11.1. Предмет шашечной композиции

11.1. Предмет шашечной композиции

11.1.1. Термины и определения

В дисциплине "шашечная композиция" используются следующие термины и определения:

Шашечная композиция представляет собой художественное творчество на основе правил шашечной игры. Темы (замыслы) авторы произведений композиции могут заимствовать из практической игры или исследований (анализов) позиций, из собственной фантазии или из произведений других авторов, если в разработке их автор найдет что-то новое.

Цель композиции - показать новые возможности шашечной игры в художественной форме.

Каждая шашечная композиция основана на материале и правилах игры и характеризуется определенным заданием. Выполнить задание (решить композицию) - значит найти вариант (серию ходов за белых и черных) или совокупность вариантов, раскрывающих авторский замысел.

Варианты решения разделяются на тематические (композиционные) и дополнительные. Кроме них, составной частью замысла автора могут быть "ложные следы" - попытки выполнить задание, встречающие опровержение.

Шашечные композиции должны отвечать ряду формальных и художественных требований. Формальные требования являются обязательными, при их нарушениях композиция дефектна и не может существовать. Нарушение художественных требований влияет на оценку произведения. Формальные и художественные требования могут меняться в процессе развития композиции.

Экономичность конструкции (начальной позиции) - обязательное участие всех шашек в решении композиции.

Легальность - соответствие правилам игры.

Экономичность финала требует, чтобы в нем у белых не оставалось шашек, ненужных для выполнения задания.

Экономичность внешней формы - это восприятие рисунка начальной позиции.

11.1.2. Классификация

Шашечная композиция классифицируется по системам игры (русские и стоклеточные шашки), видам (основные и особые), группам (в зависимости от задания, количества и качества игрового материала).

11.1.3. Основные виды композиции

К основным видам (жанрам) относятся композиции, отличающиеся по характеру игры - проблемы, этюды, задачи и позиционные концовки.

Во всех основных видах композиции задание выполняют белые, решение должно начинаться с неударного хода. В проблемах, этюдах и позиционных концовках заданием является "Выигрыш" или "Ничья", в задачах - "Запирание".

ПРОБЛЕМА - композиция с преобладанием комбинационной игры и количеством белых шашек (простых, дамок) более четырех.

По соотношению шашек проблемы подразделяются на группы.

В русские шашки:

- миниатюры (до 6 простых с каждой стороны);

- концовки (до 12 простых с каждой стороны);

- проблемы с дамками и простыми в начальной позиции.

В стоклеточные шашки:

- миниатюры (до 7 простых с каждой стороны);

- средние проблемы (до 12 простых с каждой стороны);

- большие проблемы (до 20 простых с каждой стороны);

- практические проблемы (с простыми);

- проблемы с дамками и простыми в начальной позиции.

ЭТЮД - композиция с игрой, характерной для эндшпиля, и количеством шашек у белых не более четырех, у черных - не более шести.

ПОЗИЦИОННАЯ КОНЦОВКА - композиция с преобладанием позиционных и этюдных приемов игры и количеством шашек с каждой стороны не более восьми. Позиционные концовки встречаются только в русских шашках.

ЗАДАЧА - композиция с преобладанием комбинационной игры и заданием запереть определенное количество шашек.

Задачи в русские и стоклеточные шашки подразделяются по заданию на три группы:

- на запирание простых;

- на запирание дамок и дамок с простыми;

- задачи-миниатюры, в которых силы белых ограничены 7-ю единицам.

Борьба сторон в задаче весьма своеобразна. Несмотря на большой перевес сил у белых, силы атаки и силы защиты находятся в равновесии. Белые должны не просто выиграть, но и запереть шашки соперника. Черные же, защищаясь, могут не только стремиться уничтожить шашки белых, но и стремиться к поддаче своих шашек. Этот элемент игры в "поддавки" роднит ортодоксальную систему задач с задачами в поддавки, в которых белые заставляют черных запереть белые шашки.

Равновесию сторон способствует требование единственности решения. Нередко, однако, допускаются небольшие отклонения от этого правила:

- перестановка ходов;

- неточность хода - отход дамкой на любое из нескольких полей диагонали;

- двойственность решения.

Более серьезны нарушения правила единственности решения, которые именуются побочными решениями. Побочные решения характеризуются следующими признаками:

- замена экономичного финала неэкономичным;

- замена одного финала другим;

- существенное изменение игры - замена одних приемов игры другими, добавление (или, наоборот, потеря) новых, нежелательных вариантов.

Для констатации побочного решения достаточно одного (любого) из этих признаков.

Побочное решение даже в незначительном разветвлении решения задачи уничтожает задачу и ведет к исключению ее из соревнования.

Перестановка первого хода с любым другим приравнивается к побочному решению.

Побочное решение в варианте называется частным, с любого хода вступления - полным.

Игра в задаче должна строиться так, чтобы белые для достижения финала должны были затратить все свои силы. По конечному результату такой игры правило формулируется как требование экономичности финалов. Правило экономичности финалов в задачах должно выполняться во всех без исключения вариантах, даже, казалось бы, самых незначительных.

Важнейшим элементом игры в задаче является активная защита черных, что достигается в системе вариантов. Требование вариантности - важнейшее требование в композиции шашечных задач. Черные защищаются тем, что опровергают конкретный план атаки белых и заставляют их искать новый план, осуществляя который, белые приводят игру к другому финалу. Различие финалов является важнейшим атрибутом требования вариантности. Чем большее число раз черные заставят искать новый план игры, приводящий к новым финалам, тем задача ценнее. Вариантов должно быть не менее двух, но есть задачи, в которых достигается даже 5 финалов.

Многовариантные задачи составляются методом "наращивания": автор ищет возможности добавления новых вариантов. Если при этом достигается только удлинение решения, то говорят об углублении, если появляются варианты с новыми финалами, то говорят об усложнении задачи. Первоначальный вариант правил ввел обычай указывать, чью задачу усложняет новый автор.

Примечание: статьи правил охватывают основные виды композиции, но с соответствующими поправками они могут применяться и к особым видам.

11.1.4. Особые виды композиции:

- с передачей первого хода черным (например, ход черных - белые выигрывают);

- с изменением очереди хода и сохранением задания (например, выигрыш белых независимо от очереди хода);

- с изменением очереди хода и задания (например, ход белых - выигрыш, ход черных - ничья);

- с двумя заданиями (одно из которых, например, выполняется при повороте доски на 180 градусов);

- с двумя или более разными художественными решениями (двойная проблема, двойной этюд и т.д.);

- с обратным заданием (поддавки);

- изобразительные, воспроизводящие при помощи шашек на доске буквы, цифры, рисунки, а также символические, в которых процесс решения отображает какое-либо событие;

- на ретроградный анализ (восстановление предшествующих ходов для доказательства легальности заданной позиции);

- задумки (например, задания с добавлением или снятием шашек с доски в начальной позиции).