3.3. Авиаралли

3.3. Авиаралли

3.3.1. Прокладка маршрута полета:

3.3.1.1. В полетных инструкциях содержится информация, которая позволит экипажу определить опорные пункты прокладки маршрута, которые не обязательно могут совпадать с контрольными пунктами.

3.3.1.2. В полетных инструкциях дается четкое и ясное описание опорных пунктов прокладки маршрута (пересечение дорог, церковь, мосты и тому подобное), которые также ясно указываются на карте соревнований.

3.3.1.3. Инструкции по определению опорных пунктов прокладки маршрута могут быть даны как:

а) известное местоположение;

б) координаты (широта и долгота);

в) любая комбинация путевого угла и (или) расстояния от или до известного местоположения и координат, причем данные инструкции не должны давать более одного решения задачи по определению опорного пункта.

3.3.1.4. Любая ранее нанесенная точка или центр любого аэродрома или летного поля на карте соревнований является известным местоположением. Места, хорошо известные организаторам соревнований, но незнакомые экипажам, известными местоположениями не являются.

3.3.1.5. Путевые углы даются в градусах, отсчитанных от магнитного или истинного севера. В первом случае организаторы соревнований сообщают величину магнитного склонения, которой надо пользоваться.

3.3.1.6. Расстояния указываются до десятой доли километра. На карте указывается ее масштаб.

3.3.1.7. Контрольный пункт может находиться на небольшом расстоянии от опорного пункта прокладки маршрута (например, требуется проложить маршрут к центру показанной на карте деревни, а контрольным пунктом является стадион на краю деревни), но в таком случае экипажу предоставляется эскиз контрольного пункта, показывающий его положение относительно опорного пункта прокладки маршрута.

3.3.1.8. Маршрут прокладывается от одного опорного пункта к другому, а не от какого-либо контрольного пункта, не являющегося одновременно и опорным пунктом прокладки маршрута.

3.3.1.9. Линия пройденного пути должна проходить от одного контрольного пункта к другому.

3.3.1.10. Исходный пункт маршрута должен быть пройден только в направлении первого участка маршрута и самолет должен выходить на исходный пункт маршрута согласно предписанию в инструкции по выходу.

3.3.1.11. После прохода конечного пункта самолет должен следовать предписанному маршруту подхода.

3.3.2. Соревнования в спортивной дисциплине "авиаралли":

3.3.2.1 Состав соревнований:

3.3.2.1.1. В ходе соревнований проводится три полета по самолетовождению. Один из названных полетов может состоять из любого числа этапов, от 180 до 300 км каждый. Общая протяженность всех этапов, пройденных за один день, не должна превышать 450 км.

3.3.2.1.2. Все пункты, где может регистрироваться время пролета, называются контрольными пунктами. Исходный пункт, поворотные пункты и конечный пункт маршрута являются контрольными пунктами. Помимо них могут быть дополнительные контрольные пункты на маршруте.

3.3.2.1.3. Описание каждого контрольного пункта дается в полетных инструкциях.

3.3.2.1.4. Количество контрольных пунктов, не считая исходный пункт, на каждом этапе маршрута должно быть равно округленному до целого числа частному от деления протяженности данного этапа в морских милях на десять.

3.3.2.1.5. Каждая проверка состоит из:

а) проверки точности выдерживания времени пролета КП;

б) проверки наблюдательности (фотографии и цели);

в) проверки техники выполнения посадки (минимум 1, максимум 2).

3.3.2.2 Проверка точности выдерживания времени пролета контрольного пункта:

3.3.2.2.1. Помимо взлета на каждом участке маршрута устанавливается не менее четырех КП с заданным временем их пролета.

3.3.2.2.2. В полетной инструкции дается контрольное время пролета для каждого КП. Контрольное время пролета может быть дано и для других пунктов на маршруте (например, пересечение дорог). Такие пункты определяются в инструкции как контрольные пункты.

3.3.2.2.3. КП с контрольным временем пролета могут быть все КП, несколько или только один из них.

3.3.2.2.4. Время регистрируется в момент взлета и пролета над исходным и конечным пунктами маршрута. Место взлета может быть одновременно и исходным пунктом.

3.3.2.2.5. Каждый КП с контрольным временем пролета четко обозначается буквой или другим образом.

3.3.2.2.6. Каждый самолет должен пройти над КП в направлении линии пути на данный КП на относительной высоте, не превышающей 300 м и не ниже 100 м.

3.3.2.2.7. Время пролета регистрируется в тот момент, когда самолет пересекает линию, перпендикулярную линии пути на КП.

3.3.2.2.8. За каждый пролет на высоте ниже предписываемой, записываются штрафные очки, как за нарушение минимальной безопасной высоты.

3.3.2.2.9. Каждый раз, когда самолет летит с обратным курсом, выполняет вираж или разворот с креном более 90° в любую сторону от линии пути на ориентир, экипажу записываются штрафные очки.

3.3.2.2.10. Для того, чтобы самолет был опознан над пунктами контроля времени, наблюдатель на земле (судья - наблюдатель) должен видеть регистрационный номер самолета или номер участника соревнований, или иметь возможность определить тип самолета (высокое, низкое расположение крыла) и его цвет.

