2.2. Организация учебно-методической работы на кафедрах физического воспитания

2.2. Организация учебно-методической работы на кафедрах
физического воспитания

Согласно Методическим рекомендациям по разработке показателей эффективности профессорско-преподавательского состава, предусматриваются следующие показатели эффективности учебно-методической работы профессорско-преподавательского состава:

- издание учебников, учебных пособий (учебно-методических пособий);

- разработка ресурсов для применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, тренажеров, установок и пр.;

- разработка по образовательной программе электронных курсов, электронных учебных пособий на русском языке;

- разработка по образовательной программе электронных курсов, электронных учебных пособий на иностранном языке;

- иные показатели эффективности, утвержденные образовательной организацией высшего образования.

Исходя из этого, учебно-методическая работа кафедры физического воспитания включает в себя:

- разработку рабочих программ дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту;

- учебно-методическое обеспечение реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту посредством разработки учебников, учебных пособий, учебно-методических пособий, методических материалов и указаний по проведению учебных занятий по физической культуре и спорту;

- обеспечение непрерывного повышения качества реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, в том числе посредством внедрения инновационных разработок в практику проведения учебных занятий по физической культуре и спорту.

Основным направлением учебно-методической работы кафедр физического воспитания является разработка рабочих программ базовых дисциплин (модулей) и элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту. При этом в целях совершенствования подходов к реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, при разработке рабочих программ рекомендуется учитывать следующие положения.

1. Разработка рабочих программ дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, в том числе планируемых результатов обучения по дисциплинам (модулям) рекомендуется осуществлять с учетом необходимости формирования у обучающихся универсальных компетенций.

В соответствии с пунктом 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности, образовательная организация высшего образования обеспечивает осуществление образовательной деятельности в соответствии с установленными образовательной программой:

- планируемыми результатами освоения образовательной программы - компетенциями выпускников, установленными образовательным стандартом, и компетенциями выпускников, установленными организацией (в случае установления таких компетенций);

- планируемыми результатами обучения по каждой дисциплине (модулю), иному компоненту, в том числе практике, обеспечивающими достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Также, учитывая направленность дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на формирование у обучающихся универсальной компетенции "УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности", относящейся к категории универсальных компетенций по самоорганизации и саморазвитию (в том числе здоровьесбережению), в содержании рабочих программ базовых и элективных дисциплин (модулей) рекомендуется отражать направленность учебных занятий по физической культуре и спорту на достижение поставленных образовательных задач.

2. Реализация базовых дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту должна обеспечивать освоение обучающимися ключевых знаний и умений, необходимых для самостоятельного повышения уровня физической подготовленности после завершения обучения в образовательной организации высшего образования.

В качестве основных задач реализации базовых дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту рекомендуется определять:

- формирование у обучающихся мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом и ценностей здорового образа жизни;

- приобретение обучающимися необходимых знаний по планированию и управлению самостоятельными занятиями физической культурой и спортом;

- приобретение обучающимися необходимых знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности.

В этой связи, в содержании рабочих программ базовых дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту рекомендуется предусматривать теоретическую и методико-практическую направленность:

- теоретическая часть базовых дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту предусматривает проведение лекционных занятий, направленных на освоение обучающимися знаний по общим вопросам развития физической культуры и спорта, роли физической культуры в формировании общей культуры личности, применения средств физической культуры в учебной и профессиональной деятельности, планирования и организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применения средств физической культуры и спорта в профессиональной деятельности;

- методико-практическая часть базовых дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту предусматривает проведение практических занятий, направленных на освоение обучающимися базовых методик организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом, а также умений и навыков, необходимых для самостоятельной общей физической подготовки и профессионально-прикладной физической подготовки. При этом содержание практических занятий должно соответствовать тематике лекционных занятий.

3. Рекомендуется предусматривать направленность элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на практическое закрепление знаний, умений и навыков, полученных в рамках базовых дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту.

В качестве основных задач реализации элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, можно выделить:

- приобретение обучающимися навыков творческого и методически обоснованного использования средств физической культуры и спорта в целях повышения качества жизни, последующего достижения социальных и профессиональных целей;

- обеспечение общей физической подготовки обучающихся;

- обеспечение подготовки обучающихся к выполнению нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО;

- обеспечение профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности.

