3.4. Точное самолетовождение

3.4. Точное самолетовождение

3.4.1. Соревнования в спортивной дисциплине "точное самолетовождение":

3.4.1.1 Состав соревнований:

3.4.1.1.1. Соревнования по точному самолетовождению проводятся для пилотов, выполняющих полеты в одиночку на одномоторных поршневых самолетах класса "С", имеющих минимальный запас топлива на 3 часа полета и минимальный (сухой) вес пустого самолета 175 кг.

3.4.1.1.2. Каждая участвующая в соревнованиях команда может послать максимум 4 (четырех) участников, а также руководителя команды, инженеров и наблюдателей.

3.4.1.1.3. Каждой участвующей в соревнованиях команде предлагается направить на соревнования квалифицированных судей.

3.4.1.1.4. Во время рассылки первоначальных приглашений, директор соревнований может увеличить общее количество участников от каждой команды до 5 (пяти) человек с рекомендацией, чтобы общее количество участников соревнований не превышало 80 человек.

3.4.1.1.5. Соревнования состоят из трех групп упражнений (проверок):

а) планирование полета и самолетовождения;

б) ведение специального наблюдения;

в) выполнение посадки.

3.4.1.1.6. В ходе соревнований каждый участник-пилот летает на одном и том же самолете, за исключением тех случаев, когда вследствие технической поломки директор соревнований может разрешить участнику пересесть на другой самолет такого же типа.

3.4.1.2 Расчет плана полета:

3.4.1.2.1. Участник соревнований должен прибыть к входу в комнату предполетной подготовки за 5 минут до назначенного времени, для прохождения досмотра на предмет наличия у него запрещенных принадлежностей.

3.4.1.2.2. Участник может зайти в комнату предполетной подготовки за 3 минуты до назначенного времени, чтобы подготовить свое рабочее место за столом и быть готовым вовремя получить конверт с полетным заданием.

3.4.1.2.3. Конверт с полетным заданием содержит:

а) карту соревнований;

б) инструкции;

в) комплект фотографий;

г) бланк полета;

д) схемы выхода и подхода.

3.4.1.2.4. Участник соревнований должен сделать расчет своего плана полета по маршруту, на котором будут проверяться его навыки самолетовождения, и представить его руководству соревнований в течение 30 минут после получения полетного задания.

3.4.1.2.5. В полетном задании должны быть определены все необходимые порядки действий в полете и указаны поворотные пункты.

3.4.1.2.6. Поворотные пункты, исходный и конечный пункты маршрута помечены острием булавки и обведены в кружок. Поворотные пункты пронумерованы.

3.4.1.2.7. В полетном задании дается направление и скорость ветра в пределах от 5 до 30 км/час, чтобы участники имели наиболее точные данные по ветру для полета по маршруту, так как ветер, рассчитанный в плане полета с помощью навигационного вычислителя, может отличаться.

3.4.1.2.8. В комнате предполетной подготовки должны быть вывешены карта с четко обозначенным маршрутом полета и фотографии.

3.4.1.2.9. В плане полета участник соревнований должен рассчитать только истинный курс с точностью до градуса и время в минутах и секундах для прохождения каждого участка маршрута.

3.4.1.2.10. Расстоянии участков маршрута будет дано как минимум до десятых долей километра.

3.4.1.2.11. Время для выполнения стандартных разворотов участниками соревнований не плюсуется.

3.4.1.2.12. После представления плана полета, но не раньше, чем через 20 минут после получения своего полетного задания, пилот получает план полета и в соответствии с ним выполняет свой полет по маршруту.

3.4.1.2.13. Все участники соревнований используют подготовленные руководством соревнований планы полета, рассчитанные на основе официально заявленной истинной воздушной скорости участника.

3.4.1.2.14. В плане полета указывается:

а) местное время взлета, прохода исходного и конечного пункта и всех поворотных пунктов маршрута: в часах, минутах и секундах;

б) истинные путевые углы и истинные курсы в градусах;

в) путевые скорости, как минимум с точностью до десятых долей км/час;

г) расстояния, как минимум до десятых долей километра;

д) время на участке маршрута в минутах и секундах.