3.3.2.2.11. Самолет, не опознанный над каким-либо пунктом контроля времени, считается "незамеченным" и его экипаж получает максимум штрафных очков за точность выдерживания времени.

3.3.2.2.12. Время пролета КП может быть дано по местному времени, Гринвичу или полетному времени (время начала вращения колес принимается за точку отсчета, 0,0).

3.3.2.3 Проверка наблюдательности:

3.3.2.3.1. Экипажам выдается два комплекта фотографий. Один комплект - фотографии контрольных пунктов маршрута, второй - фотографии контрольных ориентиров по маршруту.

3.3.2.3.2. Фотографии контрольных ориентиров могут быть правильными и неправильными (соответствующими или несоответствующими данным КО). Решение об этом принимается экипажем, который делает отметку в соответствующем квадратике на бланке соревнований.

3.3.2.3.3. Фотографии помечаются номером КО и располагаются в правильной последовательности. Они могут быть сделаны с любой стороны.

3.3.2.3.4. Если фотография неправильная (не соответствует данному КО), характерная черта местности, запечатленная на фотографии, будет находиться не менее чем в радиусе 1 км от КО.

3.3.2.3.5. КП могут быть обозначены наземной целью - буквой, примеры указаны в приложении 8.

3.3.2.3.6. По маршруту могут располагаться наземные цели - знаки, примеры указаны в Приложении 8. Они будут расположены в пределах 100 м влево или вправо от линии пути.

3.3.2.3.7. Фотографий КО по маршруту может быть не более десяти. Они помечаются цифрами и располагаются в произвольной последовательности.

3.3.2.3.8. Конкретный объект, подлежащий опознаванию, на фотографии обведен в кружок и располагается на местности в пределах 500 м слева или справа от линии пути, а фотография сделана под углом не более 45° к линии пути на выбранный ориентир.

3.3.2.3.9. Максимальное общее количество фотографий КП по маршруту и фотографий целей (КО) на маршруте равно восемнадцати.

3.3.2.3.10. В пределах 10 км от исходного пункта и 1 км от любого КП фотографий по маршруту или наземных целей (КО) не будет.

3.3.2.3.11. На бланке соревнований предусматривается место, где экипаж отмечает каждую фотографию по маршруту и наземную цель и расстояние до них от предыдущего КП с точностью до десятых долей километра.

3.3.2.4 Проверка техники выполнения посадки:

3.3.2.4.1. Посадка может быть двух видов: конвейером или до полной остановки.

3.3.2.4.2. Каждая посадка выполняется с нормальным заходом, когда пилот по своему усмотрению может пользоваться рычагом управления двигателем, закрылками, интерцепторами (тормозными щитками) или использовать боковое скольжение.

3.3.2.4.3. Каждая посадка должна быть произведена как можно ближе к линии касания, находящейся в обозначенных пределах взлетно-посадочной полосы.

3.3.2.4.4. Приземление должно быть с касанием на оба основных колеса (точки их касания в пределах пяти метров друг от друга), за исключением тех случаев, когда Главный судья по посадкам объявляет, что дует боковой ветер, и тогда разрешается выполнять посадку с приземлением только на основное наветренное колесо.

3.3.2.4.5. До тех пор, пока основные колеса не коснутся ВПП, носовые колеса обязательно должны быть приподняты над землей.

3.3.2.4.6. Самолет с хвостовым колесом должен приземляться в положении, когда хвостовое оперение находится ниже линии полета.

3.3.2.4.7. Точка приземления замеряется на том месте, с которого самолет катится по полосе без каких-либо подпрыгиваний.

3.3.2.4.8. В случае подпрыгиваний до или после касания, засчитывается та точка касания, которая дает наибольшее количество штрафных очков.

3.3.2.4.9. Подпрыгиванием самолета считается отрыв после любого касания земли одного или обоих основных колес на высоту, превышающую диаметр основного колеса.

3.3.2.4.10. Если самолет какой-либо своей частью касается земли до линии касания, замеряется расстояние от этой точки касания до линии касания. В случае посадки самолета с хвостовым колесом, которая должна выполняться на три точки, замеряется расстояние от точки касания основных колес.

3.3.2.4.11. Наличие бокового ветра объявляется с том случае, когда боковая составляющая более 3 м/с. Направление и сила ветра замеряются с помощью соответствующего анемометра рядом с линией касания.

3.3.2.4.12. Наличие бокового ветра определяется решением Главного судьи по посадкам, который дает указание выставить хорошо заметный сигнальный флажок за 50 м до линии касания, для информирования участников соревнования о сложившейся обстановке. Соответствующая информация может быть также передана экипажам по радио.

3.3.2.4.13. Если боковая составляющая более 6 м/с, проверка техники выполнения посадки на данном этапе отменяется.

3.3.2.4.14. Максимальная величина составляющей попутного ветра для зачетной посадки равна 2 м/с.

3.3.2.4.15. Если составляющая попутного ветра больше 2 м/с, экипажу предоставляется возможность выполнить еще одну посадку.

