5.2. АРТИСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

5.2. АРТИСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

5.2.1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АРТИСТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ:

5.2.1.1. МАСТЕРСТВО ГИМНАСТОК В КОМПОЗИЦИИ

Техника эстетической гимнастики

Философия вида спорта "эстетическая гимнастика" основана на гармоничных, ритмичных и динамичных движениях, выполненных с экономичным и естественным использованием силы. В эстетической гимнастике упор делается на естественные целостные движения тела, где базовый (основной) центр движения начинается от линии таза и бедер.

Композиция должна исполняться с использованием техники целостного выполнения движений (техники эстетической гимнастики), что соответствует философии вида спорта, где элементы и комбинации естественно переходят от одного к другому, демонстрируя плавность и непрерывность. Движения и элементы не должны быть отдельными частями, а представлять единое целое, где серии движений и комбинации плавно связаны между собой, подчеркивая непрерывность и целостность композиции.

Техника целостного выполнения движений (техника ЭГ): (0,2)

- в течение большей части программы:
0,1
- в течение всей программы:
0,2

Элементы соответствуют уровню подготовки гимнасток (0,4)

Элементы, выбранные для программы, должны соответствовать возрастной категории и уровню подготовки гимнасток, быть хорошо исполнены с правильной гимнастической техникой:

- движения тела
0,1
- равновесия
0,1
- прыжки
0,1
- комбинированные серии
0,1

Физические качества и навыки (0,3)

Композиция должна показать физические качества и навыки гимнасток - гибкость, координацию, силу, скорость, мышечный контроль, выносливость - а также выполнение элементов с правильной гимнастической техникой.

- минимум 1 из необходимых физических качеств:
0,1
- минимум 2 - 3 из необходимых физических качеств:
0,2
- минимум 4 - 5 из необходимых физических качеств:
0,3

Двусторонняя мышечная работа (0,2)

Композиция должна показать двустороннюю мышечную работу и гибкость гимнасток (элементы и движения должны быть гармоничны на обе стороны тела).

Единство (0,2):

- синхронность и одинаковая техника выполнения элементов всеми гимнастками:
0,1
- выполнение единой командой преобладает:
0,1

Единство, согласованность, синхронность выполнения элементов и движений вместе всей Группой должны быть преобладающими. Различные виды соло или работа по маленьким группам допустимы и могут придавать нюанс всей композиции, но они не должны становиться преобладающими.

5.2.1.2. СТРУКТУРА КОМПОЗИЦИИ

Структура композиции разнообразна (0,1)

Структура композиции должна быть многоплановой и разнообразной. Обязательные элементы должны быть распределены разнообразно и естественно, в соответствии со структурой программы.

Композиция формирует целостное единство (0,1)

Композиция должна быть целостным единством: единством между гимнастками и единством между многообразными движениями и разнообразием групп движений, комбинаций и серий движений.

Разнообразие композиции (0,6):

- в направлениях/ракурсах, уровнях, плоскостях (0,1)

Все элементы композиции должны выполняться всей Группой в различных ракурсах (лицом, спиной, боком, в диагональ) и на различных уровнях (низкий уровень - на полу, средний уровень - стоя, высокий уровень - прыжки и скачки).

- в использовании пространства (0,1)

В композиции необходимо как можно более разнообразно использовать пространство площадки.

- в построениях (0,1)

Построения должны быть разнообразны по размеру и расположению.

- передвижения (перестроения) плавны (логичны) и разнообразны (0,1)

Переходы от одного построения до другого или от одного местоположения на площадке к другому должны быть выполнены плавно и логично, с хорошей техникой, и использовать различные стили или типы передвижения. Передвижения не должны включать в себя обычный бег или простые шаги, в непоследовательном стиле.

- в темпе (быстрые и медленные части) (0,1)

Изменение в темпе композиции должно быть четко видимым. Структура композиция должна включать в себя быстрые и медленные части, гимнастки должны быть в состоянии продемонстрировать различия в темпе в течение программы.

- в динамике ("мощные" и "легкие" части) (0,1)

Композиция должна быть разнообразна по динамике (должны быть четко показаны мощные и легкие части во всей композиции), гимнастки должны быть в состоянии продемонстрировать различные варианты использования силовых возможностей.