3.4.1.2.15. Для подготовки карты участнику соревнований дается максимум 30 минут помимо тех 30 минут, которые он имеет на расчет плана полетов.

3.4.1.2.16. Участник, представивший свой план полета через 20 минут, будет иметь на подготовку карты в общей сложности 40 минут.

3.4.1.2.17. Подготовка карты проводится в комнате предполетной подготовки.

3.4.1.2.18. Участнику, покинувшему комнату предполетной подготовки позже, чем истекут 60 минут с момента получения им полетного задания, записываются штрафные очки.

3.4.1.2.19. С того момента, когда участнику предписано покинуть комнату предполетной подготовки, ему дается 15 минут, чтобы дойти до самолета, подготовить его к полету и вырулить на исполнительный старт.

3.4.1.2.20. Все расчеты по плану полета производятся с помощью ручных средств.

3.4.1.2.21. Помимо ручных калькуляторов, участнику соревнований разрешается брать с собой в комнату предполетной подготовки, а затем и в самолет, такие основные принадлежности для подготовки плана полета: линейку, масштабные линейки, транспортир, ручки, карандаши, измерительный циркуль, кнопки и личные бланки плана полета.

3.4.1.3 Упражнения по самолетовождению:

3.4.1.3.1. По самолетовождению проводится две проверки, целью каждой проверки является оценка умения участника точно осуществлять самолетовождение и выдерживать заданное время.

3.4.1.3.2. Проверки также включают в себя выдерживание заданных путевых углов, высоты полета и путевой скорости.

3.4.1.3.3. Время засекается на взлете, при проходе над исходным и конечным пунктами маршрута, а также над поворотными пунктами и другими КП.

3.4.1.3.4. Поворотные пункты не обязательно являются одновременно и пунктами контроля времени.

3.4.1.3.5. За исключением пункта взлета, исходного и конечного пункта, на маршруте будет от 6 до 8 пунктов контроля времени, из которых, по крайней мере, три будут скрытыми.

3.4.1.3.6. В пределах первых 800 метров любого участка маршрута скрытых контрольных пунктов не будет.

3.4.1.3.7. В каждом упражнении (проверке) по самолетовождению маршрут имеет не более 8 участков. Все участки маршрута прямые.

3.4.1.3.8. Для того, чтобы самолет был опознан при полете над исходным пунктом маршрута, на первом участке маршрута он должен идти с установившимся курсом, равным заданному путевому углу.

3.4.1.3.9. Выполнение виражей после пролета ИПМ не разрешается, за исключением случаев, когда конкретный порядок пролета предписывает их выполнение.

3.4.1.3.10. Исходный, поворотный и конечный пункты маршрута должны быть четко обозначены, как на карте, так и на местности.

3.4.1.3.11. Рекомендованная истинная высота полета при проведении проверок по СВЖ - 200 метров. С целью обеспечения безопасности полетов организатор соревнования может установить иную высоту.

3.4.1.3.12. Полеты разрешается выполнять на минимальной истинной высоте не ниже 100 метров или принятой в данной местности минимальной безопасной высоте полета, если она больше.

3.4.1.3.13. Если минимальная истинная высота больше, чем 150 метров над уровнем местности, это должно быть указано в местных правилах проведения соревнований.

3.4.1.3.14. Длина маршрута каждого из двух упражнений по СВЖ должна быть не менее 130 и не более 180 километров. Общая длина двух маршрутов не должна превышать 360 километров.

3.4.1.3.15. В рамках каждого упражнения по СВЖ проводится соответствующее планирование полета и специальные проверки на ведение наблюдения, минимальная разрешенная истинная воздушная скорость на соревнованиях - 110 км/час. Заявленные скорости должны быть кратными только 10 км/час.

