2.1.3. Реализация дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

2.1.3. Реализация дисциплин (модулей) по физической культуре
и спорту для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов

Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 04.12.2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о физической культуре и спорте), адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Согласно части 3 статьи 31 Закона о физической культуре и спорте, адаптивный спорт направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о физической культуре и спорте, для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных организациях организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Согласно части 7 статьи 31 Закона о физической культуре и спорте, образовательные организации вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.

Согласно пункту 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности, содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения для инвалидов определяются в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (при наличии), для обучающихся с ОВЗ - на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Согласно пункту 40 приложения N 1 к Приказу N 1144н, медицинское заключение о допуске по медицинским показаниям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к прохождению спортивной подготовки, занятиям физической культурой и спортом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, иных организациях для занятий физической культурой и спортом, и (или) к выполнению нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО оформляется врачом по спортивной медицине на основании наличия у лица установленной группы инвалидности/ограничения здоровья, в соответствии с клиническими (методическими) рекомендациями по допуску указанных лиц, с учетом состояния здоровья, стадии, степени выраженности и индивидуальных особенностей течения заболевания (состояния), выполняемой группы и ступени ВФСК ГТО соответственно возраста.

Согласно пункту 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности, обучение по образовательным программам обучающихся с ОВЗ и инвалидов осуществляется организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидов может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях.

Согласно пункту 8.2 Методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов, утвержденных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации от 16.04.2014 г., образовательная организация высшего образования устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту для обучающихся с ОВЗ и инвалидов на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Для обучающихся с ОВЗ и инвалидов могут проводиться подвижные занятия адаптивной физической культурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных залах и плавательных бассейнах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими специальную подготовку и соответствующие требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.08.2011 г. N 916н. Для обучающихся с ограничениями передвижения могут проводиться занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта.

Согласно пункту 43 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности, организациями должны быть созданы специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ОВЗ и инвалидов. Под специальными условиями для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ОВЗ и инвалидов понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ и инвалидов.