Разнообразие в элементах (0,4):

- использование различных групп движений (0,1)

Использование различных групп движений (равновесия, прыжки, движения тела) должно быть разнообразным, сбалансированным и гармоничным во время композиции.

- движения тела (0,1)

Композиция должна включать в себя различные движения и серии движений тела: движения должны быть разными по форме, выполняться в различных направлениях, на различных уровнях, в разном темпе и динамике, с использованием рук или без, с шагами или без шагов и т.д.

- равновесия (0,1)

Композиция должна включать в себя как минимум 3 различных типа равновесий: статические, динамические и обязательно поворот; различное направление свободной ноги - вперед, в сторону или назад; с помощью или без помощи рук и т.д.

- прыжки (0,1)

Композиция должна включать в себя как минимум 3 различных типа прыжков: толчком одной ноги, толчком двумя ногами, с движением тела, с вращением и т.д.

6 различных построений (0,1)

Композиция должна включать минимум 6 различных построений. Разница в размере или направлении построения не считается различным построением.

5.2.1.3. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

Выразительность (0,5):

- композиция выразительна: 0,1

Композиция должна быть выразительной. Идея и выразительность должны формировать последовательное единство через композицию (выразительность не может быть отдельной частью композиции)

- композиция эстетична: 0,1

Композиция должна демонстрировать эстетическую привлекательность, которую можно увидеть в движениях и в стиле гимнастической выразительности.

- выразительность и стиль сопровождают всю композицию: 0,1

Стиль и атмосферу всей Группе необходимо пронести через всю композицию.

- выразительность и стиль соответствуют возрастной категории: 0,2

Стиль композиции должен соответствовать возрастной категории, уровню подготовки гимнасток и их способности выразить данный стиль. Выразительность должна соответствовать стилю и выглядеть естественно. Сверхдраматические выражения лица не считаются естественными и подходящими для эстетической гимнастики.

Музыка (0,5):

- композиция и музыка взаимосвязаны: 0,1

Музыкальное сопровождение должно быть взаимосвязано с идеей и выразительностью композиции. Для композиции все движения, их стиль и ритм музыки должны подходить друг другу. Движения гимнасток должны формировать единство с музыкой, и если темп или атмосфера музыки меняется, то это должно быть видно в композиции и исполнении движений.

- музыка разнообразна: 0,1

Музыкальное сопровождение композиции должно быть разнообразным. Изменения в музыке складываются из различных ритмов, темпов, динамики. Музыка должна быть ритмически разнообразна, это может включать в себя ритм самой музыки или использование основного ритма и мелодии музыки во время исполнения композиции.

- структура музыки опирается на композицию: 0,1

Композиция должна дополнить структуру музыки, например использование фона (второстепенный ритм) и мелодии музыки. Кроме того, использование ритма и мелодии, а также различных оттенков и эффектов музыки необходимо показать в композиции и исполнении.

- музыка соответствует возрастной категории: 0,2

Музыкальное сопровождение композиции должно соответствовать возрастной категории гимнасток.

Оригинальность (0,3):

- оригинальность в движениях и комбинациях: 0,1

Композиция должна включать в себя новые или оригинальные/необычные элементы (движения, серии движений, комбинации) или новые способы выполнения этих элементов. Одного отдельного нового или оригинального элемента недостаточно. Оригинальные моменты могут быть в любых элементах, они не обязательно должны быть техническими элементами. Оригинальность также может быть в оригинальном стиле всей композиции.

- оригинальность в построениях: 0,1

Композиция должна содержать новые или оригинальные/необычные построения, способы создания построения или перестроения (перехода от одного построения к другому), или показать оригинальное и интересное использование построений.

- оригинальность во взаимодействиях: 0,1

Композиция может содержать различные взаимодействия, которые должны быть оригинальными и эстетичными, должны выполняться с учетом физических возможностей и навыков гимнасток (аспекты здоровья), хорошей техникой (мышечный контроль и плавность), должны быть логически включены в композицию.

5.2.2. СБАВКИ И ШТРАФЫ:

- Ошибки в музыкальном сопровождении:

Музыкальное сопровождение должно быть цельным/единым. Если музыкальная композиция сделана из разных музыкальных фрагментов, то различные темы и формы должны быть связаны и их взаимосвязь должна иметь максимум возможного единства. Монотонность или использование музыки как фона не допустимо. Обрыв музыки или плохие соединения между двумя музыкальными темами не допускается. Качество музыкальной записи, редактирование должно быть соответствующим. Музыка не может закончиться раньше или позже окончания выполнения движений всеми гимнастками. Музыка в конце не должна резко обрываться.