3.4.1.3.16. На схемах подхода и отлета указываются местоположения исходного и конечного пунктов маршрута. Масштаб схем должен быть приблизительно 1:50000 и в правилах места проведения соревнований должно быть дано их описание.

3.4.1.3.17. Участник соревнований должен пролетать контрольные пункты в правильном направлении вдоль проходящей через них линии пути.

3.4.1.3.18. Контрольное время засекается, когда самолет пересекает линию, проходящую через КП перпендикулярно линии пути.

3.4.1.3.19. Во всех случаях, когда после поворотного пункта путевой угол меняется более чем на 90°, участникам соревнований будет предписываться выполнение стандартного разворота.

3.4.1.3.20. Выполнение стандартного разворота указан на отдельной строчке плана полета, выдаваемого участнику соревнований. На выполнение разворота добавляется одна минута.

3.4.1.3.21. На диаграммах, показывающих форму стандартных разворотов, будет указан маршрут полета.

3.4.1.3.22. За невыполнение стандартных разворотов начисляются штрафные очки.

3.4.1.3.23. Пролет каждого из КП должен быть выполнен один раз.

3.4.1.3.24. Любой участник соревнований, не опознанный над каким-либо пунктом контроля времени, считается "незамеченным" и получает максимальное количество штрафных очков за выдерживание времени.

3.4.1.3.25. Для целей соревнований используются только карты с хорошей топографической информацией масштаба 1:200 000.

3.4.1.3.26. Для пользования только в особых случаях в самолете должна быть дополнительная карта масштаба 1:500 000.

3.4.1.3.27. Иные карты или схемы, за исключением схем подхода и выхода, иметь на борту во время соревнований запрещено.

3.4.1.3.28. Все электронное оборудование и автопилоты опечатываются и не должны использоваться во время соревнований, за исключением особых случаев. Любые сорванные пломбы могут привести к дисквалификации участника.

3.4.1.4. Упражнения по ведению специального наблюдения:

3.4.1.4.1. Цель упражнений по ведению специального наблюдения состоит в оценке умения пилота правильно вести наблюдение во время сложного полета по маршруту.

3.4.1.4.2. Упражнения состоят из:

а) опознавания полотняных целей по маршруту полета;

б) опознавания сфотографированных целей;

в) нанесения местоположения обоих видов целей на карте соревнований.

3.4.1.4.3. Помимо целей на исходном, конечном и всех поворотных пунктах маршрута будет еще, по крайней мере, 5 полотняных целей и как минимум 5, но не более 8 сфотографированных целей. Общее количество целей будет не более 20.

3.4.1.4.4. Полотняные цели белого или оранжевого цвета состоят из полос шириной 0,5 метра. Каждая цель имеет общий размер не менее трех метров. Цвет цели должен быть оговорен в правилах конкретного соревнования.

3.4.1.4.5. Как полотняные, так и сфотографированные цели по маршруту полета располагаются прямо на линии пути или не более, чем в 100 метрах слева от нее.

3.4.1.4.6. Полотняные цели у исходного, конечного и поворотных пунктов маршрута располагаются настолько близко от названных пунктов, насколько это возможно, но в любом случае в радиусе 50 метров от конкретного пункта.

3.4.1.4.7. Точное местоположение сфотографированных и полотняных целей наносится участником соревнований на карту.

3.4.1.4.8. У скрытых КП расположение полотняных целей не обязательно.

3.4.1.4.9. Полотняные цели обязательно располагаются у исходного, конечного и поворотных пунктов маршрута и должны быть выполнены в виде букв алфавита. В Приложении 8 указаны разрешенные буквы.

3.4.1.4.10. Конкретная цель, подлежащая опознанию, обводится в кружок на каждой фотографии.

3.4.1.4.11. В пределах первых 500 метров каждого участка маршрута сфотографированных или полотняных целей располагаться не будет.

3.4.1.4.12. За неправильное опознание полотняных или сфотографированных целей начисляются штрафные очки.

3.4.1.4.13. После завершения полета участнику соревнований дается 5 минут, чтобы, сидя в своем самолете, закончить разметку карты. Время отсчитывается с момента остановки самолета на своей стоянке.