3.3.2.4.16. Посадка считается выполненной неправильно, если:

а) носовое колесо касается земли раньше или одновременно с обоими основными колесами;

б) самолет с хвостовым колесом приземляется с хвостовым оперением в положении не ниже линии полета;

в) в условиях, когда официально не объявлено о наличии бокового ветра, одно основное колесо после первоначального касания находится в воздухе на расстоянии от земли, превышающем диаметр основного колеса;

г) в условиях, когда официально объявлено о наличии бокового ветра, самолет касается земли только одним основным подветренным колесом в воздухе на расстоянии от земли, превышающем диаметр основного колеса, или любая часть самолета, кроме колес, касается земли,

д) экипаж убирает закрылки в пределах обозначенной посадочной полосы до или после касания земли;

е) самолет садится с застопоренными колесами.

3.3.2.4.17. После приземления экипаж должен без промедления начать выполнять инструкции по рулению.

3.3.2.4.18. Экипаж должен находиться в своем самолете до тех пор, пока у него не будет изъят конверт с материалами соревнований, и не имеет права вступать с кем-либо в контакт.

3.3.2.4.19. Если конверт, в котором должны находиться все первоначально вложенные в него бланки соревнований, полетные инструкции и фотографии, не возвращается экипажем в течение 5 минут после заруливания самолета на указанную для него стоянку, экипажу записываются штрафные очки.

3.3.2.4.20. Экипажи, завершившие соревнование до старта последнего экипажа, изолируются.

3.3.3. Начисление штрафных баллов:

3.3.3.1. Максимально возможное количество штрафных баллов в трех проверках распределяется примерно в соотношении, указанном в таблице 20.

Таблица N 21

Максимально возможное количество штрафных баллов

Наименование проверки
Соотношение штрафных баллов, %
Проверка точности выдерживания времени
50
Проверка наблюдательности
40
Проверка техники выполнения посадки
10

3.3.3.2. Штрафные баллы начисляются согласно таблице 21.

Таблица N 22

Начисление штрафных баллов

Причина начисления штрафных баллов
Количество штрафных баллов
Взлет самолета:
Во время взлета покатились колеса
20
Время взлета + 10 с
3
Задержка/опережение времени взлета
Максимум 300
Проверка на выдерживание времени:
Пролет над КП точно в установленное время
0
Опоздание/опережение на 2 с
2
Общее количество за опоздание/опережение на 2 с
Максимум 300
Самолет не опознан/не замечен над КП
300
Проверка наблюдательности:
Фотография или цель в пределах от 0,5 км до 1,0 км
25
Фотография или цель в 0,5 км от фактического местонахождения
0
Объект не замечен
50
Местонахождение неверно или за пределами установленных границ
100
КП определен правильно
0
КП не замечен
50
КП определен неправильно
100
Проверка техники выполнения посадки согласно разметке, указанной приложении 9:
Посадка в белой полосе
0
Посадка в секторе "А"
20
Посадка в секторе "Б"
40
Посадка в секторе "В"
60
Посадка в секторе "Г"
80
Посадка в секторе "Д"
100
Посадка в секторе "Е"
120
Посадка в секторах "Ж", "З", "И"
200
Посадка за пределами зоны приземления;
выкатывание за пределы зоны приземления;
увеличение тяги двигателя в пределах зоны приземления при выполнении конвейера;
неправильно выполненная посадка
200
Уход на второй круг без касания земли
200
Нарушение правил полетов и безопасности;
пролет ниже минимальной безопасной высоты;
неточное выполнение предписанных маневров или инструкций;
нахождение на борту запрещенного электронного оборудования
Каждый раз 600
Маневры более 90° от линии пути
Каждый раз 200
Запоздалое вручение конверта
200
Экипаж не прослушивает заданную частоту во время проверок
300

3.3.3.3. Экипаж, который по какой-либо причине произвел посадку на любом летном поле помимо официально одобренного для данных соревнований и не продолживший свой полет, регистрируется по последнему месту его наблюдения. Если экипаж продолжает свой полет в рамках участия в соревнованиях, то ему не записываются штрафные очки и не делается ни каких скидок по времени.

3.3.4. Принципы определения победителя:

3.3.4.1. Место, которое занял каждый экипаж, определяется исходя из полученных им штрафных очков в каждой проверке.

3.3.4.2. Победителем чемпионата по авиаралли становится экипаж, набравший наименьшее количество штрафных очков по итогам не менее двух маршрутов.

3.3.4.3. В случае ничьей, экипаж, самолет которого летел с наибольшей объявленной скоростью соревнований, становится победителем.

3.3.4.4. В случае дальнейшего сохранения ничьей, победителем становится экипаж с наименьшим числом штрафных очков за точность выдерживания времени.

3.3.4.5. В командный зачет идут окончательные результаты двух экипажей от каждой команды. Если участвующий в соревнованиях клуб послал три и более экипажей, то место команды определяется по результатам двух лучших экипажей этой команды.

3.3.4.6. Победителем соревнований является команда, чьи два лучших экипажа набрали наименьшее количество штрафных очков.