II. Предпосылки создания Системы

II. Предпосылки создания Системы

В использовании информационных технологий в сфере ФКиС на данный момент существует ряд аспектов, которые необходимо учесть при создании и внедрении ГИС ФКиС:

нормативно-правовое регулирование деятельности по информатизации в сфере ФКиС требует актуализации;

отсутствует формализованное и утвержденное описание архитектуры информационно-технологического комплекса. Имеется функционирующая информационная и коммуникационная инфраструктура федерального органа исполнительной власти, представленная современным оборудованием и программным обеспечением, однако, в субъектах Российской Федерации, как правило, отсутствует развитая инфраструктура, готовая к взаимодействию с информационными системами на федеральном уровне;

большая часть рабочих процессов Министерства спорта Российской Федерации (далее - Министерство) не поддерживаемся информационными системами и осуществляется с помощью офисного программного обеспечения, что отрицательно сказывается на времени проведения операций и трудозатратах, а также не в полной мере отвечает требованиям информационной безопасности. Единая система нормативно-справочной информации (общие классификаторы, словари и справочники) отсутствует;

отсутствует единое информационное пространство для всех статистических, отчетных и других информационных материалов и, соответственно, возможность их согласованного оперативного обновления ответственными лицами, вследствие чего информация быстро устаревает.

Использование информационно-телекоммуникационных технологий в сфере ФКиС носит преимущественно локальный характер, что не позволяет существенно улучшить межведомственное и межрегиональное взаимодействие, повысить качество выработки государственной политики и услуг, предоставляемых субъектами ФКиС. Преобладание "ручного" ввода данных о достигнутых результатах повышает риски манипулирования данными (их намеренного искажения). Кроме того, низкая периодичность "ручного" ввода данных (например, отсутствие оперативного мониторинга достижения результатов федеральных проектов и государственных программ) приводит к тому, что данные системы носят, в сущности, реактивный, а не проактивный характер: в лучшем случае они помогают корректно обобщать данные о том, что уже случилось, но не позволяют выбрать оптимальный набор действий на перспективу.

В настоящее время рабочие процессы сферы ФКиС обслуживаются узкоспециализированными информационными системами субъектов ФКиС, не объединенными в единую цифровую платформу. Дальнейшая модернизация имеющихся замкнутых узкоспециализированных информационных систем, их последующая интеграция на уровне внешнего обмена данными приведет к неизбежному дублированию функционала информационных систем, а хаотичная интеграция приведет к усложнению из-за неочевидности влияния изменений в одной информационной системе на данные другой системы.

Отсутствие интеграции информационно-аналитических систем приводит к необходимости повторного ввода одних и тех же данных в различные системы. Интеграция эксплуатируемых в настоящее время в сфере ФКиС информационных систем может решить проблему лишь частично, так как указанные информационные системы не направлены на предоставление данных, необходимых для формирования аналитической информации в требуемом разрезе.

Действующие информационные системы формировались отдельными органами государственной власти или общественными организациями в условиях отсутствия единой концепции, нормативной правовой и технической базы. Содержащиеся в них сведения доступны локально и не могут быть оперативно использованы иными субъектами ФКиС, что приводит к значительным временным и финансовым издержкам, многократному сбору и дублированию информации в различных системах или на бумажных носителях, невозможности актуализации накопленных массивов данных и формирования оперативной отчетности в режиме реального времени.

Отсутствует единый методический информационный ресурс в области физической культуры, спорта и спортивной медицины, а также единая автоматизированная информационная система, обеспечивающая сбор, анализ и распространение для использования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях передового опыта и практик развития сферы ФКиС.

Цифровые технологии должны стать основой для планирования, мониторинга и оценки деятельности в сфере ФКиС. Так, например, использование "больших данных" позволит получать информацию об изменениях в сфере ФКиС практически в режиме реального времени, а использование искусственного интеллекта сделает возможным не ограничиваться несколькими показателями, а обрабатывать тысячи параметров и выбирать оптимальные управленческие решения. Развитие систем идентификации и защиты данных, раскрытие общедоступной информации, формирование "цифровых двойников" повысит качество государственных услуг и электронных сервисов в сфере ФКиС, обеспечит адресность и проактивность их предоставления.

Вследствие этого ключевой задачей цифровой трансформации сферы ФКиС является разработка единого цифрового контура ФКиС, электронного паспорта спортсмена и информационных систем ФКиС в каждом субъекте Российской Федерации с их интеграцией с информационными системами спортивной медицины, науки, образования, что позволит проводить отраслевое статистическое наблюдение за результатами обеспечения многообразных форм физкультурно-спортивной деятельности по месту жительства, учебы и работы, формировать и развивать спортивную инфраструктуру в шаговой доступности с учетом потребностей граждан Российской Федерации, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также выстраивать адресные коммуникации с конечным потребителем.

Современные технологии предоставляют возможность цифровой трансформации процесса сбора статистической информации, при которой необходимые данные смогут автоматически направляться в ГИС ФКиС на основе взаимодействия информационных систем субъектов Российской Федерации без участия человека.

Необходимо обеспечить открытость Системы для неограниченного числа пользователей с одновременной защитой персональных данных граждан и коммерческой информации организаций, взаимодействующих с ГИС ФКкС; сохранить многоканальность взаимодействия между субъектами сферы ФКиС; обеспечить развитие единой среды доверия, минимизирующей использование услуг "цифровых посредников" (в том числе случаев получения нескольких электронных подписей в нескольких удостоверяющих центрах).

Внедрение современных цифровых технологий и реинжиниринг процессов в сфере ФКиС позволит снизить административные расходы Российской Федерации, организаций и граждан, а также коррупционные риски. Новые подходы к автоматизации задач управления в сложных информационных системах с большим объемом обрабатываемых данных, с возможностью применения облачных вычислительных ресурсов и современных методов компьютерной обработки, моделирования и прогнозирования создают предпосылки к развитию Системы и дальнейшей информатизации сферы ФКиС в целом.

Социальные сети, "большие данные", технологии предиктивной аналитики позволят адаптировать государственное регулирование сферы ФКиС к потребностям конкретных адресатов, сделать его гибким и зависящим от фактически достигаемого эффекта в рамках действующей государственной политики.

Цифровые технологии значительно изменяют традиционные подходы к планированию, мониторингу и оценке результатов органов исполнительной власти Российской Федерации. Объединение данных из различных источников, работа с неструктурированными и частично структурированными источниками информации, апробация отдельных инициатив в рамках контролируемых испытаний, интеграция постоянного сбора обратной связи в процесс разработки, мониторинга и оценки государственного регулирования позволяют Российской Федерации более качественно прогнозировать, выявлять и своевременно реагировать на возникающие проблемы.

Цифровая трансформация государственного управления сферы ФКиС должна стать качественным изменением на основе цифровизации содержания государственного управления отраслью, в том числе отдельных процедур, стадий управленческого цикла, государственных функций и их типов, что в дальнейшем обеспечит повышение качества государственного управления, которое направлено достижение "цифровой зрелости" отрасли.