3.4.1.4.14. Опрос участника соревнований производится по возможности сразу же после полета.

3.4.1.4.15. Оценка упражнений по ведению наблюдения производится следующим образом:

1) сфотографированные цели оцениваются одним из следующих вариантов:

а) "правильно установленное местоположение";

б) "неправильно установленное местоположение";

в) "незамеченная";

2) полотняные цели у исходного, конечного и поворотного пунктов маршрута оцениваются одним из следующих вариантов:

а) "правильно установленное местоположение";

б) "неправильно установленное местоположение";

в) "незамеченная";

3) для оценки иных полотняных целей по маршруту сравнивается число отмеченных целей по маршруту с фактическим их числом, использованным организатором соревнований:

а) пропущенные цели оцениваются как "незамеченные";

б) помеченные цели оцениваются как "правильно установленное местоположение" или "неправильно установленное местоположение".

3.4.1.5. Тесты на точность приземления:

3.4.1.5.1. Целью тестов по приземлению является оценка искусства пилота по приземлению различными способами.

3.4.1.5.2. Полет по кругу может быть как правым, так левым.

3.4.1.5.3. Высота полета по кругу для тестов 1 и 4 должна быть не ниже 150 метров от уровня аэродрома.

3.4.1.5.4. Для тестов 2 и 3 высота полета по кругу не ниже 300 метров и не выше 350 метров от уровня аэродрома. Точная высота будет определена руководством соревнований, которое наделено правами изменять аэродром и направление круга.

3.4.1.5.5. Тесты включают следующие способы выполнения посадки:

3.4.1.5.5.1. Тест 1 - Нормальная посадка.

Посадка, при выполнении которой спортсмен может использовать двигатель, механизацию крыла, боковое скольжение и так далее по своему усмотрению и согласно руководству по летной эксплуатации самолета.

3.4.1.5.5.2. Тест 2 - Посадка с задросселированным двигателем.

На высоте от 300 до 350 метров в момент пролета траверза посадочной разметки на участке от второго к третьему развороту спортсмен устанавливает режим работы двигателя "малый газ". Выполняет посадку более не используя тягу двигателя, но вправе использовать механизацию крыла, боковое скольжение и тому подобное по своему усмотрению.

3.4.1.5.5.3. Тест 3 - Посадка с задросселированным двигателем без использования механизации крыла.

На траверзе посадочной разметки, на высоте от 300 до 350 метров спортсмен устанавливает двигателю режим "малый газ" и, не используя никакую механизацию крыла, выполняет посадку. Скольжение допускается.

3.4.1.5.5.4. Тест 4 - Посадка с препятствием.

Спортсмен должен выполнить посадку после преодоления препятствия (красная лента на двухметровых шестах шириной 12 метров) установленного за 50 метров до полосы приземления. Разрешается использование механизации крыла. Мощность двигателя, боковое скольжение - по усмотрению спортсмена. Не допускается потеря высоты на подходе колесами шасси ниже препятствия.

3.4.1.5.6. Тесты на посадку проводятся как отдельное соревнование, чтобы дать возможность участвовать всем судьям в судействе этого соревнования.

3.4.1.5.7. В зависимости от ситуации директор соревнований принимает решение проводить соревнования одним из следующих способов:

а) каждая посадка заканчивается полной остановкой;

б) две посадки с немедленным взлетом после касания (конвейер).

3.4.1.5.8. Порядок приземления доводится до участников на предполетном брифинге.

3.4.1.5.9. Все посадки выполняются как можно ближе к нулевой зоне (зебра) внутри полосы шириной 12 метров и длиной 72 метра.

3.4.1.5.10. Полоса приземления будет размечена, и спортсмен должен удержать самолет внутри разметки, указанной в Приложении 9.

3.4.1.5.11. Посадка должна выполняться на основные колеса шасси при максимальной дистанции между первым и вторым касанием 5 метров, кроме случаев, когда судья решит сделать поправку на боковой ветер.