В отличие от спортивных секций по видам спорта, организуемых студенческим спортивным клубом и направленных на повышение уровня двигательной активности обучающихся во внеучебное время, реализация элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту направлена на овладение и закрепление обучающимися практических навыков по физической культуре и спорту, необходимых для формирования универсальной компетенции "УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности".

В этой связи, рекомендуется обеспечить соответствие содержания рабочих программ элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту содержанию методико-практической части базовых дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту. Также при разработке рабочих программ по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту рекомендуется обеспечить постепенное повышение уровня физической подготовленности обучающихся.

Определение перечня и наименований элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, а также разработка соответствующих рабочих программ элективных дисциплин (модулей) осуществляется образовательной организацией высшего образования самостоятельно, с учетом потребностей и возможностей самой образовательной организации высшего образования, направления подготовки (специальности), а также мнения обучающихся.

4. Фонды оценочных средств к базовым дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту и элективным дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту, в том числе контрольные нормативы и иные оценочные материалы, необходимые для оценки результатов освоения дисциплин (модулей), в том числе в процессе освоения, а также методические материалы, определяющие процедуры этой оценки, рекомендуется разрабатывать в соответствии с государственными требованиями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 22.02.2023 г. N 117

5. В рамках профессионально-прикладной физической подготовки при разработке содержания рабочих программ дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту рекомендуется:

- учитывать направление подготовки (специальности) обучающихся и соответствующие планируемые результаты освоения программ бакалавриата (специалитета);

- варьировать содержание рабочих программ в зависимости от специфики будущего вида профессиональной деятельности и соответствующего перечня необходимых знаний, умений, навыков для дальнейшего применения средств физической культуры и спорта в профессиональной деятельности;

- учитывать принадлежность направлений подготовки, специальностей к областям образования, определенным в соответствии с Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12.09.2013 г. N 1059:

- математические и естественные науки;

- инженерное дело, технологии и технические науки;

- здравоохранение и медицинские науки;

- сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;

- науки об обществе;

- образование и педагогические науки;

- гуманитарные науки;

- искусство и культура;

- оборона и безопасность государства. Военные науки.

Наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки по областям образования представлены в приложении N 3.

Учет специальностей и направлений подготовки обучающихся при разработке рабочих программ рекомендуется осуществлять в следующих направлениях:

5.1. Включение в содержание базовых дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту вопросов, отражающих основные требования к физической подготовленности обучающихся, основное содержание профессионально-прикладной подготовки обучающихся по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) и требования к профессионально-прикладным навыкам, необходимые для достижения высокого уровня работоспособности.

5.2. Включение в содержание базовых дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту вопросов, отражающих взаимосвязь специальностей и направлений подготовки обучающихся со сферой физической культуры и спорта. В частности, для обучающихся по направлениям подготовки, соответствующим области образования "Здравоохранение и медицинские науки" в содержание рабочей программы могут быть включены вопросы спортивной медицины и лечебной физической культуры. По направлениям подготовки и специальностям, соответствующим области образования "Науки об обществе", в содержание рабочей программы могут быть включены вопросы развития физической культуры и спорта как социально-экономической системы, нормативно-правового регулирования физической культуры и спорта.

5.3. Разработка рабочих программ элективных дисциплин (модулей) по профессионально-прикладной физической подготовке, прикладным видам спорта, с учетом направлений подготовки (специальностей) обучающихся.

Рекомендуется использовать следующие вариации профессионально-прикладной физической подготовки:

- освоение служебно-прикладных и военно-прикладных видов спорта;

- развитие прикладных физических, психических, психофизиологических и психомоторных качеств посредством использования конкретных физических упражнений;

- прохождение полосы препятствий с имитацией действий, требующих проявления прикладных физических качеств и прикладных умений и навыков;

- ситуационное моделирование посредством выделения типовых профессиональных ситуаций;

- комплексная профессионально-прикладная физическая подготовка путем создания многокомпонентных моделей, сочетающих несколько вариантов профессионально-прикладной физической подготовки.

Отбор служебно-прикладных и военно-прикладных видов спорта для реализации элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту образовательной организацией высшего образования, рекомендуется осуществлять посредством сопоставления спортограмм и профессиограмм, способствующих формированию эффекта положительного переноса на развитие профессиональных качеств обучающихся и разработке специальных комплексов физических упражнений.