За музыкальное сопровождение, не отвечающее вышеуказанным условиям, предусмотрены сбавки:

- плохое соединение музыкальных частей
-0,1/каждый раз
- лишние (дополнительные) музыкальные эффекты
-0,1/каждый раз
- музыка заканчивается до или после окончания движения гимнасток
-0,1
- музыка резко обрывается в конце композиции
-0,1
- музыка как фон (монотонная музыка)
-0,2

- Ошибки композиции:

Ошибкой композиции может быть любая часть программы, которая разрушает единство композиции. Такими видами ошибок могут быть, например, слишком длинная пауза между движениями или комбинациями (ожидания, статичные части композиции), нелогичное соединение элементов или передвижение из одного построения в другое (например: обыкновенный бег или когда одна из гимнасток использует противоположную ногу, чем остальные при выполнении одного и того же элемента в одном направлении), неправильно соединенные полуакробатические элементы и взаимодействия (когда они выполнены с ошибками или не соединены плавно в часть композиции), неэстетичные, отталкивающие движения и т.п.

Сбавки за ошибки композиции
-0,1/каждый раз:

- плохо соединенные взаимодействия и полуакробатические элементы;

- нелогичные соединения между элементами/частями;

- слишком частое использование одного и того же построения или долгое время нахождения в одном построении;

- статика.

- Штраф за запрещенные элементы

В композиции не должны исполняться акробатические элементы с фазой полета, а также поддержки, подъемы гимнасток за счет усилий других гимнасток (когда масса тела гимнастки, полностью переходит на других гимнасток или происходит потеря контакта с полом за счет усилий других гимнасток).

Исключение в возрастной категории Девушки 12 - 14 лет:

Один подъем (поддержка) без потери контакта допускается в течение композиции. Поднимаемая гимнастка должна быть двигательно активна (должна помогать своими усилиями и не должна терять контакт с другими гимнастками, поднимающим ее).

Также в любых случаях запрещено гимнастке наступать на другую гимнастку или любую часть тела во время взаимодействий.

- Запрещенный элемент
-0,5/каждый элемент

- Штраф за религиозные/национальные/политические воздействия

Музыкальное сопровождение, композиция, соревновательный костюм должны быть эстетичными, демонстрировать хороший вкус, не должны противоречить морально-этическим нормам и носить оскорбительный характер для граждан различных конфессий и национальностей или иметь отношение к политике.

- Религиозные, национальные/политические воздействия
-0,3

- Штраф за неправильный выход Группы на площадку

- Выход Группы слишком долгий или сопровождается музыкой или дополнительными (лишними) движениями
-0,3

- Штраф за костюм, не отвечающий правилам соревнований

- у 1 гимнастки
-0,1
- у 2 и более гимнасток
-0,2
- потерянный предмет (украшения, тапочки и т.д.)
-0,1/каждый раз

- Штраф за продолжительность программы, не соответствующую регламенту

- Лишняя или недостающая секунда
-0,1/секунда

5.2.3. БОНУС +0.1

Бонус может быть дан, если композиция содержит тему ("историю") и исполнена с великолепной артистической выразительностью. Произвести впечатление может как отдельная эффектная часть композиции, так и незабываемость композиции в целом.

5.2.4. ПОДСЧЕТ АРТИСТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ (АЦ)

Каждый судья в бригаде АЦ подсчитывает компоненты артистической ценности, складывает сумму и предлагает возможный бонус или сбавки.