3.4.1.5.12. Если в нулевой зоне или за ней расстояние между первым и вторым касанием 5 или менее метров, то точкой посадки для зачета принимается первое касание. Если расстояние более 5 метров - второе.

3.4.1.5.13. Носовое колесо шасси должно быть приподнято над землей. Самолеты с хвостовым колесом шасси должны приземляться в конфигурации, когда хвостовое колесо ниже положения горизонтального полета.

3.4.1.5.14. Точка посадки на нулевой зоне или за ней измеряется в тот момент, когда самолет идет по ВПП после всех "подпрыгиваний".

3.4.1.5.15. В случае, если "подпрыгивания" имеют место и до, и после нулевой зоны, посадка считается штрафной, и за этот тест начисляются максимальные штрафные баллы.

3.4.1.5.16. Самолет считается "прыгающим", если одно или оба основных колес шасси отходят от ВПП на высоту больше своего диаметра или на расстояние более 15 метров.

3.4.1.5.17. Прыжок на пятиметровой полосе должен рассчитываться так: метры ограниченной площадки минус 4 метра, минус измеренная предыдущая точка подъема.

3.4.1.5.18. В случае касания ВПП любой другой части самолета до нулевой зоны, расстояние замеряется от точки касания до нулевой зоны.

3.4.1.5.19. В случае приземления самолета с хвостовым колесом на три точки (хвостовое колесо может ехать по ВПП максимальное расстояние 5 метров до основных шасси), измеряется точка касания шасси.

3.4.1.5.20. Условием посадки с боковым ветром считается, когда боковая составляющая 3 м/с и более.

3.4.1.5.21. Направление и скорость ветра следует измерять вблизи с нулевой зоной анемометром и записывать эти показания при каждой посадке.

3.4.1.5.22. Максимально допустимая попутная составляющая ветра должна быть не более 2 м/с.

3.4.1.5.23. Главный судья решает, когда имеет место ситуация бокового ветра и распоряжается, чтобы сигнальный флажок был установлен за 30 метров до нулевой зоны, для оповещения участников соревнований.

3.4.1.5.24. Посадка только на одно колесо шасси засчитывается исключительно в ситуации с боковым ветром.

3.4.1.5.25. На грунтовых ВПП после каждой посадки рекомендуется только достаточная для освобождения ВПП мощность двигателя, после того, как самолет полностью остановился.

3.4.1.5.26. Посадки, имеющие отклонения от нормы во всех четырех тестах, определяются следующим образом:

а) носовое колесо не над ВПП;

б) самолет с хвостовым колесом не в требуемой конфигурации;

в) одно колесо основного шасси над ВПП в начальном касании без подтверждения условий бокового ветра на высоту более диаметра колеса;

г) любая часть самолета кроме колес касается ВПП;

д) уборка закрылков (щитка) внутри посадочной полосы (разметки) до касания;

е) посадка с заторможенными колесами;

ж) отрыв основных колес от ВПП, в то время, когда носовое или хвостовое колесо на ВПП.

3.4.1.5.27. Если самолет во время соревнований не коснется ВПП в любом из 4-х тестов на посадку или приземлится вне разметки, спортсмен получает максимальное количество штрафных баллов.

3.4.1.5.28. Все полеты должны считаться безопасными. Если Главный судья или директор соревнований выскажут мнение, что полеты или приземление расцениваются как опасные, полеты должны быть прекращены до тех пор, пока Жюри не вынесет иное решение.

3.4.2. Начисление штрафных баллов:

3.4.2.1. Штрафные баллы за расчет плана полета начисляются согласно таблице 22.

Таблица N 23

Начисление штрафных баллов за расчет плана полета

Причина начисления штрафных баллов
Количество штрафных баллов
Расчет плана полета:
Ошибка до 2°
0
Ошибка более 2° за каждый 1°
2
Ошибка до 5 с
0
Ошибка более 5 с за каждую 1 с
1
Задержка в подготовке плана полета более 30 мин
50
Покидание комнаты планирования после истечения 60 мин
100
Максимальное количество штрафных баллов
350

3.4.2.2. Штрафные баллы за упражнения по самолетовождению начисляются согласно таблице 23.

