП должна быть проверена службой СТО и судьей инспектором трасс.

7.1.8. Исключить возможность появления "компостеров-оборотней", например, бывает, что на планке под закрепленной липкой лентой цифрой находится другая, которая может открыться в процессе соревнований. Следует достоверно убедиться в отсутствии такого рода ошибок. Необходимо совместно с заместителем главного судьи по виду программы тщательно проанализировать таблицу загрузки КП (с фактическим количеством спортсменов в возрастных категориях), порядок стартов и скорости спортсменов. На основе этого анализа выделить те точки КП, на которых необходимо установить два (или более) комплекта средств отметки для исключения скопления отмечающихся спортсменов.

7.1.9. Следует обратить внимание, чтобы в месте дислокации службы СТО был оборудован эталонный КП (колы, крепление планки, крепление призмы, таблички с номерами, станция электронной системы отметки, переметы и другие необходимые элементы оборудования), для того, чтобы судьи службы СТО видели, как КП должен быть оборудован на местности.

О результатах всех проверок необходимо сразу же доложить руководителю службы по СТО и судье техническому делегату. В необходимых случаях потребовать устранения ошибок вплоть до перепечатывания тиража и переклейки всех цифр обозначений КП на планках.

7.1. Работа инспектора на местности во время проведения спортивных соревнований до их начала. На этом, втором этапе судья инспектор трасс, как правило, работает один.

7.1.1. Следует иметь сводную контрольную карту вида программы с нанесенными на нее всеми КП, установленными на местности и их обозначениями.

7.2.2. Выйдя на точку КП судье инспектору трасс следует убедиться в наличии и сохранности предварительного оборудования (колы, разметка), наличие соответствующей(их) бирки(ок), правильности расположения КП. После этого поставить свою отметку несмываемым маркером на отрывном талоне и зачеркнуть соответствующую окружность КП на сводной контрольной карте.

7.2.3. В случае обнаружения каких-либо нарушений (например, отсутствуют колы, плохо забиты, сорвана бирка, плохо закреплен или отсутствует перемет) - фиксировать их.

7.2.4. Необходимо обследовать близлежащие объекты и при наличии удалить с них постороннюю разметку, бирки с номерами, забитые колы, которые могли там остаться от прошедших соревнований, от предыдущих видов программы текущих соревнований, или от нереализованных вариантов КП инспектируемого вида программы.

7.2.5. В ЛД в соревнованиях в ЗН и МТ и ВД необходимо убедиться, что в районе проведения вида программы отсутствуют переметы не используемые в этом виде программы.

7.2.6. Если в районе проходит несколько видов программы, то колы с бирками для КД или бирки на опорах для ЛД и ВД следующих видов программы могут находиться на местности (о чем следует предупредить представителей команд на очередном совещании их и ГСК). В соревнованиях по КД, если колы с бирками, находящиеся в непосредственной близости от инспектируемой точки (20 - 80 м), их лучше снять и спрятать, сообщив об этом службе СТО. Если одна и та же точка КП используется неоднократно в разных видах программы, то все соответствующие бирки могут находиться на одном колышке или опорах, снимать их не следует.

7.2.7. Двигаясь по району следует внимательно читать карту и отмечать все изменения на местности - вновь появившиеся вырубки, дороги, лыжные ходы, неправильной конфигурации перекрестки лыжных ходов и другие неточности, которые могут повлиять на результаты спортсменов.

7.2.8. Не следует проводить инспекцию двигаясь на соревновательной скорости без фиксации замечаний.

7.2.9. Во время инспектирования соревнований по ЛД (при наличии устойчивого снежного покрова) судье инспектору трассы должны быть созданы условия беспрепятственного передвижения на лыжах и/или ином транспортном средстве. Все имеющиеся на карте лыжные ходы должны быть подготовлены на местности, в частности промаркированы двусторонним коридором и прокатаны в соответствии с их градациями.