Таблица N 11: Подсчет суммы АЦ

    ┌────────────────────────────┐       ┌──────────────────────────────┐
    │     ИТОГОВАЯ СУММА АЦ:     │       │       Бонус (0,1 б.):        │
    │ Компоненты АЦ 3,9 балла +  │       │   Композиция содержит тему   │
    │   Бонус 0,1 балла = 4,0    │<──────┤   ("историю") и исполнена    │
    │      балла (максимум)      │       │ с великолепной артистической │
    │                            │       │       выразительностью       │
    └────────────────────────────┘       └──────────────────────────────┘
              /\     /\     /\
              │      │      └──────────────────────────────────┐
              │      └──────────────┐                          │
┌─────────────┴───────────┐ ┌───────┴───────────────┐ ┌────────┴──────────┐
│  Мастерство гимнасток   │ │ Структура композиции  │ │ Оригинальность и  │
│   максимум 1,3 балла    │ │  максимум 1,3 балла   │ │  выразительность  │
│                         │ │                       │ │максимум 1,3 балла │
│                         │ │                       │ │                   │
│- Техника ЭГ: 0.2        │ │- Структура            │ │ - Выразительность:│
│                         │ │  композиции           │ │ 0.5               │
│- Элементы соответствуют │ │  разнообразна     0.1 │ │- композиция       │
│  навыкам: 0.4           │ │                       │ │  выразительна     │
│ - движения тела         │ │- Композиция           │ │- композиция       │
│ - равновесия            │ │  формирует целостное  │ │  эстетична        │
│ - прыжки                │ │  единство         0.1 │ │- выразительность и│
│ - комбинированные серии │ │                       │ │ стиль сопровождают│
│                         │ │- Разнообразие         │ │  всю композицию   │
│- Физические качества и  │ │  композиции       0.6 │ │- выразительность и│
│  навыки: 0.3            │ │ - в уровнях,          │ │  стиль            │
│                         │ │   направлениях,       │ │  соответствуют    │
│- Двусторонняя мышечная  │ │   плоскостях          │ │  возрастной       │
│  работа: 0.2            │ │ - в использовании     │ │  категории (0.2)  │
│                         │ │   площадки            │ │ - Музыка: 0.5     │
│- Единство: 0.2          │ │ - в построениях       │ │- музыка и         │
│ - синхронность и        │ │ - перестроения плавны │ │  композиция       │
│   одинаковая техника    │ │   (логичны) и         │ │  взаимосвязаны и  │
│ - командное исполнение  │ │   разнообразны        │ │  согласованы      │
│   преобладает           │ │ - быстрые и медленные │ │- музыка           │
│                         │ │   части               │ │  разнообразна     │
│                         │ │ - мощные и легкие     │ │- структура музыки │
│                         │ │   части               │ │  опирается на     │
│                         │ │                       │ │  композицию       │
│                         │ │- Разнообразие в       │ │- музыка           │
│                         │ │  элементах        0.4 │ │  соответствует    │
│                         │ │ - использование       │ │  возрастной       │
│                         │ │   различных групп     │ │  категории (0.2)  │
│                         │ │   движений            │ │                   │
│                         │ │ - движения тела       │ │ - Оригинальность: │
│                         │ │ - равновесия          │ │   0.3             │
│                         │ │ - прыжки              │ │- в движениях и    │
│                         │ │                       │ │  комбинациях      │
│                         │ │- 6 различных          │ │- в построениях    │
│                         │ │  построений       0.1 │ │ - во              │
│                         │ │                       │ │   взаимодействиях │
└─────────────────────────┘ └───────────────────────┘ └───────────────────┘

Таблица N 12: Сбавки и штрафы АЦ:

Сбавки (применяются каждым судьей индивидуально)
- Музыкальное сопровождение:
- плохое соединение музыкальных частей
- 0,1/каждый раз
- лишние (дополнительные) музыкальные эффекты
- 0,1/каждый раз
- музыка заканчивается до или после окончания движения
- 0,1
- музыка резко обрывается в конце композиции
- 0,1
- музыка как фон (монотонная музыка)
- 0,2
- Ошибки композиции:
- 0,1/каждый раз
- плохо соединенные поддержки и взаимодействия;
- нелогичные соединения между элементами/частями;
- слишком частое использование одного и того же построения или долгое время нахождения в одном построении;
- статика гимнасток
Штрафы (применяются, если большинство судей предложило штраф):
- запрещенный элемент
- 0,5/каждый раз
- религиозные/политические воздействия
- 0,3
- выход Группы на площадку, не соответствующий правилам
- 0,3
Штрафы, применяемые Арбитром АЦ (вычитаются из средней оценки):
- лишняя или недостающая секунды
- 0,1/секунда
- костюм, не соответствующий правилам
- 0,1 одна гимнастка; - 0,2 две и более
- потерянные предметы
- 0,1/каждый потерянный предмет