Таблица N 24

Начисление штрафных баллов за упражнения по СВЖ

Причина начисления штрафных баллов
Количество штрафных баллов
Взлет:
Взлет не более 60 с
0
Начало взлета до или после контрольного времени
200
Пролет ПП:
До 2 с
0
Более 2 с, за каждую 1 с
3
Максимальное количество штрафных баллов
300
Отклонения от маршрута:
Поворот на участке маршрута более 90°
200
Не прибыл/не отбыл с маршрута и/или ПП
200
Опоздание по времени прибытия на аэродром и посадки более чем на 1 мин
200
Нарушение правил поворота
200
Полет ниже безопасной высоты
500
Опоздание сдачи карты и отчета по полету более чем на 5 мин
100

3.4.2.3. Штрафные баллы за упражнения по ведению специального наблюдения начисляются согласно таблице 24.

Таблица N 25

Начисление штрафных баллов за ведение
специального наблюдения

Причина начисления штрафных баллов
Количество штрафных баллов
Фото и наземные цели (знаки)
Указание местоположения знака или фото на карте в 5 мм от истинного
0
Местоположение знака не найдено
20
Неправильно определено фото или знак
30
Наземные знаки на ИПМ, КПМ, ПП не найдены
50
Наземные знаки на ИПМ, КПМ, ПП опознаны неправильно
100

3.4.2.4. Штрафные баллы за упражнения по посадке начисляются согласно таблице 25.

Таблица N 26

Начисление штрафных баллов за посадку

Причина начисления штрафных баллов
Количество штрафных баллов
Нормальная посадка
Задросселированный двигатель
Посадка с препятствием
С механизацией крыла
Без механизации крыла
Максимальное количество штрафных баллов
400
200
200
400
Посадка вне разметки или при отсутствии посадки
200
150
150
200
Посадка имеет отклонения от нормы (подпункт 3.4.1.5.26)
150
150
150
150
Подача газа в пределах разметки
50
50
50
50
Не установлен вовремя малый газ
-
200
200
-
Выпуск механизации крыла
-
-
200
-
Глиссада ниже линии разметки препятствия или разрыв самолетом ленты препятствия
-
-
-
400

3.4.2.5. В случае неполного чемпионата штрафные очки за приземление должны соответствовать формуле: количество тестов по навигации, умноженное на 2 и разделенное на количество посадок.

3.4.3. Принципы определения победителя:

3.4.3.1. Для подсчета командного места суммируется общее количество штрафных очков трех лучших спортсменов от каждой команды.

3.4.3.2. Финальный результат состоит из суммы всех штрафных очков. В каждой группе и подгруппе все штрафные очки суммируются для подсчета максимума, присуждаемого каждому участнику.

3.4.3.3. Участник с наименьшим количеством штрафных очков становится чемпионом.

3.4.3.4. В случае, если два и более участников имеют одинаковое количество штрафных очков, участнику с наименьшим количеством штрафных очков в каждой группе будет присуждено звание победителя при выполнении одного из условий:

а) участник с наименьшими очками за планирование полета и навигацию;

б) участник с наименьшими очками за посадки.

3.4.3.5. Если в соревнованиях 2 и более участников получили одинаковые очки за навигацию и за посадки, то полагается следующее:

1) приз за навигацию, при получении участником наименьшего количества баллов в одном из упражнений:

а) за соблюдение времени полета;

б) на всех секретных пунктах проверки;

в) за тест по наблюдательности;

2) приз за посадки, при получении участником наименьшего количества баллов за следующие упражнения:

а) за посадку на "малом газе" без механизации крыла;

б) за посадку "на малом газе" с механизацией крыла;

в) за посадку с препятствием.

3.4.3.6. Если ничья будет сохраняться - допустимо объявление нескольких победителей.