7.3. Работа судьи инспектора трассы на соревнованиях по завершению полевых работ. В целях эффективной реализации итогов инспекции следует:

7.3.1. Немедленно передать в службу СТО в письменном виде все замечания.

7.3.3. Проверить, что служба СТО внесла в спортивные карты и легенды, подготовленные для выдачи спортсменам все необходимые поправки, выявленные инспектором на местности.

7.3.4. Все спортивные карты, подготовленные для выдачи спортсменам должны быть проверены судьей инспектором трасс.

7.3.5. Проверить, что спортивные карты, подготовленные для выдачи спортсменам герметизированы (упакованы в пакеты) и упакованы в большие пакеты отдельно для каждой возрастной категории.

В большом пакете со спортивными картами каждой возрастной категории должна находиться бирка (размером 10 x 15 см) со следующей напечатанной информацией:

название спортивной дисциплины и дата ее проведения;

наименование возрастной категории;

наименование этапа эстафеты или номер круга;

количество спортивных карт в пакете;

подпись заместителя главного судьи по виду программы или заместителя главного судьи по СТО.

7.3.6. В соревнованиях с рассеиванием спортсменов на обратную сторону каждой карты должен быть напечатан на принтере номер спортсмена. При печати на оборотной стороне следует убедиться в том. Что краска не проступает на лицевую сторону, тем самым не искажает изображение спортивной карты.

Необходимо проверить, не выступила ли краска на лицевую сторону карты.

7.3.7. Для трасс с рассеиванием необходимо проверить на каждой спортивной арте соответствие номера спортсмена коду варианта рассеивания, используя распечатку вариантов.

7.3.8. После проверки тиража спортивных карт каждой возрастной категории их надо пересчитать, вложить в общий (большой) пакет, написать на бирке фактическое количество карт

7.3.8. При наличии отдельно напечатанных легенд КП их тоже надо проверить и упаковать аналогичным способом.

7.4. В день проведения соревнований следует:

7.4.1. Проверить разметку от места, указанного участникам, до старта.

7.4.2. Проверить:

правильность разметки от технического старта до ТНО, наличие на ней знака КП (призмы);

правильность разметки от последнего КП до финиша;

7.4.3. Проверить правильность расположения легенд, подготовленных для выдачи спортсменам в стартовом коридоре.

7.4.4. Проверить правильность расположения спортивных карт всех возрастных категорий, подготовленных для выдачи спортсменам на ПВК.

7.4.5. Получить от заместителя главного судьи по СТО или ведущего судьи вида достоверную информацию о наличии всех отрывных талонов от бирок с КП, со своей визой.

При отсутствии хотя бы одного талона потребовать от службы СТО оперативной проверки инцидента, а при необходимости, потребовать от технического делегата или главного судьи задержки старта до момента, когда будет подтверждение о полной готовности трассы.

8. Этика инспектирования.

8.1. Квалифицированный и корректный специалист инспектор трасс не должен просто забраковать даже, не его взгляд плохую трассу. Следует мотивированно, со ссылкой на нормативные документы и практический опыт сделать конкретные замечания; определить локальные места, несомненно, подлежащие переделке; посоветовать как это лучше сделать.

8.2. Планирование трасс является сугубо творческим процессом и отражает личность ее творца. Однако из этого не следует, что предъявленную к инспекции трассу нельзя изменять вообще. Инспектор трасс не должен подчеркивать свою профессиональную эрудицию и навязывать службе СТО привычные ему концепции и полюбившиеся приемы планирования. Но он обязан указывать на ошибки и отступления от нормативных документов, убеждать оппонента в их объективном наличии, добиваться их устранения.

8.3. Доброжелательная, созидательная атмосфера процесса инспектирования создает предпосылки необходимого уровня технического совершенства трасс для соответствующей возрастной категории, и безусловного соблюдения спортивной справедливости для всех спортсменов.

9. Для региональных и муниципальных спортивных соревнований содержание Приложения N 18 к Правилам вида спорта "спортивное ориентирование" имеет рекомендательный характер.